Версия для слабовидящих

Литературные журналы

В многочисленных исторических исследованиях о г. Троицке рубежа XIX– XX вв. он назван одним из культурных центров Южного Урала.   В городе существовали музыкальные, театральные общества, работали три электротеатра, действовали драматический театр и стационарный цирк. Начало профессионального татарского театра драмы положили литературно-музыкальные собрания «Восточные вечера». Городские библиотеки – общедоступная при городской управе и магометанская библиотека «Наджат», открытая Мусульманским благотворительным обществом, – стали первыми в Оренбургской губернии. К началу XX в. в Троицке имелось несколько типографий, действовали издательское общество «Эш», Мусульманское товарищество книжной торговли, издательство «Хезмет» («Труд»). Издавались газеты «Зауралье», «Троицкий листок» и «Троицкий вестник» (позднее преобразованный в общественно-литературную газету «Степь»). Важную роль в культурном развитии города сыграло издание литературных журналов «Айкап» (1911–1915) на казахском языке и «Акмулла» (1911–1916) на башкирском и татарском языках.

Идея издания национального печатного органа возникла среди татарской интеллигенции,  по воспоминаниям Семена Ужгина, в конце 1904 г.

 «Татарская буржуазно-демократическая интеллигенция нуждалась в рупоре, через который она могла бы влиять на трудовые массы, и, прежде всего на казахские трудовые массы, находившиеся под влиянием ислама и предрассудков кочевого быта. Таким рупором … могла служить газета с демократическим направлением. Предполагалось издавать ее на 2-х языках – русском и казахском. Казахскую часть должен был редактировать учитель М. Сералин» (Ужгин С. Странички былого. «Айкап» – первый демократический журнал на казахском языке» : воспоминания : рукопись // Фонд Кустанайского областного историко-краеведческого музея).

 Мухамеджан Сералин (1872–1929) – организатор, издатель и редактор журнала был известным к началу XX в. поэтом, публицистом, общественным деятелем. Родом М. Сералин из туркестанских ходжей (аристократическое сословие казахов, возводившее свое происхождение к арабам). Отец, Сералы-акын, образованный по-мусульмански человек, переехал из Средней Азии  в Кустанайскую область (ныне Республика Казахстан). Мать Сералина – дочь татарского торговца – была родом из Троицка и приходилась близкой родственницей купцам Яушевым. Овдовев, она вернулась с пятилетним Мухаммеджаном в Троицк.  М. Сералин учился в троицком медресе «Расулия», считавшемся в ту пору лучшим реформированным по европейскому образцу мусульманском учебным заведением.

М. Сералин был приобщен и к русской культуре. Он учился в Кустанайском русско-казахском училище, затем в Оренбургской учительской семинарии (окончить которую ему не удалось из-за сложного материального положения). М. Сералин учительствовал, позже работал в Троицке приказчиком у купца Яушева, занимался самообразованием. В этот период он написал и издал поэмы «Топ жарган» (1900) и «Гульгашима» (1903).

  Выпуск журнала, намеченный первоначально на 1905 г., задержали финансовые и технические проблемы. П. А. Зиссер, редактор троицкой газеты «Зауралье» (первая легальная газета социал-демократического толка, издавшаяся в г. Троицке, 1907), поддержавший идею издания национального органа, также ходатайствовал о приобретении типографией, издававшей газету, арабографического шрифта. Но оренбургский губернатор, закрывший «Зауралье», запретил типографии приобретение «татарского» шрифта.

Лишь в конце 1910 г. после долгих усилий Мухамеджану Сералину удалось получить разрешение на издание журнала. «Киргизу Кустанайского уезда Чубарской волости аула № 5 М. Сералину, выдано разрешение на издание в г. Троицке под его ответ­ственность ежемесячного журнала «Эй-кафь» по следующей программе: передовые статьи, заграничные вести, вопросы мусульманской жизни, хроника, фельетоны и стихотворения, библиография и научные статьи, смесь и письма в редакцию» (Ужгин С. Странички былого. «Айкап» – первый демократический журнал на казахском языке» : воспоминания : рукопись // Фонд Кустанайского областного историко-краеведческого музея).

Большую помощь в организационных вопросах издания журнала Сералину оказали местные журналисты: Сыромолотов, Ужгин (уже называвшийся Зиссер) и Юдин. Они помогли ему заключить договор с владельцем типографии «Энергия» Х. Сосновским на льготных условиях. Основной денежный взнос на открытие журнала сделал троицкий купец Мулла-Ахмат Яушев.

Помещение для редакции журнала «Айкап» по адресу ул. Оренбургская, д. 83 (ныне д. 69) предоставили братья Ганиевы. В этом здании уже размещалась редакция татарского сатирического журнала «Акмулла» (Мифтахетдин  Акмулла (1831–1895),башкирский  поэт-просветитель. Был дружен с З. Расулевым, в 1867–1871 гг. сидел в троицкой тюрьме за уклонение от воинской службы), выпускавшегося в 1911–1916 гг. Редактором и издателем журнала являлся Хабибрахман Ганиев (Ганеев), приказчик купца М. Яушева.

Первый номер казахского национального общественно-политического  и литературно-критического журнала «Айкап» вышел в Тро­ицке 10 января 1911 г. Его структура, содержание, тематика свидетельствуют о том, что это было высококачественное издание для того времени.

В краеведческой литературе часто встречается перевод названия журнала как «Зеркало», хотя прямого перевода на русский язык слова «Айкап» нет.  С. Козыбаев, заведующий кафедрой истории и теории массовой коммуникации Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор пишет: «В названии журнала “Айкап” звучит сожаление, что подобного издания нет, и в то же время надежда на его появление!» (Козыбаев С. Возвращение «Айкапа» // Мысль. 2012. 26 дек.  URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=391 (дата обращения 25.02.2020).  

Троицкий краевед Р. Гизатуллин, говоря о неудачных попытках основать журнал, приводит слова М. Сералина: «”Увы-увы, к сожалению, ошибки не шли впрок”. Это “увы-увы” и дало название журналу, “Ай-кап!” означает дословно “как жаль!”, “эх, увы!” – междометие, выражающее в казахском языке сожаление и досаду».

Первое время «Айкап» выходил с периодичностью один раз в неделю, затем – 2 раза в месяц. Всего вышло 88 номеров. Тираж журнала дохо­дил до 1000 экземпляров (в некоторых источниках называется цифра 1200 экземпляров). Годовая подписка стоила 3 руб., полугодовая – 1 руб. 60 коп., но существовал журнал, по большей мере, за счет добровольных пожертвований.  Издание не имело определенных подписчиков, рассылалось чаще всего при помощи оказий.

Организационные способности  Мухамеджана Сералина достойны особого внимания. Он смог найти и привлечь для работы представителей образованных слоев населения. Среди корреспондентов журнала были учителя, врачи, адвокаты, служащие, учащиеся. Неоднородный авторский коллектив представляли люди различные по образу мыслей, убеждениям, вероисповеданию. В журнале публиковались казахи, татары, русские. «У меня никогда нет недостатка в материале и средствах, – говорил М. Сералин, – я сегодня не знаю даже, что завтра буду сдавать в набор. Вот почта придет, и сразу будет груда материала» (Бейсембиев К. Б. Буржуазно-прогрессивное течение (журнал «Айкап», К. Тогусов и «Уш-Жуз») // Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). Алма-Ата : Казахстан, 1976. 428 с. URL: https://uchebnikfree.com/obschestvennoy-myisli-istoriya/burjuazno-progr essivnoe-techenie-jurnal-aykap-6502.html (дата обращения 25.02.2020).

Если обратиться к постоянной рубрике  журнала «События» («Уакигалар»), становится понятно, насколько обширна география информационного охвата  журнала. Письма и статьи поступали из Ташкента, Верного (ныне Алматы), Чимкента, Аулие-Аты, Уральска, Кустаная, Тургая, Актюбинска, Мангыстау, Букеевской Орды, Омска, Капала, Семипалатинска, Аягуза и др.

Более 40 авторских статей представил в журнал М. Сералин,  не считая передовиц, которые он, как главный редактор, писал практически в каждый номер. Газета «Оренбургский край» в 1912 г. писала: «Редактором названного журнала является коренной степняк киргиз М. Сералин, редко одаренная натура, совмещающая талант организатора, публициста и духовного вождя. Это киргиз по духу и крови!... Пять дней в неделю он проводит у себя за работой в ауле, а на шестой день приезжает в город для редакционной работы. Зная его как человека личного достатка, просто удивляешься, как это может существовать солидный (до 4–5 листов) двухнедельник, имеющий небольшой тираж в 900–1200 экземпляров. Но это секрет только для тех, кто не постиг тайны духовного родства, которое установилось среди киргизской интеллигенции, между журналом и киргизской массой» (Бейсембиев К. Б. Буржуазно-прогрессивное течение (журнал «Айкап», К. Тогусов и «Уш-Жуз») // Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). Алма-Ата : Казахстан, 1976. 428 с. URL: https://uchebnikfree.com/obschestvennoy-myisli-istoriya/burjuazno-progr essivnoe-techenie-jurnal-aykap-6502.html (дата обращения 25.02.2020).

Здесь же газета характеризовала казахский двухнедельный общественно-политический журнал «Айкап» как в высшей степени самобытное явление.

Ведущими авторами журнала, наряду с М. Сералиным, стали Бакытжан Каратаев, Жанша Сейдалин,  Барлыбек Сыртанов, Серали Лапин. Вокруг «Айкапа» сплотились представители разночинной казахской демократической интеллигенции, талантливой студенческой молодежи. Молдагали Жолдыбаев печатал в журнале статьи «Қазақтардың қазіргі халі» («Нынешнее состояник казахов»), «Болашақ» («Будущее»), «Ауылда» («В деревне») и др. Таир Жомартбаев регулярно писал статьи и фельетоны. Кошмухамед Кеменгеров печатался в журнале «Айкап» с подборкой стихотворных произведений: собственные стихи, переводы русских поэтов.

Активно со­трудничали в журнале А. Галимов, М. Жолдыбаев, Т. Жомартбаев, М. Кашимов, К. Кеменгеров, М. Ж. Копеев, Г. Мусагалиев, Н. Манаев и другие. Акрем Галимов, кроме того, работал ответственным секретарем журнала, получая за это 20 руб. в месяц.

 В журнале «Айкап» под своими фамилиями и псевдонимами первые публицистические и литературные опыты опубликовали   Сабит Донентаев, Мыржакып Дулатов и многие другие. Стихотворение «Думы» Беимбета Майлина, одного из основоположников советской казахской литературы, опубликованное в  журнале «Айқап» в 1914 г. в № 12, стало первым напечатанным в периодической печати произведением писателя. В ноябрьском номере (№ 21) журнала «Айкап» опубликовал свою первую статью Сакен Сейфуллин, автор пьесы «Красные соколы», сборников стихотворений «Неукротимый конь», «На волнах жизни». В 1913 г. был опубликован первый казахский роман «Калым» Спандияра Кобеева, впоследствии заслуженного учителя Казахской ССР.  Поэт и публицист Султанмахмут Торайгыров, автор одного из первых казахских романов «Красавица Камар», с 1913 г. был секретарем редакции, публиковал в журнале свои первые очерки.

Учитывая менталитет кочевых казахов, ценивших поэтическое слово, в «Айкапе» печатались художественные произведения поэтов-просветителей. Знакомил «Айкап» читателей с произведениями русских классиков – А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова.

В содержании журнала преобладали материалы, освещающие актуальные проблемы общественной жизни, внешней и внутренней политики Российской империи, проблемы  национальных отношений. В публицистических статьях обсуждались  актуальнейшие проблемы казахского общества: возвращение казахскому народу отторгнутых у него земель; выбор в Государственную думу депутатов из представителей казахского народа; выбор на местах по необходимости религиозных муфтиев; уравнение прав местного населения с правами русских в Российской империи.

 Передовица с говорящим названием «Что нам делать?» («Бізге не істеукерек?»), определила основные темы, затрагиваемые в публикациях журнала. Наиболее актуальная из них – аграрная, поднимающая вопрос перехода к оседлости. Возведение городов, не отрываясь от земли – речь идет об аулах деревенского типа.  «Теперь полукочевое и полуоседлое хозяйство изжило себя... Нам не следует тосковать по прошедшим временам. Теперь надо подумать о том, как жить на меньшей земле. Для того чтобы мы могли существовать, прежде всего, нужно построить поселки и стать оседлыми. Став поселочными жителями, нам нужно заниматься соответствующими этому образу жизни промыслами».

Призывая казахское население к оседанию, «Айкап» доказывал неизбежность отмирания кочевого образа жизни и приобщения всех народов, в том числе и казахов, к достижениям цивилизации.  М. Сералин писал,  что казахи должны изменить взгляд на мир, негативное отношение к оседлому образу жизни, к продуктам земледелия.

Освещая вопросы общественной жизни казахов, «Айкап» критиковал систему выборов волостных управителей и других должностных лиц, разоблачал нечестных  управителей, призывал по-настоящему использовать право выбора: «Цель выборов, чтобы народ избрал полезных людей и чтобы, благодаря им, народ жил вольно, мирно...».

В каждом номере журнал уделял внимание вопросам народного образования, необходимости борьбы с невежеством. В казахских оседлых поселках (аулах) должны открываться национальные школы, содержащиеся за счет религиозный податей или самих поселков. Особое внимание обращалось на подбор и подготовку учителей: педагог должен быть знающим, умным,  порядочным, любить детей и иметь талант преподавателя. Преподавание предметов в аульных школах предполагалось на казахском языке с использованием при этом арабского алфавита, поскольку у казахов не было собственного. «Айкап» признавал полезным обучение в русских школах, но при этом, опасаясь влияния христианской веры, настаивал на преподавании в казахских школах основ мусульманства.

«Айкап» продвигал идеи открытия реформированных полуконфессиональных – полусветских медресе, противопоставляя их старым, ортодоксальным учебным заведениям. М. Сералин писал, что его «радует пере­ход на новометодное обучение детей, открытие в Актюбинске учительской школы, появление на местах школ и медресе, обучение казахских детей в городских школах и медресе, увеличение обучающихся в них».

Нелишне будет упомянуть, что в конце XIX в. среди российских мусульман распространилось общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества – джадидизм (с арабского «джадид» – «новый»).  Одним из постулатов джадидизма являлось внедрение в процесс обучения учащихся медресе «нового метода» («усул джадид»). Новометодное медресе ишана Зайнуллы Расулева, ставшее известным не только в России, но и за рубежом, прославило Троицк как «Уральскую Мекку». В медресе «Расулия» учились не только студенты Урала, но и из Восточной Сибири, Средней Азии, Деятельность медресе оказала влияние на становление современной казахской нации.

Редакция журнала надеялась, что видные мусульманские деятели, входившие в Государственную думу и различные учреждения Санкт-Петербурга, поддержат их требования по аграрному вопросу.

Большое место в журнале занимали вопросы положения женщины-казашки.  «Айкап» подчеркивал  право женщины быть равной с мужчиной, право учиться в школах, получать образование. Для обучения и воспитания казашек «Айкап» выдвигал предложение об открытии специальных женских учебных заведений по подготовке учительских кадров.  М. Сералин привлекал в качестве авторов образованных женщин-казашек, что было необычным явлением для тогдашнего казахского общества. Для журнала писали Сакипжамал Тлеубайкызы, Кулайим Утегенова, Магрипа Койбагарова, Мариям Сейдалина.

На страницах журнала печатались полезные для просвещения масс кочевников статьи о быте, санитарных условиях, состоянии здравоохранения, критикующие отсталость, старых знахарей и шаманов, ишанов и мулл. По мнению одного из авторов – М. Малдыбаева, Аллах дал нам здоровое тело, которое каждый должен беречь, но если все же пришла болезнь, то нужны не молитвы и ритуалы мулл, а «по настоящему образованный доктор или фельдшер, к какой бы религии он не относился».

Авторы «Айкапа» много писали о родном языке и литературе, считая, что без языка ни один народ не может существовать как нация. Журнал  в некоторой степени идеализировал  родной язык и родную литературу, объявив богатство языка единственным мерилом, определяющим культурный уровень народа.

Журнал выходил до августа 1915 г. Был закрыт, по одной версии, из-за публикации на казахском языке статьи большевика Ф. Ф. Сыромолотова, в которой осуждалась разгоравшаяся Первая мировая война. Сам М. Сералин указывал в качестве причины закрытия журнала недостаток средств.      

После закрытия журнала М. Сералин вновь занялся школьно-просветительской деятельностью. В дальнейшем под влиянием земляков-революционеров (А. Джангильдина и др.) он принял Советскую власть и участвовал в подготовке Казахской советской автономной республики.

20 апреля 2013 г. на бывшем здании электротипографии «Энергия», где печатался журнал, в память об этом издании была установлена мемориальная доска. Открытие ее состоялось в рамках программы Дня казахской культуры и языка, прошедшего в Троицке по инициативе челябинской областной организации «Казахский общественный центр “Азамат”», поддержанной руководством города Троицка и при содействии Всемирной ассоциации казахов, акимата Костанайской области Республики Казахстан.

«Айкап» сыграл большую роль в становлении казахской прозы, драматургии, литературной критики, а также литературного языка. В журнале нашли отражение культурное движение и развитие общественной мысли казахского народа начала XX века. Для последующих поколений журнал «Айкап» – источник сведений о  различных сторонах жизни казахского народа на рубеже веков.

Е. Г. Бачурина

Материал размещен 12.08.2020 г.

 

 

Литература

  • АБЛИНА, Н. А. «Айкап» (Зеркало) / Н. А. Аблина. – Текст : непосредственный // Троицкий городской округ : энциклопедия / [ред.- издат. совет: В. А. Щекотов (пред.) и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2013. – С. 22–23.
  • АБЛИНА, Н. А. «Айкап» («Зеркало») / Н. А. Аблина. – Текст : непосредственный // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2008. – Т. 1. – С. 76–77.
  • ГИЗАТУЛЛИН, Р. Н. От солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного Троицка / Р. Н. Гизатуллин. – Челябинск : Край Ра, 2018. – 392 с. – Текст : непосредственный. С. 67-69: О журнале «Айкап».
  • ГИЗАТУЛЛИН, Р. Н. Ужгин Семен Семенович / Р. Н. Гизатуллин. – Текст : непосредственный // Троицкий городской округ : энциклопедия / [ред.- издат. совет: В. А. Щекотов (пред.) и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2013. – С. 367.
  • ГАЛКИНА, Г. «Айкап» – мечта казахской интеллигенции : состоялась науч. конф., посвящ. 100-летию журнала «Айкап» и газеты «Казахстан» / Г. Галкина. – Текст : электронный // Новое поколение. – 2011. – 26 апр. – URL: http://np.kz/index.php?newsid=8134 (дата обращения: 25.02.2020).
  • КОЗЫБАЕВ, С. Возвращение «Айкапа» / С. Козыбаев. – Текст : электронный // Мысль. – Алматы, 2012. – 26 дек. – URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=391 (дата обращения 25.02.2020). Об издании на базе Казахского национального университета журнала «Айкап».