В середине 90-х гг. XX в. наша страна отмечала столетие со дня рождения классика русской поэзии Сергея Есенина. Именно тогда по всей России и за рубежом разошлось выпущенное в Челябинске 10-тысячным тиражом трехтомное собрание избранных сочинений поэта «Мой путь». Малоформатное, изящно оформленное и эстетически безукоризненное, оно стало классическим по подлинности прижизненных текстов автора, часто цитировалось отечественными и зарубежными исследователями, удивляя читателей обилием восстановленных текстов и глубиной аналитических статей, предшествующих каждому тому – лирике, эпосу, прозе.
Составителем, автором комментариев и подробных примечаний является челябинец Алексей Леонидович Казаков, посвятивший творчеству любимого поэта более 50 лет своей жизни (1967–2018). В трехтомнике он привел не только редчайшие суждения современников поэта, с которыми сам лично был знаком (сделав это спустя почти полвека после гибели поэта), но и открыл нам такие грани творческого пути Есенина, как его образованность, неподкупное нравственное чувство, масштаб исторического ясновидения. Вот некоторые фрагменты из размышлений Казакова: «Есенин – поэт-мыслитель, страстотерпец... От «Радуницы» до «Черного человека» пролег самобытный путь неведомой нам душевной тайны... Соединив в стихе и в жизни неведомый град Инонию и сверкающий Нью-Йорк, он относится к такому философскому измерению, что вне забвения Леты... Этого итогового собрания автор трепетно ждал, говоря: “желаю его до нервных вздрагиваний. Вдруг помрешь – сделают все не так, как надо”».
Как удалось в провинциальном Челябинске, в двух тысячах километров от родовых мест великого поэта, так вникнуть в сокровенность его пути, исследовать редчайшие подлинники его рукописей, впервые восстановить искалеченные цензурой фрагменты его знаменитых эпических поэм, острых народных частушек, точных исторических параллелей?
Алексей Казаков родился в Челябинске. Отец его – Леонид Максимович – родом из Вятки. В войну подростком работал на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ); был мастером-инструментальщиком, передал сыну сноровку во многих областях механики, слесарного дела и электротехники (Алексей в своих разысканиях всегда был вооружен фото, кино- и звуковой аппаратурой для фиксации увиденного и найденного).
Мать Алексея – Клавдия Андреевна – родом с Украины, из Кировограда, детдомовская сирота, встретила будущего супруга после эвакуации на Урал на знаменитом заводе. Кстати, поженились родители после войны, в 1948 г., перед армейской службой отца в Москве, служил шофером в Кремле, возил крупных руководителей страны той эпохи. Это еще раз говорит о достоинстве марки ЧТЗ – лучшие механики завода воочию видели вождей государства, начиная со Сталина.
Учился Алексей в нескольких школах города – сначала в 86-й, затем в 112-й, здесь особо запомнилась ему учительница Нина Николаевна Максимова, а оканчивал десятилетку в 107-й школе, где работала Генриетта Серафимовна Чуличкова – заслуженный учитель, литератор и руководитель школьного театрального кружка, о которой с благодарностью вспоминают многие гуманитарии – выпускники 1960-х гг.
В 1967 г. Алексей Казаков, освоив за полгода на ЧТЗ токарное дело, перешел на областную станцию юных техников по приглашению ее директора Владимира Акимовича Горского на должность методиста по работе с подростками. Подметив разносторонность талантов Алексея, Горский неоднократно посылал юношу в столицу на Центральную станцию юных техников (ЦСЮТ), где вскоре стал трудиться и сам. Именно там, на Бутырском валу, Алексей останавливался, все более и более увлекаясь литературными и историческими изысканиями.
В первый отпуск, летом-осенью 1968 г., он бродит по Владимиро-Суздальской земле, знакомясь с древнерусскими архитектурными шедеврами, посещает родину Юрия Долгорукова – село Кидекша, а затем Ярославль, Болдино, монастыри Подмосковья и Ополья.
Еще в школе, когда в 1965 г. в стране широко отмечалось 70-летие Есенина, он влюбился в его поэзию и дерзко возмечтал встретиться с его современниками.
В 1968 г. такая череда встреч началась: увлеченного, страстного юношу доброжелательно принял великий скульптор С. Т. Коненков (ему было 94 года) – автор бюста Есенина, который он лепил с поэта в 1920-х гг. Более четырех часов уделил он Казакову, который подвиг художника-патриарха на поездку на родину поэта – в село Константиново в октябре 1970 г.
Алексей познакомился с сестрами поэта Катей и Шурой, журналистом Николаем Константиновичем Вержбицким - сотрудником газеты «Заря Востока», издававшейся в 1920-х гг., автором книги «Встречи с Есениным», неоднократно беседовал с молодым подвижником с Урала. Общался Казаков и с Марией Антоновной Чагиной – женой главного редактора той же газеты П. И. Чагина, где печатался Есенин в бытность свою на Кавказе.
Знаменитая актриса Августа Леонидовна Миклашевская, цикл стихов о которой «Любовь хулигана» был написан Есениным, не только поведала юноше о подлинных случаях из жизни, но и собственноручно записала строфы из тех стихов, впоследствии факсимильно воспроизведенные в юбилейном трехтомнике, составленном Казаковым.
В том же, 1968 г., Алексей присутствовал на спектакле по поэме С. Есенина «Пугачев» в Театре на Таганке, где главный режиссер Юрий Петрович Любимов посадил его в одном из первых рядов переполненного зала ради возможности записать на магнитофон монологи Пугачева и Хлопуши в исполнении Николая Губенко и Владимира Высоцкого. Много десятилетий будет продолжаться дружба с уникальным театром. Поступив в Литинститут в 1973 г. на отделение критики, Казаков позже, в 1978 г., напишет дипломную работу о творчестве Любимова и его сценических шедеврах.
В 1983–1986 гг. Алексей Казаков учился в Москве в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР, занимаясь темой «Горький и Есенин» под патронажем доктора филологии Александра Ивановича Овчаренко, к сожалению, умершего до завершения работы своего аспиранта.
Тогда и начались сложности у пытливого, своеобразного литературоведа-подвижника: герой его дипломной работы – Ю. П. Любимов – находился за рубежом как диссидент; в стране шли перестройка и пересмотр всех былых ценностей; открывались архивы и новые, трагические страницы нашей истории (как и судеб Есенина и Горького).
Необходимо добавить, что до учебы в аспирантуре Казаков, живя в Челябинске, фактически был «свободным художником». В эти годы он встречался с Ираклием Андрониковым, Шаганэ Тальян, Терентием Семеновичем Мальцевым, с Гавриилом Абрамовичем Илизаровым, ездил на Алтай на родину Шукшина к его матери Марии Сергеевне, сотрудничал с журналами "В мире книг", "Искусство", "Литературное обозрение", а также с газетами "Комсомольская правда", "Советская Россия", "Книжное обозрение", «Литературная Россия». В последней, опубликовав ряд очерков и статей, стал дважды (1985, 1986) лауреатом литературной премии наряду с Д. Лихачевым, В. Распутиным, Е. Евтушенко, А. Кабаковым.
Поступив в аспирантуру, он был уже состоявшимся исследователем и мыслящим критиком, очеркистом, публицистом, отнюдь не желавшим работать и писать «по указке свыше».
Так и не состоялось его увенчание «научными лаврами»... Зато уже в 1989 г. в Челябинске вышла составленная им (совместно с Э. В. Бересневым) великолепная антология «Я в песне отзовусь...» (воспоминания, размышления, эссе, стихи о Сергее Есенине).
В предисловии А. Казаков написал: «Антология охватывает период в 72 года (1915–1987 гг.) – период своеобразной духовной эволюции восприятия творческого пути и личности Есенина... Просмотрены более двух тысяч единиц названий произведений о Поэте, включая зарубежные издания». Около 120 авторов мемуаров, стихов, очерков представлены в антологии, как современники поэта (М. Горький, А. Б. Мариенгоф, И. Э. Бабель, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, С. Юрок, М. М. Зощенко, В. И. Качалов), так и последующие авторы (сын Есенина – Константин, Н. М. Рубцов, В. М. Шукшин, В. С. Высоцкий), что создавало у читателя нарастающее заинтересованное осмысление места поэта во времени и истории России.
Впоследствии, в юбилейном трехтомнике 1995 г. издания, А. Казаков использует возможность расширить круг авторов антологии – в отзывах об Есенине появились имена Л. Д. Троцкого, В. Ф. Ходасевича, П. Н. Лукницкого, А. И. Солженицына, которых было немыслимо цитировать при советской власти. Поэтому мы начинаем понимать Есенина «как феноменальную Личность, объяснение которой не исчерпывается понятием «романтик соломенной России». Есенинская формула-афоризм «Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянье», – более всего применима к ее автору. Эти «моцартовское начало, моцартовская стихия» (Б. Пастернак) все глубже и выразительнее показывает Алексей Казаков, подлинный открыватель кладов золотого литературного наследия Отчизны.
В 1990-е гг. он издает книгу «Как жил Есенин» (новые комментарии). Замышляет вместе с Д. С. Лихачевым расширение издательской деятельности Советского Международного фонда культуры и помогает нашему патриарху-академику в открытии дома-музея М. Цветаевой в Москве. Готовит к изданию, предварительно обработав рукопись, книгу сокамерника Лихачева по Соловкам Владимира Кемецкого «Каменные цветы» (СПб., 1998).
В Челябинске под редакцией А. Л. Казакова подготовлена антология «Вечной жизни мед» (М. Кузмин, М. Волошин, В. Ходасевич, И. Северянин), вышли в свет: книга стихов и рисунков нашего земляка-челябинца Ильи Банникова «Баллада пепла», поэтессы и композитора Леры Авербах «Сороколуние», антология «Душа любви» (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева), проза В. Шаламова в 2-х книгах.
Так в переломные, контрастные годы А. Казакову удается выбрать свой уникальный стиль подвижничества в литературе: обладая всеохватным пониманием эволюции классиков, он умеет найти и среди современников подлинные, не конъюнктурные таланты, будь это молодые или зрелые, но малоизвестные его современники.
Если учесть, что именно на эти годы падает рост агрессивности «постмодерновой» культуры и средств массовой манипуляции сознанием, то труд подвижника обретает совсем новые, невиданные дотоле качества в русской словесности. Это труд первопроходца-поисковика, труд – антипод псевдонаучным компиляциям диссертантов-хамелеонов, которые бегут от черного труда изучения первоисточников и пользуются шаблонами «новых веяний».
Алексей Казаков приступает, по совету Д. С. Лихачева, к исполинскому труду создания Полного собрания сочинений поэта, друга Есенина – великомученика русского слова Николая Алексеевича Клюева (1884–1937) – «олонецкого ведуна», трагический путь которого занимает Казакова уже более двадцати лет (1997–2018).
А. Л. Казаков говорит: «В 2019 г. мне будет 70 лет, а Клюеву – 135 лет. Мое самое большое желание – закончить выпуск литературного наследия Николая Клюева в двух томах именно в 2019 г., хотя «малое» собрание его сочинений я выпустил в 2005 г. Но это и есть «малое», ибо над «большим» работа идет полным ходом».
Алексей Казаков – редактор-составитель книг по технико-ведомственной истории, например, об Южно-Уральской железной дороге, где наряду с публицистикой, архивными изысканиями, собственными открытиями судеб и биографий наличествуют уникальные фотодокументы, мемуары железнодорожников, эпистолярные драмы и материалы технических чертежей («Уральский исток Транссиба», «Вагонники», «Локомотивщики» (Челябинск, 2003–2007), продолжающих идею горьковских изданий по истории фабрик и заводов.
Контраст им – солидным красочным фолиантам – составляет лукаво-виртуозная веселая книга «У меня в душе звенит тальянка...». В ней приведены частушки «малой родины» С. Есенина – села Константинова и его окрестностей. Она вышла в Челябинске (2002), где с детства живет самозабвенный и дотошный литературовед, председатель редакционно-издательского совета Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, неистовый подвижник слова, критик-публицист А. Л. Казаков.
А еще ранее вышли его труды на есенинскую тему: «Дарственные надписи С. Есенина» (1996), «Тот образ во мне не угас...» (история поэмы «Анна Снегина», 2001), публикация репринт-макета неосуществленного издания 1916 г. юношеского сборника поэта «Зарянка» (1999), где А. Казаковым написаны послесловие и комментарии.
Особая тема в творческих изысканиях А. Л. Казакова – история Дома Романовых (1613–1917). В 1995 г. вышла его книга «Царский посох» о первом царе Династии – Михаиле Федоровиче, которая вызвала широкий читательский отклик, даже в стихах:
Я к Музе остыл. Что ж, с годами и с ней
Общенье приходит не часто.
Страдая, молчал… В авторучке моей
Едва не засохла и паста.
И вдруг «Царским посохом» стукнул меня
А. Л. Казаков… Я опешил:
– Куда ты, как в дебри, в страницы маня,
Завел и ведешь меня, леший?
Это признательные строки челябинского поэта Василия Уланова.
В 2014 г. появился монументальный труд «Дом Ипатьева. Летописная хроника в документах и фотографиях. 1877-1977» (автор историк-краевед из Екатеринбурга В. В. Шитов) под редакцией и с предисловием А. Л. Казакова.
Впереди у неутомимого литературоведа-подвижника – поездки, странствия, встречи, из которых сложатся новые книги.
К. А. Шишов
Размещено 08.02.2018