А. Г. Алферова родилась на Волге в селе Большая Кандала Старомайнского района Ульяновской области 29 июля 1955 г. в многодетной семье. Начала писать стихи в пять лет.
В районной газете «Ленинская искра» в 1969 г. появилась первая публикация Анны Григорьевны. Тогда она работала в школьной редколлегии.
В 1972 г. окончила Большекандалинскую среднюю школу, в этом же году поступила в Ульяновский политехнический институт. В 1977 г. окончила строительный факультет, где вела активную культурно-массовую работу: писала стихи, пела в хоровой академической капелле УПИ, участвовала во Всесоюзном конкурсе «Ювентус-75» (г. Каунас), принимала участие в спортивной студенческой жизни и студенческих стройотрядах, в студенческой агитбригаде. В 1976 г. вышла замуж за офицера Советской армии Владимира Мазура, служившего в ГДР, но осталась в Ульяновске защищать диплом.
В 1977 г. родилась дочь Оксана. С 1977 по 1979 г. Анна Алферова проживала в Германии, в отдельном военном городке близ города Нагенов (нем. Hagenow) по месту службы мужа.
По назначению мужа в 1979 г. переехала жить в Свердловск (ныне Екатеринбург), в 32-й военный городок. С 1979 по 1984 г. работала инженером-проектировщиком в Свердловском проектном институте.
В 1982 г. родился второй ребенок — сын Гриша. Позже, в 1984 г., пришлось сменить место жительства из-за назначения мужа начальником бронетанковой службы Челябинского танкового училища. Сначала семья жила в отдельном военном городке ДОС-2. Анна Григорьевна стала работать на общественных началах в родительском комитете и женсовете. Публиковалась в Чебаркульской районной газете «Южноуралец».
В 1985 г. была принята в литобъединение «Металлург» (руководитель Аттила Садыков) при Челябинском металлургическом комбинате. За время пребывания в литобъединении (до 1989 г.) неоднократно публиковались стихи, басни, рассказы («Единство», «Говорили издавна о ней», «Сервиз», «Последнее слово» и др.).
В 1987 г. переехали в Челябинск. До 2003 г. работала ведущим инженером в Проектном управлении ЧТЗ (впоследствии — «ЧТЗ-УРАЛТРАК»).
С 1989 по 2003 г. — член литературного объединения имени Михаила Львова (руководитель Ефим Григорьевич Ховив) при Челябинском тракторном заводе. За этот период напечатаны публикации в газетах «За трудовую доблесть», «ВСЕМ!», «Околица», «Возрождение Урала» и др.
Сотрудничество со Всероссийским отделением любителей отечественной словесности «Единение» и Областным центром народного творчества (Челябинск) было налажено с 1995 г. Анна Алферова принимала участие во встречах, выступлениях, занималась изданием книг, организацией и работой на фестивалях.
С 1996 г. сотрудничала с Русским культурным центром: участвовала в мероприятиях (творческие встречи, выступления, фестивали) сельского краеведческого центра «Красноречье». Он находится в Ульяновской области Старомайнского района, в селе Новиковка.
Активная работа в сфере полиграфии и литературной деятельности велась Анной Григорьевной с 2004 г.: издано более 60 книг, сборников, аудиодисков, электронных книг, журналов и других изданий.
В 2007 г. писательница вступила в ряды «Общества Интеллектуалов» (руководитель Владимир Петрович Бордокин). При Центре организовала «Мастерскую художественного слова Анны Алферовой». Литературные встречи проходили в первую субботу каждого месяца.
В 2009 г. «Мастерская художественного слова» объединилась с музыкальным отделом литературного клуба «Уральские самоцветы» (руководитель Надежда Валентиновна Фадеева), образовался новый коллектив. Анна Григорьевна стала основателем и председателем правления Уральского творческого объединения «Талисман» и была избрана его председателем. В 2011 г. А. Г. Алферова становится основателем и руководителем литературной студии «Ваняткины сказки», а в 2012 г. — создателем и главным редактором литературно-художественного журнала для детей «Подсолнушки».
Очередным интересным начинанием является ежегодный конкурс детского творчества «Радужный мир маленьких мечтателей». В 2013 г. Анна Григорьевна стала его основателем и учредителем. Цель конкурса – развитие духовного, эстетического и творческого потенциала юных талантливых авторов. Он пользуется большой популярностью среди подрастающего поколения.
В 2014 г. Анна Григорьевна Алферова вместе с Ириной Владимировной Алексеевой организовали литературную мастерскую «Уральское детское творческое объединение “Подсолнушки”». Мастерская работала до 2018 г.
При УТО «Талисман» в 2017 г. было организовано и учреждено новое детское объединение — Уральское детское творческое объединение «Солнечные Зайчики» (руководитель Наталья Николаевна Белова).
В 2017 г. А. Г. Алферова избирается в Правление Челябинского отделения Союза писателей России и ведет отдел культурно-массовой работы. Проекты «Творческая пятница» и «Книжная выставка-ярмарка» осуществляются по сей день.
Стихи Анны Алферовой опубликованы в многочисленных сборниках уральских поэтов, в журналах и интернет-журналах Москвы, Владивостока, Ульяновска, Омска и др. На ее стихи композиторами России (Москва, Ульяновск, Тольятти, Челябинск) написано более ста песен для детей и более 50 лирических песен. Изданы музыкальные диски: песни для детей, лирические песни, стихи в авторском исполнении.
С 1985 г. по сегодняшний день писательницей было проведено более 3 тысяч выступлений и авторских встреч в детских садах, библиотеках и школах, в рабочих коллективах Челябинска и Челябинской области, Ульяновска и Ульяновской области и других городах России. С 1995 г. ее произведения опубликованы в более чем 60 авторских изданиях и сборниках: книги для детей (стихи, сказки, загадки, потешки, считалки, песни, колыбельные песни), лирические стихи и проза, аудиодиски, электронные книги, альманахи.
В предисловии к книге Анны Алферовой «Завирушкино чудо» (Челябинск, 1996) член Союза писателей России Геннадий Суздалев написал: «Дар понимания души ребенка — счастливый дар. Пишущему для детей надо иметь не только талант, но и чистую светлую душу, в какой-то степени самому быть ребенком. Анна Алферова этими качествами обладает в полной мере… Главным мерилом для меня является естественность и полное совпадение личности автора с его творениями. В стихах Анны Алферовой есть и сказочность, подмеченная в самой жизни, и добрая ирония, и элементы игры, что очень нравится детям. Они учат Добру, любви к Природе и к окружающему Миру, а стало быть, и к Родине».
Одно из любимых произведений поэтессы — «Новый день»:
Рыжий конь бежал по крыше
без уздечки и подков…
Над землей взметнулся выше
стаи белых облаков.
Над веселыми ручьями,
на ромашковом лугу,
Ликовал он: «Я лучами
осветить весь мир могу!
Поиграл я с ветром в прятки
на лазурном берегу,
Малышам носы и пятки
щекотать с утра бегу.
Я бегу, бегу по крыше,
растворяя светом тень.
Над землей лечу и слышу:
“Здравствуй!
Здравствуй, новый день!”»
А. Г. Алферова считает себя на две трети детским писателем. А главная особенность детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. К учебно-познавательным можно отнести книги писательницы, такие как «Потешный зоопарк», «Как по быстрой речке», «Карлушины загадки», «Загадочная мозаика». В книге «Карлушины загадки» автор призывает юного читателя учиться читать и писать, тогда будущее его «станет еще прекраснее!». Эти книги обогащают детей знаниями об окружающем мире, развивают способности, навыки чтения, письма, рисования. Книга «Потешный зоопарк» включает раскраски и аппликации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а сборник «Как по быстрой речке» — считалки и загадки. Книги «Карлушины загадки», «Загадочная мозаика» полностью состоят из загадок, позволяющих ребенку развивать ассоциативное, логическое мышление. Героями загадок являются не только животные, но и цифры, знаки препинания, предметы окружающего мира (месяц, звезды и др.). Книга «Карлушины загадки» включает также раскраски, прописи; ребенок должен не только отгадать загадку, но и записать ответ. Прописи есть и в «Потешной азбуке». Красочное оформление книги (рисунки, графическое выделение изучаемой буквы, цветопись), словарик слов на ту или иную букву способствуют быстрому запоминанию алфавита. Развивает писательница у юного читателя и навыки произношения звуков и букв (книги «Буду с буквой Ш дружить!», «С буквой эР дружить хочу!», стихи «Ш-ш-ш», «Шустрая шиншилла» и др.).
Книги А. Г. Алферовой не только обучают, но и воспитывают детей. В сборнике «Я нисколько не шучу» автор говорит о том, что малыш должен уметь постоять за себя, учиться наводить порядок в доме, заботиться о животных. Дети должны быть внимательными, предусмотрительными, трудолюбивыми: «Работа не легка / — Лишь бы справилась рука!». Басни учат терпению и рассудительности, умению ценить себя и ответственно относиться к слову и делу: «Это не игра в бирюльки / — Вылить тесто из кастрюльки».
В книге «Ваняткины сказки» рассказывается о трудолюбии («Сказка про деревню Нешутово»), дружбе и взаимопомощи («Радость», «Боярышник»), доброте («Маленькое чудо», «Крокодильи слезы»), любви к природе и животным («Незабудковый капитан», «Приключения маленького Оливера»).
В сборнике «Завирушкино чудо» писательница глубоко проникает в психологию ребенка, задающего вечные «детские» вопросы: «А у солнца мама кто?» (стихотворение «Алешкины размышления»), переживающего сильные эмоции (стихотворения «Колючки», «Слезовыжималка», «Я нисколько не шучу», «Я расту», «Секрет», «Раздумье»). Не обходит стороной она и поведение ребенка (стихотворения «Обида», «Бантик»), которое нередко описывается с юмором (стихотворение «Петушок»).
К художественным особенностям произведений для детей А. Г. Алферовой можно отнести многожанровость: пестушки («Бычок»), считалки («Курочка Хохлатка»), потешки, стихотворения, сказки («Ваняткины сказки»), колыбельные песни («Звездные колыбельные»), басни («Для чего козе баран?»), загадки; а также образность, занимательный сюжет, множество диалогов, небольшой объем.
Сюжет произведений динамичен, в том числе за счет использования морфологических средств (частое употребление глаголов), занимателен (смена ритма внутри текста, использование сюжета-чуда, небылицы, перевертыша, прием смены событий), прост в восприятии (языковые средства, синтаксические средства).
Для юного читателя мир полон приключений и неизвестного. Увлекательность сюжета создается за счет неожиданного поворота в развитии событий, например, взаимозаменяемых явлений, как в стихотворении «Аист кошку клюнул в нос…», в котором мама искала кошку, а нашла… Сережку. Интересны сюжеты-перевертыши (шмель превращается в ежа в стихотворении «Вот так чудо из чудес»; вертолет оказывается стрекозой в стихотворении «Вертолетик взвился в небо…», «кабальеро» — мухомором в стихотворении «Заморский принц»), небылицы (стихотворение «Паутинка»). В произведениях А. Алферовой возможны чудеса (стихотворение «Гномик») или необычные события, их быстрая смена (стихотворение «День рождения»).
Автор придает фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям, используя прием объективации чуда (стихотворение «Гномик»), с одной стороны, а с другой стороны — очеловечивает, приближает к жизни фантастических персонажей.
Помимо традиционных для детской литературы образов животных, героями произведений А. Г. Алферовой становятся изюм, мухомор, пылесос и др. Дети любят мифологические, сказочные образы — в творчестве писательницы их в избытке: в колыбельных песнях — баба-яга, рыба-кит, домовой, чудо-сани, коляда, в баснях — баба-яга, Ваня-дурачок, в песнях — теремок, чудо-сани.
А. Г. Алферова опирается на традицию нонсенса, шутки, словесной игры, например, в стихотворении «Морская черепаха». Автор использует обороты речи «попасть в переплет», «мечи на стол еду». Глаголы придают стихам динамизм, поэтому их много в произведениях, в отличие от имен прилагательных, которые писательница использует при описании признаков явлений и предметов, например, в загадках и стихотворениях о животных. Ее животные — носители человеческих качеств: ежик «хитрый», морская черепаха «бесстрашная», ослик «упрям и непослушен» (сборник «Потешный зоопарк»). Рассказывая о животных, явлениях окружающего мира, писательница использует яркие образы, выделяет характерные черты или признаки описываемых предметов. Образность лирике А. Г. Алферовой придают и эпитеты, метафоры (стихотворение «Солнышко»), а также гиперболы и олицетворения (сборник «Конопушки: животные и растения разговаривают»).
Произведения А. Г. Алферовой помогают развивать и обучать ребенка, в увлекательной форме формируют у юного читателя представление об окружающем мире.
Материал подготовили:
В. И. Щелчкова, учащаяся 10 «А» класса МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска»,
Л. Д. Курманова, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска» (научный руководитель)
Размещено 13.10.2021
Источники:
АЛФЕРОВА, А. Г. Чудо Анны Алферовой : [интервью с поэтессой] / Алла Алферова ; [вел Н.Хаиров] // Возрождение Урала. — Челябинск, 1995. — 2 ноября. — С. 4.
ВОЛОДКИНА, Т. Знакомьтесь, Ее Величество Женщина — Анна Алферова / Татьяна Володкина, Оксана Зайнутдинова // ВО!круг книг : блог библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинск. — URL: vokrugknig.blogspot.com›2018/11/blog-post_24.html (дата обращения: 13.10.2021).
АННА Алферова – биография, книги, отзывы, цитаты // Книжный вызов : 2021 : сайт о книгах, социальная сеть читателей книг. — URL: livelib.ru›author/366085-anna-alfjorova (дата обращения: 13.10.2021).
СУЗДАЛЕВ, Г. Предисловие / Г. Суздалев // Завирушкино чудо / А.Г. Алферова. — Челябинск, 1996. — С. 2.