Версия для слабовидящих

Писатели

Далеко не все знают, какой непростой была судьба писателя. Когда-то Аркадий Гайдар о себе сказал, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». О Бажове можно сказать, что у него и биография необыкновенная. Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии! В его судьбе были и большие потери, и настоящие чудеса. Не случайно его фамилия происходит от глагола «бажить» — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

О Бажове много написано, есть даже «Бажовская энциклопедия» (Екатеринбург, 2007). Он и сам о себе писал («Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое»). Его сказы переиздаются. Но судьба писателя и его удивительные истории достойны того, чтобы к ним возвращаться.

Родился Павел Петрович 27 (15) января 1879 г. в поселке Сысертского завода (ныне  г. Сысерть Свердловской области), в семье Петра Васильевича Бажова, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать, Августа Степановна, выросла сиротой, до замужества жила в нужде, зарабатывала рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье. У него рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Екатеринбургский друг директора школы, Н. Смородинцев, узнав, что мальчик в 9 лет выучил наизусть том  А. С. Пушкина, уговорил родителей отправить сына на учебу в Екатеринбург. На гимназию денег не было. Смородинцев помог устроить Павла в бесплатное духовное училище с общежитием.

Это было то самое учебное заведение, где 25 лет назад сидел за партой Мамин-Сибиряк. Павел хорошо учился, и после окончания его направили в Пермскую духовную семинарию, в которой тоже когда-то получал знания Мамин-Сибиряк. Впереди его ждала Духовная академия в Киеве, большая церковная карьера.

Но вместо академии Бажов хотел поступить в университет. В это время умер отец, и надо было помогать слепнущей матери. Бажов начал работать учителем. Сначала в глухой уральской деревне Шайдурихе (с 1899 г.), потом преподавал в Екатеринбурге, в своем родном училище. Позже стал преподавателем в женском епархиальном училище, где получали образование дочери священников. Он был прекрасным преподавателем, все ученики его любили. А он полюбил Валю Иваницкую — свою ученицу. Дождался, когда она окончит учебу, женился. Ему было 32 года, ей — 19 лет. Они венчались в деревенской церкви на родине Валентины Александровны. Прожили вместе долгие годы, всю жизнь он ласково называл ее Валянушкой.

Построили дом, где было четыре маленьких комнаты. Бажов прожил в нем 36 лет. Этот дом с высоким крылечком и сейчас стоит в г. Екатеринбурге на пересечении улиц Чапаева (дом № 11) и Большакова. Он теперь кажется совсем маленьким в окружении новых многоэтажных домов. Здесь теперь музей Бажова, где все сохранилось так, как было при жизни писателя. В семье Бажовых родились дети. П. П. Бажов уже тогда начал писать статьи в газеты. Интересно, что первая его публикация (1913) называлась «Мамин–Сибиряк как писатель для детей».

Так бы и жить дружной учительской семье долго и счастливо, если бы не Первая мировая война, революция 1917 г. и Гражданская война. В городе стало голодно, и в 1914 г. Бажовы перебрались к родственникам в г. Камышлов. Там их и застали события 1917 г. Павел Петрович сразу принял сторону революции, стал коммунистом, его назначили комиссаром просвещения. Но наступают белые, Бажов был дважды арестован, дважды бежал из тюрьмы. Чудом остался жив. Один раз в лютый мороз, легко одетый, он пробирался он к семье из Пермской тюрьмы и уже замерзал на дороге. На счастье, мимо проезжал какой-то крестьянин, спрятал будущего писателя в сене, провез мимо постов, спас его.

И еще был очень трудный момент: когда после побега из тюрьмы Бажов добрался до г. Камышлова, то застал жену в холодной чужой избе, тяжело больной, без сознания, с мертвым грудным ребенком. Оказалось, родные подумали, что у Валентины Александровны тиф, забрали старших детей, а ее оставили, боясь заразить остальных. Бажов не мог остаться с семьей, ему грозили арест и даже казнь. Родственники выходили Валентину Александровну, похоронили младенца. Писатель вынужден был бежать в Сибирь, на Алтай. Там он сменил фамилию на Бахеев, воевал в партизанском отряде, работал в газетах Усть-Каменогорска, Семипалатинска. Тяжело заболел. Позже Бажов не любил вспоминать те времена.

После Гражданской войны он опять на Урале. С трудом возвращает себе свой дом в Екатеринбурге. В 1923–1930 гг. Павел Петрович работает в редакции «Крестьянской газеты», ездит по Уральской области, знакомится со многими людьми.

В 1924 г. выходит в свет его первая книга «Уральские были» — очерки о дореволюционной жизни рабочих Сысертского завода. Бажов-журналист много пишет о новых стройках, заводах.

Но при советской власти жизнь складывалась непросто: по доносам его дважды исключали из партии, лишали работы. Когда в 1933 г. его уволили и семья нуждалась, Валентина Александровна вынуждена была продать единственную ценную вещь — обручальное кольцо. Через год Бажову вернули работу: он стал редактором в Свердловском книжном издательстве.

Бажов написал документальную книгу «Формирование на ходу» о командирах Красной армии, вместе с которыми воевал. Через несколько лет многие из них были безвинно расстреляны, погибли в лагерях. Появился очередной донос. Позже оказалось, что все их писал один и тот же человек.

В 1937 г. Бажова вновь вызвали в НКВД. В доме произвели обыск, искали оружие. Он понимал, что это арест, простился с родными. Но на его счастье в это время шли аресты в самом этом грозном учреждении, поэтому, не дождавшись приема, он тихо ушел домой. Но его во второй раз исключили из партии, выгнали с работы. Люди стали обходить дом Бажовых стороной. Семья бедствовала. Все жили на заработок сестры Валентины Александровны, учительницы. Выручали огород и сад около дома. Павел Петрович больше года не выходил со двора, ждал ареста. Днем он работал в огороде, сочинял сказы, ночью их записывал, когда уже никто не мешал. Позже он напишет: «Выдалась такая невеселая полоса в моей жизни... И начал я сказы писать, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все равно без своей работы жить не могу».

Павел Петрович не случайно стал писать сказы. Ими он «заболел» еще в детстве, когда вместе с ребятами в поселке Полевском слушал рассказы старого сторожа — дедушки Слышко (Василия Хмелинина, дальнего родственника), который знал множество легенд, народных сказов. Бажов исходил множество дорог, собирал по деревням и рабочим поселкам сказы, были и небылицы, образцы уральской речи. У него уже было шесть больших тетрадей с богатейшими материалами, но во время Гражданской войны при обысках они пропали.

Свои сказы он начал писать после первого ареста, в 1935 г. Когда в 1936 г. в узком семейном кругу отмечали серебряную свадьбу Бажовых, Павел Петрович подарил жене тетрадку с первым сказом «Медной горы хозяйка» и сказал, что посвятил рукопись ей. В этом же году четыре сказа были напечатаны в журнале «Красная новь». Но он тогда скрывал свое авторство, писал, что пересказал народные легенды. Критика плохо приняла эти произведения. Защитил писателя Демьян Бедный.

После 1937 г. за время вынужденной безработицы Бажов подготовил к печати 14 сказов, на этот раз открыв свое авторство. В январе 1939 г. товарищи решили отметить шестидесятилетие Павла Петровича. В день его рождения все собрались в клубе. Бажов и его жена впервые сидели в президиуме, стесняясь своей поношенной одежды и обуви. Друзья подарили юбиляру большой  пакет, в котором  под многими слоями бумаги оказалась маленькая книжка. Бажов прижал ее к груди. На глазах у него были слезы. Это и было первое еще нетиражное издание «Малахитовой шкатулки», куда вошли 10 сказов. Летом того же года вышла «Малахитовая шкатулка» (14 сказов) тиражом 20 тысяч экземпляров.

Но эта маленькая книжка, как потом писали, «отвела от дома Бажовых беду», сотворила чудо. Ровно через три месяца Бажов был с почетом принят в Союз писателей СССР, ему вернули работу. В 1940 г. он возглавил писательскую организацию Свердловской области. Книги и очерки, которые он писал до 1937 г., при его жизни не переиздавались. Зато сказы выходили миллионными тиражами, издаются и сейчас.

Уральские сказы были так хороши, что «Малахитовую шкатулку» послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939). Изданию сделали специальную обложку на знаменитой свердловской гранильной фабрике. В свердловских газетах писали: «…книга в кожаном переплете, с красивым барельефом, окаймленным рамкой полированного малахита. В переплет вмонтирован малахитовый медальон с ползущей по нему серебряной ящеркой, украшенной мелкими рубинами и хризолитами». К сожалению, эта очень дорогая книга не вернулась на родину, но «Малахитовую шкатулку» перевели на 80 языков мира, даже, на китайский.

Началась Великая Отечественная война. В Свердловск были эвакуированы семьи писателей из Москвы, Киева, Ленинграда. В уральском городе оказались семьи Агнии Барто, Льва Кассиля, Мариэтты Шагинян, Федора Гладкова, Оксаны Иваненко и др. Всех надо было принять, расселить, дать работу, одеть, обуть (с Украины люди приехали в летней одежде, а впереди — уральская зима), накормить. Агнию Барто поразили мальчишки и девчонки из ремесленного училища, которые встали к станкам на заводах. Она захотела написать о них поэму. Бажов посоветовал ей самой пойти учиться в ремесленное училище и вместе с ребятами получить рабочую профессию. Агния Львовна в свои 36 лет встала к станку рядом с подростками. Стала токарем! Написала поэму «Идет ученик».

Многие писатели, кому помог Бажов, были ему очень благодарны. В этом можно убедиться, прочитав книгу воспоминаний о нем «Мастер, мудрец, сказочник» (Москва, 1978).

В 1942 г. Павел Петрович стал главным редактором Свердловского книжного издательства. В 1943 г. — главным реактором журнала «Уральский следопыт».

И при всей тяжести своей работы он еще и пишет сказы (о них речь впереди). Его труд не остался незамеченным: в 1943 г. Бажов становится лауреатом Сталинской (Государственной) премии — первым среди свердловских писателей, удостоенным такой высокой награды. Вторым стал Иосиф Ликстанов  за повесть «Малышок», а больше никто из земляков такой премии не получал. В 1944  г. Бажова награждают орденом Ленина. Но ничего не изменилось в его характере, жизни. Его называли «совестью писателей», писала наша поэтесса Людмила Татьяничева. Никогда ни о ком не говорил зло, никому не завидовал. Он жил в том же деревянном доме, без водопровода и центрального отопления. Отказывался от положенных ему привилегий, от автомобиля. И каждый день этот немолодой и не очень здоровый человек холодной зимой и жарким летом ходил на работу пешком, а это 13 кварталов! Ему предлагали переехать в Москву, он отказался. Одевался всегда просто, не признавал галстуков. Не изменял своим привычкам: писал, стоя за конторкой, ручкой, которую сам сделал из бамбуковой палочки. Только в последние годы его жизни писатели подарили ему пишущую машинку. В его гостеприимном доме всегда было людно, много детей. Любимым блюдом у Бажовых в трудные времена были пельмени с редькой.

Война окончилась. Но легче Павлу Петровичу не стало: с избранием депутатом Верховного Совета СССР (в феврале 1946 г.) значительно прибавилось работы. Люди шли к нему за помощью, писали письма. Он внимательно относился к каждой жалобе. Депутатство познакомило Бажова с маршалом Г. К. Жуковым, который в то время работал в Свердловске. Жуков был не раз гостем в доме Бажовых.

Бажову уже 67 лет, сказываются и возраст, и болезни. Он стал плохо видеть. А тут еще постановление оргбюро ЦК ВКП(б), принятое 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград». В нем отмечалось, что эти журналы предоставляли страницы «для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция журнала «Ленинград» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному» и т. д. Начались поиски «врагов» среди литераторов. Бажов защищал тех, на кого нападали, не давал исключать из Союза писателей, в том числе не дал в обиду свердловскую детскую писательницу Беллу Дижур. Ее сын, известный скульптор Эрнст Неизвестный, который с детства знал писателя, потом сделал модель памятника Бажову. Жаль, что эта модель осталась только на фотографии.

Когда Павла Петровича уговаривали дать согласие на выборы в депутаты Верховного Совета СССР на второй срок, он попытался отказаться, но его сумели убедить. Его авторитет был так высок, что он еще многим мог помочь. На одной из сессий в Москве ему стало плохо.

Павел Петрович Бажов умер в кремлевской больнице 3 декабря 1950 г., на 71-м году жизни, от рака легких.

Бажов не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!». Так случилось, что он умер в Москве. Но его тело привезли в  Свердловск и похоронили на высоком холме Ивановского кладбища. Там установлен памятник П. П. Бажову.

 

О семье Павла Петровича Бажова

Валентина Александровна пережила мужа на 20 лет. У них было семеро детей, четверых они похоронили. Особенно тяжело они пережили потерю сына Алеши, который в 19 лет в результате несчастного случая погиб на заводе в 1935 г. В конце жизни Бажова в семье остались три дочери. Старшие: Ольга — горный инженер, работала в Якутии, Воркуте, Тюмени, Челябинске; Елена — инженер-строитель, работала в Москве, Комсомольске-на-Амуре. Помощницей в семье оставалась младшая — Ариадна, (дома ее звали Ридчёна). Она помогала отцу в работе. Позже Ариадна написала две книги об отце «Дом на углу» (Свердловск, 1970) и «Глазами дочери» (Москва, 1978). У Бажовых было пять внуков.

Ариадна в 1946 г. закончила факультет журналистики Уральского университета, но стала  доктором исторических наук, специалистом по отечественной истории и русско-югославянских отношениях XVIII–XIX вв. Вышла замуж за военного журналиста Тимура Гайдара — сына писателя. Так породнились два знаменитых литератора. Разница в возрасте П. Бажова и А. Гайдара — 25 лет (и даже дни рождения рядом: у Гайдара — 22 января, у Бажова — 27 января). Много общего в их судьбах: оба приняли участие в Гражданской войне, оба были журналистами, исключались из партии, принимали удары судьбы, оба стали любимцами читателей, особенно детей. Они даже могли встретиться, ведь Аркадий Гайдар в 1925 г. был в Свердловске. Их общий внук Егор стал известным экономистом.

Сказы Бажова живы, они вне времени, их можно отнести к «вечным» книгам, как и произведения Гайдара. И Бажов, и Гайдар говорили о настоящих ценностях: о любви к родной земле, к стране, к семье, к своему делу, о любви и верной дружбе, которые не купишь ни за какие деньги. Бажов свои сказы делил на сказы «детского тона» и «взрослого тона». Но и тексты для взрослых легко читаются детьми.

По сказам Бажова снято десять игровых и анимационных фильмов. Первый — «Каменный цветок» — вышел еще в 1946 г. С таким же названием был поставлен балет в Большом театре (музыка С. Прокофьева). На ВДНХ в Москве есть знаменитый фонтан «Каменный цветок».

Бажов подарил миру драгоценную «Малахитовую шкатулку». Теперь каждый может ее открыть, «достать» из нее сказ и полюбоваться уральским словом, удивиться мудрости бажовских сказов.

 

П. П. Бажов и Южный Урал

Павел Петрович  написал 55 сказов, 11 из них он посвятил Южному Уралу, причем эти истории рассказывают о настоящих, а не вымышленных мастерах. Они продолжают другие его сказы, где говорится о рабочем мастерстве и умельцах. Ведь недаром один из самых главных героев зовется Данилой-мастером, а один из самых известных сказов — «Живинка в деле» (он впервые был напечатан в газете «Правда» в 1943 г.).

Удивительно, что эти тексты писались в разгар Великой Отечественной войны, когда, казалось, было совсем не до разговоров о мастерстве. Было важно как можно больше дать фронту танков, пушек, снарядов. У станков зачастую, чтобы выполнить план, чуть ли не сутками стояли мальчишки и девчонки.

У самого Бажова тоже очень напряженная работа. Но несмотря на бесконечную усталость, он понимал важность разговора о работе, ее смысле, достоинстве мастера, о том, какие красивые и редкие вещи могут делать уральские умельцы. Оказалось, эти сказы были нужны на фронте и в тылу, взрослым и детям. Причем, если до этого у Бажова были выдуманные герои, то в сказах о южноуральцах он называет их фамилии, имена: Павел Аносов, Иван Бушуев, Василий Торокин.

В 1942 г. появился «Иванко-Крылатко» — о златоустовском мастере, художнике по металлу, гравере Иване Бушуеве. Украшенные им сабли есть в музеях мира, Москвы, Санкт-Петербурга. Он умел на небольшом пространстве клинка умещать панорамы военных сражений, рисунки самого процесса изготовления оружия. Бушуевский крылатый конек, как автограф на его изделиях, стал гербом Златоуста.

Вместе с другими заводскими мастерами Бушуев сделал рыцарские доспехи, изготовленные для цесаревича Александра Николаевича по заказу императора Николая I. Работа над очередным подарком высочайшей особе началась в 1830 г. Автором эскизов стал Иван Бушуев. Работа над рыцарскими доспехами шла четыре года. Над ними трудились златоустовские художники, кузнецы, полировщики, резчики, граверы, оружейные мастера — всего 32 человека.

К октябрю 1833 г. доспехи были готовы. И в 1834 г. их вместе с караваном золота и платины отправили в столицу. Вероятно, не предполагалось, что цесаревич может надеть доспехи. К этому времени наследнику престола исполнилось 15 лет, а подарок был впору мальчику 10–12 лет (рост доспехов — 151 сантиметр). Император Николай I был удовлетворен высоким мастерством златоустовцев. Он щедро вознаградил создателей шедевра.

Узорные латы стали последней работой Ивана Николаевича Бушуева. Он умер от воспалительной горячки 20 мая 1835 г., едва окончив эту свою последнюю, поражающую великолепием рисунка и цвета, богатством фантазии и художественным совершенством работу. Доспехи вернулись в Златоуст в 1928 г. Сегодня они экспонируются в городском краеведческом музее. Маленького рыцаря музейные работники прозвали Сашенькой.

Жизнь Бушуева была короткой, о ней мало что известно. Но то, что он был настоящим Мастером, знают все. На привокзальной площади Златоуста был открыт памятник Ивану Бушуеву. Может быть, помог этому и сказ Бажова «Иванко-Крылатко».

Другой «златоустовский» сказ Бажова «Коренная тайность» рассчитан на старших школьников и взрослых. Он написан в последний год войны (1945) и повествует о знаменитом металлурге Павле Петровиче Аносове. Аносов 30 лет своей жизни (с 1817 г.) посвятил тому, чтобы разгадать тайну булатной стали, очень прочной и гибкой. И он ее разгадал. Клинки можно было согнуть в кольцо. «Больше сотни годов прошло с той поры, как в нашем заводе сварили такую булатную сталь, перед которой все тогдашние булаты в полном конфузе оказались». Из этого булата и делали в Златоусте уникальное оружие. Чтобы написать сказ, Бажов изучал архивные документы.

В Златоусте, в центре старого города, стоит прекрасный памятник Павлу Аносову. Недалеко от него — старый дом, где когда-то работал Аносов. Теперь в нем находится городской краеведческий музей.

Златоусту особенно повезло — Бажов написал 5 сказов, связанных с городом, помимо двух упомянутых,  это еще и «Веселухин ложок» (1941), «Алмазная спичка» (1945), «Старых гор подаренье» (1946). В последнем читатели найдут важные слова Бажова: «Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные — в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

В 1943 г. написан сказ «Чугунная бабушка» о каслинском художнике-литейщике Василии Торокине, работавшем в конце XIX – начале XX вв. Бажов пишет: «Даром что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли». Почему сказ называется «Чугунная бабушка»? Мастеру Торокину надоело отливать скульптуры по чужим, непонятным образцам, и он изготовил фигурку соседской бабушки Анисьи («Старуха с прялкой»). «В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе, вот-вот ласковое слово скажет».

Павел Петрович не раз бывал в Каслях, давно восхищался работой здешних литейщиков: «Против каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь...». У него дома были сувениры из Каслей: бюст Пушкина, «Джигитовка»... Он не расставался с маленькой чугунной табакеркой. Часто повторял: «Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. И это я не для красного словца говорю».

Эту историю Бажов написал для фронтовой газеты «В бой за Родину»: «посылаю сказ “Чугунная бабушка”, который по моему пониманию тоже должен работать против врага». Заканчивается сказ очень важными словами: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то». Не случайно эти слова выбиты на граните памятника П. П. Бажову на его могиле.

Во время Великой Отечественной войны Каслинский завод делал для фронта мины и снаряды. Бажов многое сделал для того, чтобы в Каслях возродилось художественное литье. И заводчане отлили в чугуне бюст Павла Петровича и его героев — Данилу-Мастера и Хозяйку Медной горы.

На могиле В. Торокина в Каслях в 1980-е гг. установлен памятник (скульптор А. Чиркин), на котором выбиты те же слова, что на памятнике П. П. Бажову.

Тот, кто будет читать эти сказы впервые, наверно подумает, почему в них Бажов так плохо говорит о немецких мастерах. Но ведь тогда шла война с Германией, и слова «немец» и «враг» были синонимами! Во время Великой Отечественной войны дважды издавался сборник П. П. Бажова «Уральские сказы о немцах» (Свердловск, 1943; Челябинск, 1944), куда вошли и «Иванко-Крылатко», и «Чугунная бабушка». Не все знают, что из-за этого позже чуть не запретили переиздавать «Иванко-Крылатко», в 1983 г. его не стали включить в собрание сочинений Бажова. Но в издание 2004 г. сказ вновь вошел. Сейчас мы понимаем, что немецкие специалисты, которые приезжали в Златоуст и Касли со своим опытом, тогда внесли много полезного в работу уральских заводов. Если бы у Бажова после войны были силы и время, может быть, он и переписал бы эти тексты.

Павел Петрович не  раз бывал в наших краях:  в Челябинске, Златоусте, Кыштыме, Каслях. Писал не только о заводских рабочих, «рисовальщиках» по металлу, но и о старателях, добывающих золото («Про великого полоза», 1936).

Он посетил Ильменский заповедник. В 1941 г. Павел Петрович задумал сказ «Солнечный камень», а в 1942 г. он был напечатан. В нем говорится о том, как ходоки поехали к В. И. Ленину и убедили его сберечь это уникальное место. На самом деле Ильменский заповедник был основан по многочисленным просьбам ученых в трудном для страны 1920 г. Но на то он и сказ, чтобы так представить это событие. А какие слова нашел Бажов о заповеднике: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь»!

В своих произведениях Бажов с любовью описывал горы, леса, озера Южного Урала.

Об озере Иткуль писал в сказе «Демидовские кафтаны» (1939), первоначальное название — «Сказ про Иткуль». В нем повествуется о жестокости уральских заводчиков. Но есть и описание красоты уральского озера: «А Иткуль — озеро на высоком местечке пришлось. Берег — песок да камень. Сухим-сухоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены, глядеть любо. Вода как стеклышко, все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок — мясника, к нему этак и так и отливает. Оттого будто озеро Иткуль и прозывается. По-башкирски говядину зовут ИТ, а КУЛЬ — по-ихнему — озеро, вот и вышло мясно озеро — Иткуль». (слово «мясника» означало песок с красной глиной. — Н. К.).

Павел Петрович не раз бывал на Южном Урале. Но иногда в печати о Бажове появлялись его слова, что у нас он «живал не раз». Но где же он не просто бывал, а «живал»? Об этом он говорит сам в начале сказа «Надпись на камне» (1939):

«Из года в год мы со своим школьным товарищем проводили начало летнего отпуска в деревне Воздвиженке. Как покончим с экзаменами, так сейчас же туда, чтобы успеть окунуться в прозрачную тишину горных озер вблизи Каслей, пока еще не налетели сюда шумливые люди с ружьями и суматошными собаками.

В Воздвиженке, на стекольном заводе, принадлежавшем тогда Злоказову, у моего товарища был дальний родственник, старик-одиночка Иван Никитич. Большую часть своей жизни он проработал столяром-модельщиком при цехе художественного литья в Каслях, но под старость, неожиданно для всех своих знакомых, переселился в Воздвиженку... В его маленьком домике летом бывало немало городской учащейся молодежи...». Об озере Синара, на берегу которого раскинулась Воздвиженка, Иван Никитич сказал: «Оно мне любее всех наших озер пришлось».

А вот что об озере писал Бажов: «Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового бора все-таки кажется довольно однообразным. И там, где каменная рама дает трещины, образуя заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места. Строгая красота сосновых колоннад здесь разнообразится кудрявой, шумливой зеленью ольховника, черемушника и прочей «кареньги», как зовут здесь этот вид чернолесья...».

Мог ли Павел Петрович подумать, что через годы на берегу Синары вырастет город Снежинск. Не случайно детская библиотека Снежинска носит имя Павла Бажова.

Недалеко — Касли. Так вот где «живал не раз» Бажов! Вот почему он так хорошо писал о Синаре, Иткуле!

Челябинский журналист Михаил Фонотов, который хорошо знает творчество Бажова, в очерке о гранитах Синары (Челябинский рабочий. 1998. 17 янв.) рассказал о связи сказа Бажова «Надпись на камне» и сегодняшней жизни озера, его прибрежного населения, истории села Воздвиженка.  В более ранней статье он же писал: «В сказе “Золотой волос” описывается местность “на Нязях” и по Ураиму. Один старый лесничий рассказал Бажову легенду о Тургояке. “Вот легендочка! Только мне ее не поднять”. “С Таганаем тоже много связано. Теперь уже не взобраться на гору”… Кыштым, Уфалей интересовали Бажова. Знал он и легенду (именно легенду, а не историю) переселения деревни Тютняры. Его беспокоила судьба нагайбаков…».

Последние поездки Бажова в Челябинскую область были в 1940 г. и в 1945 г.

Павел Петрович принимал участие в областной писательской конференции в Челябинске. Вот как об этом писала Л. Преображенская в рассказе «Дедушко Слышко»: «А в 1945 году была у нас в Челябинске конференция. Со всей области съехались на нее писатели. Надо было поговорить о многом, о своей настоящей и будущей работе... И вдруг в зал вошел человек, поразивший меня своим видом. Простая светлая блуза, кожаный ремешок, мягкие сапожки. Белая борода вольно разметалась на его груди. В руке зажата трубка... Но больше всего запомнились глаза, умные, с лукавинкой... “К нам приехал Павел Петрович Бажов, чтобы принять участие в нашей конференции”, — объявила Людмила Константиновна Татьяничева. И зал снова загремел аплодисментами». Павел Петрович выступал в редакции газеты «Челябинский рабочий» (в  старом особняке  на углу улиц Коммуны и Васенко). Выступал Бажов на Челябинском тракторном заводе, в Челябинском педагогическом институте.

На Южном Урале у Бажова были друзья. Прежде всего, известная южноуральская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева. В детстве она жила в Свердловске. Девочкой  училась в одном классе с сыном Бажова Алешей. Бывала в их доме. Потом судьба свела Бажова и Татьяничеву на конференции в Перми (тогда — Молотов) в 1943 г. Удивительно, что в разгар войны была организована конференция «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе». В 1945 г. Бажов гостил у Татьяничевой в их первом доме в Челябинске (деревянный дом № 27 по улице Лесной).

Как только появились сказы Бажова, они стали издаваться и в Челябинске. Его книги есть в библиотеках.

На Привокзальной площади Челябинска приезжающих встречает «визитная карточка» города — скульптурная композиция «Сказ об Урале», установленная в 1967 г. (скульптор В. С. Зайков, архитектор Е. В. Александров). Идея создания монумента появилась благодаря сказам П. П. Бажова, в которых речь шла о великане, носившем пояс с карманами, в которых прятал сокровища. Его кушак стал горным Уралом, который называли «Каменный пояс».

 На постаменте, засыпанном огромными глыбами, возвышается вытесанный из гранита богатырь. В руках он держит молот, что говорит о рабочих заслугах жителей Южного Урала. Общая высота монумента составляет 12 метров. На фасаде надпись: «Урал — опорный край державы, её добытчик и кузнец» (А. Твардовский).

Улицы имени Бажова есть в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Златоусте, Озерске. В Копейском городском округе есть поселок Бажово. В нем Дворец культуры и улица тоже носят имя Бажова, поставлен памятник сказителю.

 В Златоусте на Красной горке есть удивительный «Горный парк им. П. П. Бажова», где представлены герои его сказов, а кафе носит название «Веселухин ложок».

С 1996 г. в Челябинской области ежегодно проводится Бажовский фестиваль народного творчества — место демонстрации мастерства и талантов уральских умельцев. С 1999 г. он стал всероссийским. 

В Челябинской области были продолжатели бажовского дела — писатели, которые дарили детям и взрослым сказы: Серафима Власова, Сергей Черепанов, Нина Кондратковская, Юрий Подкорытов, Юрий Гребеньков. Родина Бажова — Свердловская область — не может похвастаться таким количеством авторов сказов.

Ежегодно с 1999 г. в день рождения Павла Петровича награждают лауреатов Всероссийской премии имени П. П. Бажова. Среди них есть и челябинские писатели: Нина Ягодинцева (2001), Юрий Седов (2004), Николай Година (2005), Николай Шилов (2009), Зоя Прокопьева (2009), Тамара Михеева (2011), Николай Болдырев (2014), Виталий Кальпиди (2015).

В сентябре 2019 г. в честь 140-летия со дня рождения Бажова в Челябинской областной универсальной научной библиотеке экспонировалась передвижная выставка из Екатеринбурга, посвященная юбиляру, на которой было много редких фотографий, отражающих жизнь, работу, семью писателя. Во время работы выставки прошла презентация книги «Дорога к сказам: история жизни П. П. Бажова» В. В. Ушакова.

В 2004 г. издательством «Сократ» в Екатеринбурге выпущена уникальная книга «Малахитовая шкатулка: в поисках новых ключей: путешествия со сказами Бажова». Есть в ней и путешествия на Южный Урал: «К озеру из сказов — Иткуль», «В Уральскую Швейцарию — Касли», «В страну солнечного камня и булата — Златоуст». В книге не только сказы, но и путешествия по тем местам, которые описываются в них — с картами, яркими иллюстрациями, фотографиями. Если прочитать тексты, внимательно всмотреться в иллюстрации, то сказы Бажова становятся понятнее, ближе, современнее, дороже для нас.

Павел Петрович Бажов любил Урал. Когда прочитал в путевых записках «Хождение за три моря» Афанасия Никитина слова «Нет земли краше нашей, господь, да устроит ее», Бажов заплакал. Так близки они ему оказались.

 

Н. А. Капитонова

Размещено 24.10.2023

 

Сочинения

  • В список включены книги П. П. Бажова, изданные только в Челябинской области.
  • БАЖОВ, П. П. Уральские сказки / П. П. Бажов. — Челябинск : Челябгиз, 1943. — 48 с.
  • БАЖОВ, П. П. Уральские сказы о немцах / П. Бажов ; обложка и рисунки художника В. Таубера. — Челябинск : ОГИЗ : Челябгиз, 1944. — 63, [1] с. : ил., портр.
  • БАЖОВ, П. П. Иван Крылатко / П. П. Бажов. — Челябинск : ОГИЗ, 1947. — 12 с. : ил.
  • БАЖОВ, П. П. Каменный цветок / П. П. Бажов. — Челябинск : Челябгиз, 1948. — 179 с.
  • БАЖОВ, П. П. Голубая змейка : уральские сказы / П. П. Бажов. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1970. — 235 с. : ил. — (Уральская детская библиотека).
  • БАЖОВ, П. П. Уральские сказы / П. П. Бажов. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1973. — 392 с. : ил.
  • БАЖОВ, П. П. Иванко-Крылатко / П. П. Бажов. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1978. — 30 с. : цв. ил.
  • БАЖОВ, П. П. Сказы / П. П. Бажов. — Челябинск : Газета, 1992. — 260 с. : ил. — (Уральская детская библиотека).
  • БАЖОВ, П. П. Сказы / Бажов П. П. — Челябинск : Книга, 1995. — 159 с.
  • БАЖОВ, П. П. Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов ; читает Николай Седов. — Челябинск : Озвученная книга, 2006. — 1 эл. опт. диск (CD-DA). — (Озвученная книга) (Специальное издание для библиотек).
  • БАЖОВ, П. П. Медной горы хозяйка ; Каменный цветок / Бажов П. П. : читает Николай Седов. — Челябинск : Озвученная книга, 2006. — 1 эл. опт. диск (CD-DA). — (Озвученная книга) (Специальное издание для библиотек).
  • БАЖОВ, П. П. Златоустовские сказы : сборник / Павел Бажов ; рисунки: П. Г. Колчанов. — Златоуст : ФотоМир, 2015. — 65, [3] с. : цв. ил., карт.

Литература

  • БАЖОВСКАЯ энциклопедия / редакторы-составители: В. В. Блажес [и др.]. — Екатеринбург : Сократ : Издательство Уральского университета, 2007. — 639 с., [12] цв. ил., портр. : ил.
  • ЕГУРНАЯ, И. С. Бажов Павел Петрович / Егурная И., Моисеев А. // Челябинск : энциклопедия / составители: В.С.Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск : Каменный пояс, 2001. — С. 69–70.
  • САРАНЦЕВ, А. С. Павел Петрович Бажов : жизнь и творчество / А. Саранцев. — Челябинск : Книжное издательство, 1957. — 372 с., 1 л. портр. : ил.
  • ПЕРМЯК, Е. А. Долговекий мастер : о жизни и творчестве Павла Бажова / Е. А. Пермяк. — Москва : Детская литература, 1974. — 222 с. : ил.
  • ХОРИНСКАЯ, Е. Е. Наш Бажов : для среднего школьного возраста / Елена Хоринская. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1982. — 111 с., 4 л. ил.
  • СЛОБОЖАНИНОВА, Л. М. Сказы — старины заветы : очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879–1950) / Л. М. Слобожанинова. — Екатеринбург : Пакрус, 2000. — 150 с. : ил. — (Урал. XX век. 100 биографий).
  • КОНОВАЛОВ, Ю. В. О происхождении полевской семьи Бажевых (Бажовых) / Ю. В. Коновалов // Первые Чупинские краеведческие чтения : тезисы докладов и сообщений, Екатеринбург, 7–8 февр. 2001 г. / ответственный редактор С. П. Постников. — Екатеринбург, 2001. — 122, [4] — С. 73–77. Родословная уральского писателя П. П. Бажова, предки которого выходцы из Багарякской слободы, ныне село Багаряк Каслинского района Челябинской области.
  • НЕИЗВЕСТНЫЙ Бажов : малоизвестные материалы о жизни писателя / составитель Н. В. Кузнецова ; редколлегия.: В. В. Блажес [и др.]. — Екатеринбург : Баско, 2003. — 214 с. : [1] л. портр., фото.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. П. П. Бажов / Н. А. Капитонова //Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова. — 2-е издание., испр. и доп. — Челябинск : АБРИС, 2012. — Вып. 2. — С. 88 – 103.
  • П. П. БАЖОВ в меняющемся мире : сборник статей Второй Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 135-летнему юбилею писателя (Екатеринбург, 13–14 февраля 2014 г.) / ответственный редактор В. Б. Королева. — Екатеринбург : Объединенный музей писателей Урала, 2014. — 271, [1] с. : [12] л. цв. ил.
  • УШАКОВ, В. В. Дорога к сказам : история жизни П. П. Бажова / Владимир Витальевич Ушаков. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2018. — 351 с. : ил., цв. ил., портр.
  • * * *
  • ПАВЕЛ Петрович Бажов [1879–1950] : сборник статей и воспоминаний / редактор-составитель К. В. Рождественская. — Молотов : Книжное издательство, 1955. — 268 с. : ил.
  • ПАВЕЛ Бажов. 1879–1950 : воспоминания о писателе / составитель Б. С. Рябинин. — Москва : Советский писатель, 1961. — 400 с., [7] л. ил.
  • БАЖОВА-Гайдар, А. П. Дом на углу / А. П. Бажова-Гайдар. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1970. — 88 с. : ил. — (Замечательные люди Урала).
  • БАЖОВА-Гайдар, А. П. Глазами дочери / А. Бажова-Гайдар. — Москва : Советская Россия, 1978. — 192 с., 15 л. ил.
  • ТАТЬЯНИЧЕВА, Л.К. Слово о мастере несравненном / Л. К. Татьяничева // Мастер, мудрец, сказочник : воспоминания о П. Бажове / составитель В. А. Стариков. — Москва : Советский писатель, 1978. — С. 132–145.
  • БАЖОВ, Н. М. «Я с детства знал, что дед у меня сказочник!» : [беседа с внуком писателя П. П. Бажова] / Н. М. Бажов ; [записал Дмитрий Шеваров] // Трибуна. — Москва, 2004. — 3 февр. — С. 4.
  • * * *
  • УСАЧЕВ, В. Н. Журналист первого призыва / В. Н. Усачев. — Алма-Ата : Казахстан, 1974. — 112 с. О П. П. Бажове.
  • ЖЕРДЕВ, Д. В. Бинарность как элемент поэтики бажовских сказов / Д. В. Жердев // Известия Уральского государственного университета. Серия Гуманитарные науки: история, филология, искусствоведение. — Екатеринбург, 2003. — Вып. 6. — С. 46–57.
  • ЭЙДИНОВА, В. В. О стиле Бажова / В. В. Эйдинова // Известия Уральского государственного университета. Серия Гуманитарные науки: история, филология, искусствоведение. — Екатеринбург, 2003. — Вып. 6. — С. 40–46.
  • БЕЛЯЕВ, С. Е. «...Судить о музыке не берусь». П. П. Бажов и музыка / С. Е. Беляев // Три портрета в обрамлении музыки / С. Е. Беляев. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. — С. 42–51. — (Очерки истории Урала ; Вып. 24).
  • КАРТАШОВ, В. Ф. Астрономические объекты в сказах П. П. Бажова / В. Ф. Карташов // Литература в контексте современности : материалы II Международной научной конференции, Челябинск, 25–26 февр. 2005 г. / редколлегия: Т. Н. Маркова (ответственный редактор) [и др.]. — Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2005. — Ч. 2 — С. 229–231.
  • РОДИОНОВ, М. С. Литература и история, или Можно ли по сказкам П. П. Бажова изучать историю уральских заводов / М. С. Родионов // Литературное краеведение : сборник / Челябинский государственный университет, Институт гуманитарных проблем ; редактор Л. И. Миночкина. — Челябинск, 2008. — Вып. 2. — С. 53–58. Сказы Бажова исторически точно дают историю развития южно-уральских промыслов — златоустовской гравюры на стали и каслинского художественного литья («Иванко-Крылатко» и «Чугунная бабушка»).
  • ХАРИТОНОВА, Е. В. Образы времени в сказах П. П. Бажова / Харитонова Е. В. // Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летию Института истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург, 4–5 марта 2008 г. / редколлегия: В. В. Алексеев (главный редактор) [и др.] = Russia between the past and the future: historical experiences of the national development. — Екатеринбург : Институт истории и археологии УрО РАН, 2008. — С. 628-632.
  • ГРИГОРЬЕВ, Г. А. Эпистолярное наследие П. П. Бажова / Г. А. Григорьев // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. — Екатеринбург, 2013. — № 2 (114). — С. 51-60. Рассматривается история публикаций и изучения эпистолярного наследия Павла Петровича Бажова, выделяются основные направления исследований в этой области, а также перспективы дальнейшей работы с данным материалом.
  • ЛИТОВСКАЯ, М. А. «Фабульные крючочки и петельки» : поэтика компромисса в творчестве П. П. Бажова / М. А. Литовская // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. — Екатеринбург, 2014. — № 2 (127) — С. 8-17. Рассматриваются особенности творческого поведения Павла Петровича Бажова. Особое внимание уделяется конформизму писателя, который помог ему обойти цензурные препоны.
  • ЕГОРОВА, С. С. Дивные сюжеты : уральские предания в творчестве писателя : для детей 8-10 лет / Светлана Сергеевна Егорова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — Москва, 2019. — № 1 — С. 7–10.
  • * * *
  • БЕЗРУКОВА, Н. Удивительные сказы : викторина по творчеству П. П. Бажова для детей 7-10 лет / Н. Безрукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — Москва, 2000. — № 1. — С. 5–6.
  • МАЛАХИТОВАЯ шкатулка : в поисках новых ключей : путешествия со сказами Бажова / авторы очерков: А. П. Черноскутов, Ю. В. Шинкаренко. — Екатеринбург : Сократ, 2011. — 460, [2] с. : ил., цв. ил.
  • С БАЖОВЫМ по Уралу : [14 маршрутов по бажовским сказам] : путеводитель / автор текста: А. П. Черноскутов ; карты подготовил: А. Г. Павлов. — Екатеринбург : Сократ, 2012. — 69 с. : ил., карт., портр.
  • ТКАЧЕВ, Е. Быль в глаза : на южноуральской сцене показали сказы Бажова / Евгений Ткачев // Южноуральская панорама. — Челябинск, 2014. — 10 апр. (№ 50) — С. 7. Премьера спектакля «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова в постановке Нового художественного театра состоялась на сцене Дома актера в Челябинске.
  • БЕЛКОВСКИЙ, С. В. Сказы Бажова в красках и брендах / С. Белковский // Возрождение Урала. — Челябинск, 2017. — С. 15 : ил. — (Южный Урал. Картина маслом). О златоустовском «Горном парке им. П. П. Бажова».
  • СОКОВИКОВ, С. С. Литературный ландшафт : образы бажовских сказов под открытым небом / С. С. Соковиков // Природное и культурное наследие Урала : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 8 июня 2018 г.) / составители: А. В. Лушникова, Ю. В. Гушул ; научный редактор Ю. В. Гушул]. — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 141–147. Описание литературных парков Бажова в России, в т. ч. «Легенды Урала» (Пермская область), «Горный парк им. П. П. Бажова (г. Златоуст).
  • ПАВЕЛ Петрович Бажов : библиографический указатель (1913–2010) / Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Объединенный музей писателей Урала ; составители: В. В. Горева, Н. В. Кузнецова ; научный редактор В. В. Блажес. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2011. — 606 с.
  • Электронный каталог Челябинской ОУНБ