Родился 1 августа (20 июля по старому стилю) 1880 г. в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район Республики Башкортостан) в семье сельского учителя. Отец Гафури мечтал дать образование своим сыновьям, чтобы в будущем они смогли получить место муллы или халфа-учителя.
Начальное образование М. Гафури получил под руководством отца в сельском мектебе (начальной школе), затем способный мальчик учился в медресе соседней деревни Утяшево. С 13 лет осиротевшему Мажиту пришлось самому зарабатывать на жизнь и учебу, переписывая книги для богатых учеников медресе, готовя для них обед, а летом работая в поле.
Осенью 1896 г. Гафури решает поступать в медресе «Гусмания» («Усмания», Уфа), но ему не хватало денег на обучение. М. Гафури возвращается в Зилим-Караново. Два года преподает в сельском медресе, летом работает подсобным рабочим на строительстве Лапаштинского чугунолитейного завода.
Осенью 1898 г. М. Гафури в поисках хорошей школы отправляется на учебу в Троицк (тогда уездный город Оренбургской губернии) в медресе «Расулия» ишана Зайнуллы Расулева. Считается, что направил его на учебу учитель Хатип из утяшевского медресе.
К началу XX в. медресе Расулева являлось полусветским учебным заведением с 11-летним курсом обучения. В образовательную программу входили: вероучение, русский и арабский языки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математика, российская, тюркская и всеобщая история, история ислама, священная история, теология, мусульманское право, этика, гигиена, география, естествоведение, физика, химия, зоология и педагогика. Изучались татарская история и литература. Преподавание велось на татарском языке. В медресе «Расулия» обучались татары, башкиры, казахи. Учебное заведение имело репутацию одного из лучших исламских институтов России. Французский историк Александр Бенигсен описывал его как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире».
Большую часть 450-километрового пути до Троицка М. Гафури прошел пешком, лишь в деревне Серменево его взял на пароконную упряжку попутчик, отправлявшийся в гости к ишану Зайнулле. По прибытии в Троицк М. Гафури обнаружил, что забыл в деревне паспорт, без которого не принимают на учебу. Ему пришлось проделать тяжелый путь обратно в Зилим-Караново, затем – снова в Троицк. Лишь в конце ноября 1898 г. он устроился в общежитие при медресе Расулева.
Материальное положение будущего литератора в период обучения в медресе Троицка было по-прежнему тяжелым. Ему приходилось прислуживать богатым шакирдам (студентам медресе), а в летние месяцы трудиться чернорабочим на торфяных разработках, на восьмом золотом прииске братьев Рамиевых, наниматься кашеваром к баю, готовить пищу для его батраков. В летние каникулы уходил в степь учить детей казахов.
Осенью 1901 г. М. Гафури, прервав учебу, вынужден вернуться в родное село, откуда его должны были призвать в армию. Ему удалось избежать «солдатчины», и Гафури вернулся в Троицк.
Зима 1901–1902 г. стала временем первых литературных опытов Гафури. Однокашники Мажита З. Тупиев, Ю. Диликамов вспоминали о том, что будущего поэта выделяли из массы шакирдов независимость, острый ум, умение быстро откликаться на поступки окружающих меткими эпиграммами и песенками в форме народных беитов (двустиший). Весной 1902 г. было написано сатирическое стихотворение «Шакирдам ишана» на татарском языке, в котором высмеивались внутренние порядки медресе, деспотичное отношение ишана к шакирдам. Рукопись распространилась в течение двух-трех дней среди учащейся молодежи и вызвала в ее среде большое обсуждение. О своем литературном дебюте М. Гафури писал: «Многие шакирды обругали ее самыми последними словами. Конечно, стихи задевали не только ишана, но и многих из его окружения, и они не нашли ничего другого, как обозвать меня нечестивцем, гяуром. Те из шакирдов, которым стихи пришлись по душе, переписывали его себе». В своем первом произведении Гафури достоверно описал медресе. У шакирдов и учителей стихотворение вызвало самые противоположные мнения. Учитель начинающего поэта халфа Габдуллаян его одобрил, но посоветовал впредь быть осторожней. Шакирды же Магишарап, Мухаметзян и их приспешники побили стихотворца.
Зайнулла Расулев запретил М. Гафури жить в общежитии медресе. Ему пришлось переехать на частную квартиру в городе. По другим данным, М. Гафури переехал на городскую квартиру после отлучки из медресе по поводу призыва в армию.
В 1901–1903 гг. М. Гафури, помимо учебы в медресе, много занимался самообразованием: изучал арабский, турецкий, персидский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Мажит Гафури и его одноклассники вспоминали, как в 1903 г. они сообща наняли учителя Лутфуллу Газизова и в течение трех месяцев обучались у него русскому языку.
Продолжая сочетать учебу и учительскую работу среди казахов, кочуя вместе с ними в летние месяцы по степи, летом 1903 г. Гафури пишет на татарском языке свою первую повесть «Жизнь, прошедшая в нищете», изданную в Казани отдельной книгой в 1904 г. Своим произведением он вводит в татарскую литературу новых героев – деревенских бедняков, ужасающей нищетой низведенных до самого дна жизни. Причину жалкого положения бедняков он видит в их «невоспитанности», выдвигая на первый план свои просветительские идеи, характерные для начального периода творчества Гафури. На просветительство писатель возлагал большие надежды. Он считал, что если дать народу знания, вывести его из состояния отсталости, то сами собой исчезнут многие противоречия жизни.
В 1904 г. им была написана поэма «Сибирская железная дорога, или Положение нации», вышедшая в свет в Оренбурге в 1904 г. М. Гафури видел в строительстве железной дороги результат больших достижений науки и техники, проявление силы и мощи России, с которой должны брать пример мусульманские народы страны, в первую очередь – татары и башкиры, живущие на Волге, Урале и в Сибири.
Годам жизни в Троицке посвящена автобиографическая повесть «На золотых приисках поэта». Она написана под влиянием А. М. Горького и по своей художественной манере напоминает его повести «Мои университеты». От первого лица герой рассказывает о поисках работы на время летних каникул, чтобы обеспечить дальнейшую учебу. Нравы медресе, быт казахских батраков, тяжелый труд на износ рабочих золотых приисков проходят перед читателем. В конце повествования говорится о том, что одним из хозяев приисков был поэт Дардманд (отсюда и название повести). «Только спустя многие годы я узнал, – пишет Гафури, – что автор стихов, подписанных «Дардманд» – хозяин приисков, Закир Рамиев. Оказывается, мы работали на золотых приисках поэта! Тысячи изнуренных, падавших от усталости рабочих обогащали поэта Дардманда». Повесть М. Гафури писал в конце 1920-х гг., отсюда нелестные характеристики хозяев приисков. В современных исследованиях общественная деятельность Рамиевых получила иную оценку. Они помогали нуждающимся семьям, строили больницы, библиотеки, школы, мечети, медресе, обучали за свой счет детей башкир и татар в престижных учебных заведениях России, организовали массовое книгоиздание.
Осенью 1905 г. М. Гафури оставил учебу в медресе Троицка, переехал в Казань и поступил в новометодное медресе «Мухаммадия». Здесь он знакомится с представителями передовой татарской интеллигенции (основоположником татарской драматургии Г. Камалом, преподавателем русского языка, революционным писателем-драматургом Г. Кулахметовым и революционером-большевиком Х. Ямашевым), с увлечением изучает арабскую литературу, географию и историю. Гафури откликается на революционные события 1905 г. Принимает активное участие в шакирдских и студенческих забастовках, демонстрациях, митингах, распространяет листовки и прокламации. Сотрудничает с общественно-политической и литературной газетой «Казанский вестник», первой татарской газетой, выпущенной в Казани в октябре 1905 г.
В период 1905–1907 гг. Гафури пишет ряд стихотворений на злободневные политические темы («Стихи радости», «Богач», «Перемена», «Настало время», «В период свободы», «Открылась первая дума», «Наши дни», «Две птицы», «Завет 1906 года 1907 году», «Ответ 1907 года» и др.).
Весной 1906 г., избегая преследований полиции, М. Гафури вместе с татарским поэтом М. Укмаси уехал в казахские степи, осенью того же года переселился в Уфу, где и прожил до конца своих дней. Осенью 1907 г. М. Гафури стал вольнослушателем высшего уфимского полудуховного, полусветского медресе «Галия», которое окончил в 1909 г.
Одним из лучших его произведений этого периода была повесть «Бедняки» (1907), описывающая нищую жизнь городской бедноты, тяжелые судьбы татарских и башкирских женщин. О беспросветной жизни женщин Гафури пишет в таких произведениях, как «Женщина-татарка» (1908), «Забытое преступление» (1909), «Терпению Зайнап пришел конец» (1912). Противостоянию богачей и бедняков посвящены стихи «Богач и работник», «У богачей», «Нищий», «Жалею» (1908–1909).
С 1911 г. М. Гафури взят под надзор полиции: в его произведениях найдены крамольные высказывания. Автор был привлечен к суду. Два сборника его стихов «Моя молодая жизнь» (1906), «Любовь к нации» (1907) и рассказ «Дети-сироты» (1907) конфискованы. Сборник «Моя молодая жизнь», выпущенный в Казани вторым тиражом, попал под арест властей, в Оренбурге в книжном магазине конфисковали сборник «Любовь к нации»; эта же книга была изъята из мусульманской библиотеки «Няжат» в Троицке.
В 1909–1913 гг. писатель обратился к народной поэзии. В творчестве М. Гафури, особенно в прозе, появились романтические мотивы и образы. Занимался сбором и изучением башкирского фольклора. Один из вариантов башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу» был опубликован М. Гафури в 1910 г. Его небольшие рассказы «На берегу Белой», «Девушка-булгарка Айсылу» написаны на основе фольклорных материалов.
В поисках новых форм стихосложения пишет свои первые стихи в прозе – нэсер и басни. М. Гафури является основоположником басенного жанра в башкирской и татарской литературе. В 1913 г. в Казани вышел его сборник «Эмсал» («Басни»), включивший в себя 20 произведений, наполненных национальным колоритом.
Мажит Гафури приветствовал революции 1917 г. Уже 16 (3 – по старому стилю) марта он написал стихотворение «Утро свободы».
Октябрьскую революцию принял безоговорочно. Октябрем 1917 г. датировано его стихотворение «Судный день», где страшным судом для «надменных баев» выступает революция. В более позднем стихотворении «Новый праздник» (1920) М. Гафури сравнивает революцию с великим праздником.
В первые послереволюционные годы писатель прилагал много усилий для организации периодической печати Башкирской АССР – газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня». Он активно выступал на страницах газет с публицистическими очерками, фельетонами, памфлетами и сатирическими стихами, нередко подписываясь псевдонимами «Ильяс» и «Адип».
В поэзию М. Гафури привносится агитационный дух. Он пишет стихотворения, которые становятся боевым призывом («Наш путь», «Клятва», «Татарскому джигиту», «На священном пути»).
В небольшом стихотворении «Революция» (1918) М. Гафури одним из первых в татарской и башкирской поэзии показал нового героя – рабочего человека. Главный герой поэмы «Рабочий» (в других переводах – «Труженик», 1920) – вчерашний крестьянин, полвека сеявший хлеб, затем работавший в шахте и на заводах. В стихотворениях «Кто они?» (1920), «Победителям колхозного фронта (1933), «Отзвуки больших побед» (1934) изображение человека труда поднимается от батрака и труженика-полупролетария к рабочему-созидателю.
В июне 1923 г. ЦИК Башкирской АССР присвоил Мажиту Гафури звание народного поэта Башкирии за вклад в развитие литературы. Выходят в свет сборники его стихов «Красные гроздья» (Москва, 1925), «Ночная смена» (Казань, 1927), сборники рассказов «Когда мы были маленькими» (Уфа, 1927), «Теперь легко, раньше было трудно» (Москва, 1927).
К началу 1930-х гг. М. Гафури создал наиболее крупные и значительные прозаические произведения: повести «Черноликие» (1927), «Ступени жизни» (1928) и «На золотых приисках поэта» (1930).
Первое драматическое произведение писателя – пьеса «Красная звезда» (1926), несмотря на некоторые недочеты, занимает важное место в формировании башкирской драматургии.
В 1928–1929 гг. Гафури обратился к непривычному для него жанру, написав либретто для оперы «Рабочий» по мотивам своей одноименной поэмы, значительно переработав ее для сцены.
Мажит Гафури умер 28 октября 1934 г. в Уфе от туберкулеза и похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Матросова.
Поэзия М. Гафури и сегодня по-прежнему актуальна. Творчество его открывает нам поэта-мыслителя, чьи метафоры заставляют читателя размышлять о нравственных ценностях.
В 1948 г. в Уфе открылся мемориальный Дом-музей поэта (ул. Гоголя, 28), где Гафури прожил последние 11 лет своей жизни. На его родине в деревне Зилим-Каранове работает Дом-музей Гафури. Памятник народному поэту Башкирии был установлен в Уфе перед зданием Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (1978). Памятники Мажиту Гафури есть в г. Ишимбае, г. Кумертау.
В Уфе действует общественное объединение Фонд культуры «Мажит Гафури – XXI век» Республики Башкортостан.
Е. Г. Бачурина
Размещен 10.12.2018