Краевую детскую литературу не преподавали в вузах. Не было и нет областного литературного музея. Есть литературный музей «Кораблик» в школе № 15 (открыт в 1987 г.) г. Челябинска, который носит имя основательницы музея — учителя и поэта Аси Борисовны Горской.
В начале XXI в. в школьные программы ввели «региональный компонент». Появилось в школе «Литературное краеведение». Этот курс не был обеспечен у нас ни текстами, ни сведениями о писателях-земляках. Преподаватели литературы и учителя начальных классов были «безоружны». Только в 2002–2003 гг. появились первые хрестоматии по родной литературе Южного Урала. Невольно составители обратились и к истории южноуральской детской литературы. Появилась возможность писать о большой истории краевой детской книги. В детское чтение входили и входят произведения «взрослых» писателей. Нельзя не вспомнить тех столичных писателей, которые побывали в нашем крае и написали о нем достойные произведения. К сожалению, в 2014 г. в школах исчезли уроки краеведения.
В этой статье не будет подробных рассказов о большинстве писателей. О них есть статьи на портале «Литературная карта Челябинской области» Челябинской областной универсальной научной библиотеки.
XIX в.
Еще недавно мы были уверены, что южноуральская детская литература началась в 1930-е гг. Оказалось, произведения наших авторов знали дети еще в XIX в.!
Благодаря изысканиям верхнеуральского краеведа Александра Михайловича Вернигорова стало известно, что дети еще в начале XIX в. могли читать произведения писателя-южноуральца — Петра Михайловича Кудряшёва (1797–1827). А. Вернигоров сумел собрать сведения о жизни и творчестве писателя, современника А. С. Пушкина, родившегося в г. Верхнеуральске. Впервые в наше время изданы книги П. Кудряшёва: «Сочинения» (2013) и «Стихотворения» (2014), где есть глава «Детские стихи, басни, анаграммы, шарады».
В середине XIX в. дети на Южном Урале читали книги Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), произведения которого называли «Оренбургской энциклопедией» (в Оренбургскую губернию входил уездный Челябинск). «Рассказы о родной природе» Аксакова для детей и сейчас издаются в нашей стране. Сколько поколений выросло на книге «Детские годы Багрова–внука» и сказке «Аленький цветочек»!
В изданиях Центра историко-культурного наследия Челябинска есть сведения, что еще в XIX в. были авторы, пишущие для детей. Родители тогдашних детей не могли не читать им талантливую «Сказку о счастии» Матвея Никифоровича Ястребова (1826–1853), преподавателя Челябинского уездного училища. Позже сами дети наверняка читали «Мои школьные годы» Василия Александровича Протасова (1856–1929), городского служащего, краеведа, члена Челябинского общества изучения местного края (1922). И сегодняшним ребятам интересно читать о частной школе Челябинска в 60-е гг. XIX в.
Начало XX в.
Первый профессиональный писатель Челябинска — Александр Гаврилович Туркин (1867–1919) не создавал произведений специально для детей, но его статьи, рассказы («Челябинская жизнь», «Мимоходом») были настолько просто и интересно написаны, что наверняка входили и в детское чтение. Неслучайно А. Туркин с 1915 г. возглавлял в городе единственную широкодоступную, популярную газету «Голос Приуралья», где печатались произведения зарубежных, известных российских и местных авторов, часто совсем молодых. Они были доступны детям.
Революция 1917 г. и Гражданская война изменили жизнь и литературу. В 1920-е гг. стали известны не только в стране, но и за рубежом имена наших земляков — Юрия Николаевича Либединского, Лидии Николаевны Сейфуллиной.
Ю. Либединского (1898–1959) называли «зачинателем советской литературы». Его первая книга «Неделя» (1922) была написана по горячим следам Гражданской войны, которая затронула и Челябинск. Книга стала настолько знаменитой, что ее очень часто издавали, переводили на иностранные языки, изучали в школах, институтах. К сожалению, в 1937 г. первые книги Либединского были запрещены и вернулись к читателям только после 1956 г.
В 1958 г. Юрий Николаевич побывал в Челябинске. Успел написать книгу для подростков «Воспитание души», но уже не увидел ее изданной (1962). В ней воспоминания о детстве и юности в Миассе и Челябинске. Книга издавалась в Москве и Челябинске. Без нее трудно представить нашу историю в начале XX в. Имя Юрия Либединского носит улица в Челябинске, центральная городская библиотека в Миассе. На здании бывшего Челябинского реального училища, которое он окончил, мемориальная доска.
Одновременно с «Неделей» Ю. Либединского была написана книга «Правонарушители» о беспризорниках после Гражданской войны на Южном Урале. Автором книги была учительница, библиотекарь и актриса, много сделавшая для развития культуры и образования Челябинска, Лидия Николаевна Сейфуллина (1889–1954). Она родилась в селе Варламово (теперь это Чебаркульский район). В 1919–1920 гг. Сейфуллина работала директором Челябинской городской библиотеки (ныне Челябинская областная универсальная научная библиотека). В 1920-е гг. все зачитывались ее «Правонарушителями». Книгу рассылали бесплатно по школам и библиотекам Урала и Сибири вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством. В Челябинске есть улица имени Валериана Правдухина — писателя, мужа Сейфуллиной, погибшего во время репрессий в 1939 г., а улицы Сейфуллиной, к сожалению, нет.
Брошенным на произвол судьбы детям посвятил свои первые книги и наш земляк из Кусы Виктор Афанасьевич Савин (1900–1975). Он тогда жил в Москве и писал под псевдонимом В. Горный. Его книги «Шаромыжники» (1925), «Беспризорный круг», «Петяш» знали все. Сейчас эти книги несправедливо забыты.
Не все знают, что известная в свое время писательница Лидия Анатольевна Будогоская (1898–1984) детские годы провела в Златоусте. Была очень известной ее во многом автобиографическая книга «Повесть о рыжей девочке» (1929), которую редактировал писатель С. Маршак. В «Златоустовской энциклопедии» ошибочно сказано, что в книге отражены годы детства писательницы в Златоусте. На самом деле героиня книги — гимназистка из Сарапула (на Каме). Лидия Будогоская в Сарапуле оканчивала гимназию. И сегодня книга издается, ее можно прочесть в интернете.
30-е гг. XX в.
Особую роль в истории детской литературы как страны, так и нашего края сыграли 1930-е гг. В Москве в 1933 г. было создано специальное детское издательство (Детгиз) под руководством С. Маршака. Появились первые советские, написанные именно для детей книги и у нас. Их стали издавать в Челябинском государственном издательстве (с 1963 г. — Южно-Уральское книжное издательство), организованном в 1935 г.
Для Южного Урала это было время гигантских строек: Челябинский тракторный завод, Челябинская государственная районная электрическая станция (ЧГРЭС), Магнитка…
О первых книгах для детей можно узнать из статьи К. Рождественской «Детская литература на Урале» (Детская литература. 1936. № 1. С. 46–48). (Далее цитаты из этого источника. — Н. К.)
Еще в конце 1932 г. в Свердловске (в Челябинске еще не было своего издательства) было решено издавать для дошкольников серию книжек-картинок «Новостройки Урала». «Но редакция не учла своих возможностей — ни полиграфических, ни литературных — потерпела серьезную неудачу, которая надолго отбила охоту браться за дошкольные книги».
Первой из этой серии была издана книжка-картинка «Челябинский тракторный завод». «В ней было неудачно все: и тема трудная, сложная, почти недоступная маленькому читателю, и рисунок — условный, временами переходящий в чертеж, и печать — небрежная, неряшливая, своим видом отвращающая от книги». Вторая книжка-картинка тоже была посвящена челябинской стройке. «Что такое ЧГРЭС» была лучше. Но и она оказалась слишком сложной для детей. И оформлена крайне плохо. На том и закончилась хорошо задуманная серия.
Оценка первых детских книг, издаваемых в Челябинске, попадала на страницы московского журнала «Детская литература». Чего тогда ждали издатели от авторов книг? «…У нас нет книг о героях революции и Гражданской войны, о революционном подполье, о колхозной жизни…». Челябинский ученый-географ и писатель В. Старцев первым откликнулся на призыв писать о колхозном труде в степях нашей Челябинской области. О его книге «Степные огоньки» (1935) появилась большая и язвительная рецензия «Записки “челябинского охотника”» (Детская литература. 1936. № 7. С. 24–27). Книгу ругали и за содержание, и за язык: «Хороша лесостепь, особенно в вечерний час. Жаворонки спустились с вышины и разбрасывают серебристые переливы своих песен в траве. Слева и справа дымят тракторы. Они тоже поют свою песню — песню труда и победы».
Об охоте на уток: «Одна утка в день съедает 200 граммов пшеницы, в месяц она съест 6 килограммов. В два месяца, август–сентябрь, 12 килограммов… Допустим, их в Челябинской области, ну хотя 500 тысяч штук. 500 тысяч на 12 килограммов — 6 миллионов килограммов!.. Съедят и улетают в Средиземное море, на Черное море к берегам Турции, в Персидский залив, в Аравийское море. Там их бьют и кушают… Не пускать, бить их здесь надо и есть самим!»
Заканчивается рецензия на «Степные огоньки» так: «Но только одно остается неразгаданным и покрыто мраком неизвестности: где же были издатели и редакторы этой побившей все рекорды по своей халтурности и безграмотности книги?»
В молодом Челябинском издательстве стали издаваться достойные книги для детей. В 1936 г. появилась книга известного советского писателя-природоведа — Виталия Бианки (1894–1959) «В гостях у челябинцев». В сборник вошло пять рассказов по следам пребывания писателя на Южном Урале в 1932 и 1934 гг.
Во время строительства Челябинского тракторного завода, еще в начале 1930-х гг., был создан литературный кружок, который вырос в большое, известное литературное объединение предприятия. Из этого кружка вышел детский поэт Василий Николаевич Кузнецов (1893–1953). Он автор почти десяти стихотворных сборников, но особую славу принесла его сказка-шутка «Базар» (1938). Ей посвящена статья В. Денисьева «Базар» в журнале «Детская литература» (1938, № 10. С. 31–32). В ней ее ругали, но ругали напрасно: сказку полюбили маленькие читатели. Она много раз переиздавалась. Эта сказка сделала поэта членом Союза писателей СССР (1953). На областном радио сохранилась запись сказки в исполнении народного артиста, актера Челябинского театра драмы Петра Кулешова. Благодаря усилиям внука Василия Николаевича — москвича Александра Кузнецова — в Челябинске на доме № 21 по улице Первой пятилетки (ЧТЗ), где жил в последние годы В. Кузнецов, на здании школы в с. Каратабан установлены мемориальные доски. Детская библиотека в Тракторозаводском районе Челябинска и сельская библиотека с. Каратабан носят имя поэта.
В 1937 г. вышла книга прозы «Подростки» журналиста Бориса Семеновича Ицына (1905–1968). Б. Ицын в конце 1930-х гг. был значимой фигурой в Челябинске. С 1937 г. он — редактор детской литературы в Челябгизе, с 1939 г. — уполномоченный Союза советских писателей по Челябинской области, в начале Великой Отечественной войны — ответственный секретарь редакции газеты ЮУЖД «Призыв».
Книга Б. Ицына «Подростки» об участии ребят в революции 1905 г. в Челябинске. По поводу достоинств и недостатков этой книги развернулась целая дискуссия в журнале «Детская литература» за 1938 г., № 14 (Рахтанов, И. «Подростки» (письмо автору). С. 18–21; Слепнев, Н. Об овладении мастерством, или Несколько дружеских советов тов. Ицыну. С. 21–24). Известный тогда критик И. Рахтанов в основном высоко оценил книгу: «Можно смело сказать, что Ваши “Подростки” не будут стоять на полке …».
У автора этой книги судьба сложилась трагически. Имя писателя при его аресте в 1943 г. «вычеркнули из памяти». Только в 1967 г. книга «Подростки» была переиздана в Челябинске.
В 1930-е гг. в Магнитогорске начинали свой творческий путь писатели Л. Татьяничева, М. Гроссман, Н. Кондратковская, произведения которых первоначально предназначались взрослому читателю. Гораздо позже стали выходить их сборники стихов и прозы для детей.
На строительство знаменитой Магнитки Москва посылала писателей и журналистов рассказать о трудовом подвиге строителей металлургического гиганта. Среди них Валентин Катаев, Вениамин Каверин, Аркадий Гайдар… Валентин Катаев тогда написал известный роман «Время, вперед!». По роману ставились пьесы, снят кинофильм, в главной роли которого был Сергей Юрский. Роман посвящен героическому энтузиазму первостроителей Магнитки.
Вениамин Каверин написал статью о Магнитке только через 30 лет. Он не мог говорить тогда правду, да ее бы и не напечатали: видел голодных женщин и детей, умирающих на улицах, работавших на стройке раскулаченных крестьян и заключенных. В статье Каверина есть фраза, что «кладбища росли быстрее, чем домны».
Аркадий Гайдар, пробыв несколько дней на Магнитке, не оставил о ней ни строчки, может быть по тем же причинам, что и Каверин.
Имеет отношение к Магнитке московская детская писательница и драматург Лия Борисовна Гераскина (1910–2010). Самая известная ее пьеса «Аттестат зрелости» (1949), по которой снят фильм. Многие знали ее сказку «В стране невыученных уроков». В 1932 г. она с семьей приехала работать на строительство Магнитки. Была оператором на распределительном щите электростанции. Позже уехала.
Сергей Анатольевич Иванов (1941–1999) — московский детский писатель, автор 50 книг. Писал повести, рассказы, сказки, сценарии (самый известный к мультфильму «Падал прошлогодний снег»). Его книга «Яркий, как солнце» (Москва : Детлит, 1976) рассказывает о строительстве Магнитки. Главное в книге — оптимизм, восхищение энтузиазмом строителей.
В конце 1930-х гг. стал известен всей стране и за рубежом троичанин Анатолий Матвеевич Климов (1910–1945). Он был составителем сборника «Мы из Игарки» (1938), с рассказами, написанными ребятами из далекого северного города. Книга в 1939 г. была послана вместе с «Малахитовой шкатулкой» П. Бажова на всемирную книжную выставку в Нью-Йорк. В 1980-х гг. вместе с выросшими авторами книги в Игарке побывала журналистка из Челябинска Оксана Булгакова. Ею была написана книга «Теплоход идет в детство» (1987) о судьбе авторов сборника «Мы из Игарки» и сценарий фильма об этом же — «А прошлое кажется сном». Фильм, снятый нашим земляком Сергеем Мирошниченко (родился в Челябинске), был отмечен национальной кинематографической премией «Ника» за лучший неигровой фильм, вручаемой Российской академией кинематографических искусств (1988) и Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1989). В 1987 г. книга была переиздана в Челябинске. И еще одна работа А. Климова — сборник «Урал — земля золотая: книга пионеров и школьников Свердловской, Молотовской и Челябинских областей» была особенно дорога уральцам. Еще до Великой Отечественной войны Климов собрал тысячи детских сочинений, рисунков, посвященных родному краю. Сборник должны были напечатать в конце 1941 г., но из-за войны книга вышла только в 1944 г., потом переиздана в 1948 и 1959 г. В Троицке есть улица имени А. Климова, квартира-музей писателя.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Война не могла не отразиться на судьбах и творчестве писателей Южного Урала. Часть из них воевала на фронте, часть оставалась в тылу и немало сделала для победы.
Многих писателей можно назвать детьми войны. Их таланты проявились позже. Эвакуация из западных областей страны привела в Челябинск и будущих писателей. Некоторые из них остались в Челябинске навсегда. В своих будущих произведениях они расскажут и о своем военном детстве в Челябинске.
Что во время войны издавалось в Челябинске для детей? Челябинское издательство «дарило» детям книги московских писателей: С. Михалкова («Мать», «Елка»), Л. Соболева («Пушка без мушки»), стихи С. Маршака «Ни и Не», произведения поэта и драматурга Ольги Высотской… И, конечно, печатались работы южноуральских писателей.
Детям в это тяжелое время печатная продукция была очень нужна. В книге воспоминаний писатель Юрий Рязанов о своем детстве в Челябинске отмечает: «Каким неимоверно бедным было б мое детство без книжек, это и представить невозможно».
Челябинский детский поэт Лидия Александровна Преображенская (1908–1990) была известна еще до войны по стихам, опубликованным в периодике. Первый сборник ее стихов «Коля на елке» вышел в 1941 г. В следующем году были изданы ее книжки «Мама — герой», «Сказка о плюшевом медвежонке», «Богатырь Мороз Иванович». Лидия Александровна писала очерки и рассказы. Она отдала детской литературе полвека.
Читали дети стихи челябинского поэта Александра Яковлевича Гольдберга (1909–1993): «Во имя Отечества» (1941), «Яшкин папа» (1943), «Мужество» (1944).
В конце войны троичанин Анатолий Климов, несмотря на тяжелую болезнь, ездил в освобожденные от врага города и села, собирал материалы к книге «В огне народной войны». Написать он ее не успел, но была издана малая часть собранных материалов — книга для детей «Твои сверстники», в которую вошли рассказы советских детей, находившихся на оккупированной территории, о зверствах фашистов (1943). В 1943 г. Челябинск провожал на фронт добровольцев-танкистов. На площади у здания Главпочтамта зачитывали «Торжественный наказ добровольцам». Позже этот «Наказ» отправили в Москву, Сталину. Автором текста был Анатолий Климов. Теперь на этом месте в Челябинске стоит памятник добровольцам-танкистам
В 1944 г. появилась книга Павла Бажова «Уральские сказы о немцах», где были и сказы, посвященные южноуральским мастерам: «Иванко-Крылатко» (об Иване Бушуеве из Златоуста), «Чугунная бабушка» (о мастере из Каслей — Василии Торокине). Отправляя сказ «Чугунная бабушка» во фронтовую газету в 1943 г., Бажов написал: «сказ… тоже должен работать против врага».
Василий Кузнецов — автор уже известной сказки «Базар» — всю войну работал в литейном цехе ЧТЗ. А его сказку на фронте читал солдатам наш артист Петр Кулешов. Василий Николаевич только после Победы целиком посвятил себя детям и стихам. Они с Лидией Преображенской много сделали для воспитания юных литераторов. В. Кузнецов вел детский литературный кружок. Один из его воспитанников — Леонид Комаров стал писателем.
Лидия Александровна Преображенская позже, в 1951 г., организовала литературный кружок при челябинском Дворце пионеров и школьников, который перерос в детское литературно-творческое объединение «Алые паруса». Лидия Преображенская руководила объединением 35 лет. Из него «вышли» такие писатели, как К. Шишов, А. Горская, А. Борченко и др.
Можно сказать, что В. Кузнецов и Л. Преображенская заложили основы большой детской поэзии Южного Урала.
50–60-е гг. XX в.
К 1950-м гг. стали издаваться книги для детей писателей, вернувшихся с фронта: Михаила Львова, Марка Гроссмана, Михаила Аношкина, Анатолия Дементьева, Леонида Конторовича, Самуила Гершуни, Виля Андреева.
Можно сказать, что в 1950–1960-е гг. детская литература Челябинской области по существу сложилась.
Не случайно в 1959 г. в Челябинске проходил семинар по проблемам детской литературы. На него приехали известные тогда московские детские писатели Сергей Алексеев и Сергей Баруздин. Свою статью «Издано в Челябинске» в журнале «Урал» (1959. 7. С. 140–148) они заканчивают словами: «…на Южном Урале работает большой, талантливый отряд писателей, которому есть о чем рассказать детям».
Авторы статьи отметили рост количества издаваемых книг для детей на Южном Урале (тогда было только одно книжное издательство на Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую область). Так, в 1958 г. было издано 14 книг общим тиражом 799 тыс. экз., а в 1959 г. — 22 книги тиражом полтора миллиона экземпляров.
О каких писателях и книгах рассказывалось в этой единственной обзорной статье о нашей детской литературе? Героями статьи стали: Николай Глебов («Повести и рассказы»), Марк Гроссман («Птица – радость»), Анатолий Дементьев, Серафима Власова, Самуил Гершуни, Лидия Преображенская, Владислав Гравишкис, Михаил Аношкин, Нина Цуприк.
Авторы статьи подробно написали о достоинствах и недостатках книг южноуральских писателей. Отметили, что в произведениях не хватает «элемента суровости», что жизнь детей — героев книг — показана слишком безоблачной. Мало в книгах романтики, юмора. Но в то же время авторы статьи согласились, что эти недостатки свойственны детской литературе всей страны. Заканчивается эта большая статья призывом воспитывать детей на коммунистических идеалах, «…создавать книги оптимистические (а не ложно оптимистические), правдивые, воспитывающие бодрую, жизнестойкую, духовно сильную смену».
Писатели попытались подвести итоги литературного процесса для детей в то время. Но итоги подводить было рано, потому что тогда южноуральская детская литература только набирала силу. И не со всеми оценками наших книг можно с авторами согласиться.
В те времена было очень сильным идеологическое влияние на литературу, поощрялось издание книг, связанных с историей СССР и Коммунистической партии СССР. Уже была и пополнялась целая библиотечка книг об участии детей и подростков в революции 1917 г. и Гражданской войне. Были очень популярными книги Николая Глебова (1899–1994) «Асыл» (1955) и «Карабарчик» (неоднократно переиздавалась с 1950 г.). Очень любили ребята книгу Леонида Конторовича «Колька и Наташа» (1957). Были известны книги писателя из Миасса Владислава Гравишкиса (1909–1969) «Гвардии Красной сын» (1962) и Александра Гольдберга «Повесть о Федьке — Красном партизане» (1963).
Многие южноуральские писатели посвятили свои книги теме детства.
Уже известная не только на Урале поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева (1915–1980) создала около десяти сборников стихов для детей разного возраста: «На лугу» (1956), «Дело мастера боится» (1959), «Веселый улей» (1965) и др.
Школьники с интересом читали книги Михаила Аношкина (1921–1982) «Приключения Герки и Павлика на Увильдах» (1959), «Славка» (1961), «Семкина находка» (1963).
Самуил Гершуни (1920–2003) начинал со стихов для малышей («Золотые руки», «Чудесный ящик», «Мы — мальцы-удальцы»…), а позже, в конце XX в. написал для более старших ребят замечательные повести «Жучка – СИТ» (СИТ — это Собаки — Истребители Танков) и «Дима и Ребус» (о подвиге мальчишки и его коне во время Великой Отечественной войны).
Была популярной книга Виля Андреева (1925–2004) «Санька» (1966), где было много автобиографического. Автор вырос в Сибири.
Вошел в детскую поэзию Южного Урала Владимир Суслов (1929–2004). Первая его книжка — «Наш дом» вышла в 1963 г.
Книги поэта и прозаика из Кургана Леонида Куликова (1924–1980) очень любили юные читатели Челябинской области: стихи «Скоро в школу» (1951), сказки «Как ежик стал колючим» (1955), «Храбрый Василек» (1958), «Белочка-умелочка» (1963). Л. Куликов был членом Союза писателей СССР, автором 11 книг.
Были писатели в нашем крае, которые посвятили свое творчество природе и людям, связанным с природой.
Поэт Марк Соломонович Гроссман (1917–1986) написал книгу рассказов «Птица-радость» (1955) о голубях, высоко оцененную писателями А. Фадеевым, В. Бианки и читателями-детьми. Книгу несколько раз переиздавали, перевели на немецкий, китайский языки.
Вошел в литературу со своими охотничьими рассказами Анатолий Иванович Дементьев (1921–2008): «По следу» (1953), «Зеленый шум» (1963) и др. Им написано десять книг для детей.
Многие книги Владислава Ромуальдовича Гравишкиса (1909–1969) были посвящены ребятам: «Есть на Урале завод» (1951), «Машина ПТ-10», «На озере Светлом». Особо надо отметить его книги «Под уральскими звездами» (1962) и «В суровом краю» (1962), которые были изданы в Москве. Они посвящены детям и уральской природе.
Книги Виктора Савина (1900–1975, Куса) о природе и человеке в ней печатались в Свердловске, Челябинске: «Волчье логово» (1959), «Старший в доме» (1960), «Лесная книга» (1959). Особенно известной стала его книга «Юванко из Большого стойбища», которая дважды издавалась в Москве (1969, 1975).
Впервые Челябинским книжным издательством была выпущена поэма для детей о предприятии: Т. Тюричев «Про наш завод» (1952) о Челябинском ферросплавном заводе.
Появились в Челябинске продолжатели дела Павла Бажова — авторы сказов: Серафима Власова (1901–1972) — сборник сказов и былей «Герцогиня Акуля» (1966), Сергей Черепанов (1908–1993) — сборник сказок и сказов «Лебедь-камень» (1959), сборник сказок «Снежный колос» (1964), повесть «Алая радуга» (1962). Их творчество продолжалось и в следующие годы.
В 1960-е гг. мальчишки стали зачитываться книгами магнитогорского писателя-фантаста Константина Нефедьева (1922–1966): «Тайной алмаза» (1959), «Могилой Таме-Тунга» (1967, 1990). К сожалению, писатель рано ушел из жизни.
Московская писательница Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) начинала работу учителем в Магнитогорске. Первая ее книжка «Мой класс» (1949) навеяна этим ее опытом. Позже она напишет трилогию «Дорога в жизнь», третья часть которой — «Черниговка» (1959) — была посвящена истории детского дома, который был эвакуирован в Катав-Ивановск.
Настоящим открытием было то, что московский писатель Валерий Медведев (1923–1997), автор известной книги «Баранкин, будь человеком!» (1961), был нашим земляком. Его детство и юность прошли в Челябинске.
И еще одно удивительное открытие. Спасибо за него известному челябинскому историку Ю. В. Латышеву. Это с его подачи мы узнали в 2023 г. о нашем земляке — непрофессиональном писателе из села Губернское Аргаяшского района Владимире Ивановиче Каурове (1898–1970), книга которого «В дальний путь» активно издавалась в Челябинске (1951, 1952), два раза издавалась в Свердловске (1953, 1965), три раза в Москве (Детгиз, 1957, 1960, ?). Удивительно, что мы ничего не знали об этой книге и авторе. В наших источниках нет ни одного упоминания о ней, о работе с нею (рецензии, отзывы, методической рекомендации). А предисловие к книге написал Лев Кассиль! Она автобиографическая. Автор о своем детстве, о себе рассказывает в третьем лице. Его семья из кубанских казаков, которые в начале прошлого века поверили в революцию. Старшего брата Володи, отца с матерью и двумя детьми выслали, а младших братьев оставили в станице у тетки. Кассиль пишет: «Особенности ушедшего российского быта, обстановка прежней жизни башкир, полное трудностей путешествие мальчиков к месту ссылки родителей, народные обычаи, праздники, объезд коней и скачки, характеры добрых и лихих людей — все это описано в повести ярко, обстоятельно, разносторонне, красочно…». Чего стоит только описание Челябинска глазами деревенского мальчишки!
Книга была очень актуальной в 1950–1960-е гг. Интересна она и сегодня ученикам среднего школьного возраста. В ней дается яркое представление о Южном Урале в начале XX века.
К сожалению, очень мало сведений об авторе. Требуют уточнения даты жизни В. Каурова. Известно только то, что он воевал в Гражданскую и Великую Отечественную войны, награжден Орденом Красной Звезды. И книга его стала редкостью. Она имеется в Челябинской областной детской библиотеке им. В. Маяковского и Челябинской областной универсальной научной библиотеке.
Открытием уже в XXI веке для южноуральцев стало имя Павла Александровича Северного (1900–1981), который родился в Верхнем Уфалее и прожил удивительную жизнь. Южный Урал узнал его сначала как прозаика для взрослых, хотя его первые детские книги были уже изданы в Москве: «Топтыгин с Косьвы» (1955), «Шумит тайга Манчжурии» (1960). К сожалению, в те годы никто не знал, что Павел Северный – наш земляк. Только его сборник «Невьянский сундучок» (Оренбург, 2013) открыл южноуральцам имя Северного как писателя и для детей.
Из статьи Сергея Климакова «Американская Барто из Челябинска» (Челябинский рабочий. 2015. 5 февр.) челябинцы узнали, что в нашем городе в 1908 г. родилась Эсфирь Соломоновна Слободкина (умерла в 2002 г.). С 1915 г. семья живет в Уфе. Гражданская война заставила в 1919 г. переехать во Владивосток, через год — в Харбин. В 1927 г. уезжает в Америку, где стала знаменитой художницей и детской писательницей. В 1940 г. в Америке была издана самая ее известная книжка «Кепки на продажу: сказка про торговца, обезьян и обезьяньи шалости» с рисунками автора. Ее перевели на десять языков, наградили премией Льюиса Кэррола. Слободкиной написано и проиллюстрировано больше 20 детских книг. В нашей стране пока издали только две книги. К сожалению, имя писательницы почти неизвестно в Челябинской области.
70–90-е гг. XX в.
Трудные годы в жизни страны. Перестройка. Только в 1970-х – начале 1980-х гг. еще издавались детские книги в Южно-Уральскме книжном издательстве (1935–2008). Исчезла цензура. Появилось около 50 новых издательств, в т. ч. частные издательства, которые требовали плату за издание книг. Существенно уменьшились тиражи изданий. Но детская литература продолжала жить.
Писали для детей Лидия Преображенская, Анатолий Дементьев. Стали издаваться новые сказы Серафимы Власовой, Сергея Черепанова (самая полная книга его детских произведений «Кружево: сказы и сказки» вышла в 1983 г.).
Следует назвать уральские сказы в стихах магнитогорской поэтессы Нины Кондратковской (1913–1991): сборники легенд, сказок и поэм «Синий камень» (1979), «Сердце-озеро» (1984).
Вошел в эту «обойму» кыштымец Юрий Гребеньков — автор книги «Тайны горы Сугомак: сказы о заводском Урале» (1980).
В 1987 г. сказы и сказки наших писателей были собраны в сборнике «Живинка в деле». Позже лучшие из них вошли в подарочное издание «Легенды Южного Урала» (Челябинск : Аркаим, 2008).
В 1970–1990-е гг. число детских писателей значительно выросло. Пришло поколение «детей войны»: Н. Воронов, Р. Дышаленкова, Н. Верзаков, Ю. Подкорытов, С. Школьникова, К. Макаров, А. Борченко, В. Суслов, Р. Шагалеев. К этому списку нужно добавить имена писателей, попавших в детстве на Урал во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны: К. Скворцова, Л. Рахлиса, А. Горской, Е. Ховива, Л. Комарова. Челябинск для них стал второй родиной. Для их произведений актуальной была тема «дети и война». Все они внесли достойный вклад в детскую литературу Южного Урала.
Прозаик-магнитогорец Николай Павлович Воронов (1926–2014) посвятил свое творчество городу, где прошли его детство и юность. Известны его роман «Юность в Железнодольске» (1972) и повесть для школьников «Голубиная охота» (1971), которые рассказывают о трудном предвоенном и военном детстве и юности автора. Во многом автобиографична его книга «Побег в Индию» (1999) о жизни детей в 1937 г., которая в 2001 г. была переиздана в Москве.
Челябинский инженер и писатель Леонид Семенович Комаров (1933–2008), в прошлом киевлянин, в своей небольшой книге «За горами, за лесами» (1977) рассказал о том, как жилось эвакуированным в Челябинск детям.
Позже, в 2015 г. библиотекарями Челябинска было открыто творчество Юрия Михайловича Рязанова, произведения которого «Ястребок героя» (в книге «Хлебная карточка», 1986; отдельное издание в 2005), «Родник возле дома» (1991) читались нашими детьми. Детство Рязанова прошло в Челябинске в военные годы. Он, как никто, сумел описать это время и жизнь детей в Челябинске. Осталось загадкой, почему библиотекари так поздно узнали об этих книгах.
Только через три десятилетия с момента издания южноуральцы открыли для себя книгу Петра Федоренко «Компас Павлика Рыбакова» (Москва, 1989). Удалось узнать, что писатель — москвич, работал редактором детской литературы. Книга предназначена для младших школьников. Автор рассказывает, как в начале войны к нам на Урал был эвакуирован тракторный завод, чтобы здесь выпускать танки. Ребята узнают, что такое бомбежки по дороге, как голодно и холодно было жизнь в бараках, как трудно работали родители на заводе, как формировался добровольческий танковый корпус, как появился танк «Пионер», как встретил уральский город Победу. Это не документальное повествование. Не все описанное точно совпадает с реальной историей Танкограда, но это был важный разговор с юными читателями о работе взрослых в тылу и жизни мальчишек в эвакуации на Урале. Сейчас этой книги нет в детских библиотеках Челябинской области, но в свое время младшие школьники всей страны могли прочитать о Танкограде (тираж книги 150 тысяч экз.).
Были писатели, которые жили во время войны в Челябинске, а потом вернулись в родные места, но Челябинск и то время нашел отражение в их творчестве. Юнна Петровна Мориц (р. 1937), которая с семьей попала в эвакуацию из Киева, в своих стихах и прозе много писала о пребывании в Челябинске.
Виссарион Иванович Сиснев (1929–?) — москвич, который 15-летним мальчишкой оказался во время войны в Челябинске, написал автобиографическую книгу «В некотором царстве» (Москва : Детская литература, 1970). О жизни в то время, учебе в школе № 30.
Имеет отношение к Челябинску известный российский писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931–2008). Самая знаменитая его книга «Ночевала тучка золотая». Но начиналось его творчество с рассказа «Человеческий коридор» о детском доме, который везли из Подмосковья в эвакуацию в 1941 г. в Сибирь. Рассказ о том, что тогда значила для голодных детей тарелка горячего супа и внимание людей на станции Челябинск. Рассказ был напечатан в журнале «Юность» (1959, № 6) в цикле рассказов Приставкина «Военное детство».
Интересно, что Александр Тимофеевский из Ленинграда — автор детских песен, сценариев к художественным и мультипликационным фильмам (самая знаменитая его — «Песенка крокодила Гены») жил в эвакуации в Челябинске. Москвич Петр Синявский — поэт-песенник для детей во время войны родился в Симе.
В 1970–1990-е гг. авторы писали детям не только о войне. Стали появляться пьесы в стихах Константина Васильевича Скворцова (р. 1939) — одного из самых известных в стране драматургов. Его поэтические драмы на исторические темы переведены на разные языки, они ставились в театрах разных городов России. Он — единственный писатель, получивший в Челябинске народную премию «Светлое прошлое» (2004). Его пьесы и лирические стихи понятны не только взрослым, но и школьникам старших классов.
Челябинец Юрий Подкорытов (1934–1989) стал известен еще в 1960-е гг. своими сказками и рассказами о природе. Очень ценными для уральцев были необычные сказки Юрия Подкорытова о ремесле, об уральской металлургии, добыче угля. Он — единственный из писателей, кто сумел рассказать маленьким детям о таких сложных вещах: «Дед Куделька и Огонь Великан» (1967), позже — «Сестра стальных великанов» (в соавторстве с В. Турбалом) (1976), о Коркинском угольном разрезе «Шахта под солнцем» (в соавторстве с Ю. Никитиным) (1985), «Сказки о ремесле» (1975). Юрий Подкорытов стал автором сказов и легенд очень близких башкирскому фольклору («Сказки из старинной шкатулки», 1980).
Южный Урал славится детскими поэтами. Невозможно представить детскую поэзию без имен Льва Рахлиса и Николая Шилова. Можно сказать, что отличные поэты, коллеги по Челябинскому институту культуры, друзья сумели заложить основу современной детской поэзии нашего края.
Первая книга Льва Яковлевича Рахлиса (1936–2021) — «Шишел – Мышел» (1973), потом «То ли правда, то ли нет» (1986). В Москве издали «Чтобы все росло вокруг» (1988). С 1993 г. жил в США, но продолжал печататься в Челябинске и в Москве.
Николай Петрович Шилов (1947–2010) родился вскоре после войны, но вошел в круг писателей, которых называют «детьми войны». В 1997 г. вышел первый сборник его стихотворений «Доктор Муха-Горло-Нос», в 1998 г. — «Безусый Самсусам» и «Три дождя тому назад». Сразу стало понятно, что в Челябинске появился большой и интересный детский поэт. Основное его творчество относится к началу XXI в. У Николая Шилова вышло больше десяти книг, и ни одна не разочаровала читателей. Многие стихи стали песнями. Его можно назвать гордостью южноуральской детской литературы. К сожалению, Николай Петрович рано ушел из жизни.
Учитель географии Ася Борисовна Горская (1937–2003) стала известным в Челябинске поэтом. Первая ее книжка была детской прозой — «Инка+Дик=?» (1982). Ее поэтические сборники были посвящены школе, Челябинску, его жителям, любимому ею Пушкину, природе. Первый поэтический сборник — «Открытый урок» (1991).
Детский поэт Ефим Ховив (1928–2003), автор нескольких стихотворных сборников — «Веселые горошинки» (1968), «Какого цвета лето» (1969) и др. Большую роль в развитии детской литературы Челябинска сыграло литературное объединение Челябинского тракторного завода, которым много лет (с 1955 г.) руководил Ефим Григорьевич. ЛИТО ЧТЗ стало настоящей литературной школой для писателей Ю. Подкорытова, К. Рубинского, Н. Пикулевой, С. Школьниковой.
Вошла в детскую литературу с «материнской» поэзией инженер Нина Васильевна Пикулева (р. 1952). Первая ее книга «В гостях у бабушки» вышла в Москве в 1988 г. Потом в Челябинске — «Играй – городок: прибаутки, считалки, скороговорки, загадки» (1989) и еще много сборников. Вместе с композитором Еленой Попляновой (р. 1961) с 1996 г. они выпустили несколько книг: «Жили-были Трали-Вали» (1997), «Ой, люшеньки-люшки» (1997) и др.
Первыми книжками для детей магнитогорского поэта Риммы Андриановны Дышаленковой (1942–2018) стали «Чудесный самолет. Разговор с очень взрослым сыном» (1989) и «Книжка про Колябу-Молябу» (1996). Ее стихи отличает любовь к родным местам, к детям.
Есть в нашей детской литературе авторы, пишущие и стихи, и прозу.
Первые книги Северины Борисовны Школьниковой (р. 1932) появились в конце XX в.: «Аполлон, меч и сколопендра» (1975), «На зеленой даче» (1991), «Детский сад для зверят» (1995). Северине Борисовне принадлежит в нашей детской литературе особая роль. Об этом позже.
Ким Михайлович Макаров (1938–2019) поэт и прозаик. Первые его книги стали известными в 1990-е гг.
Константин Сергеевич Рубинский (р. 1976) в 16 лет выпустил свой первый сборник стихов «Фантазии для души с оркестром» (1992). Потом стал не только поэтом, но и известным сценаристом, прозаиком, музыкантом. Его творчество знакомо не только в Челябинской области.
Стали известными и прозаики. Георгий Трейлиб (1920–1992) — человек трудной судьбы, написал для детей несколько книг веселых рассказов, загадок, скороговорок. Первая из них — «Крашеное коромысло» (1989).
Златоустовские писатели Николай Васильевич Верзаков (1932–2000) и Владимир Алексеевич Черноземцев (1938–2016) — вместе писали пьесы, книги о родном городе. Им принадлежат детская приключенческая книга «Сережа Тарабука из племени Вамбы-Намбы» (1974) и произведение о Златоусте — «У Таганай-горы» (1990).
Нельзя не сказать о книге московской писательницы Натальи Петровны Кончаловской (1903–1988), которая по приглашению Челябинской областной детской библиотеки приезжала на Неделю детской книги в 1973 г. По следам поездок в Челябинск и Магнитогорск она написала книгу «Магнитное притяжение», изданную в Москве в 1976 г. Интересно читать впечатления известной писательницы о наших городах, о встречах ее с земляками (с доктором Г. Синяковым, поэтом Борисом Ручьевым…).
О детской периодике в Челябинске. XX в.
В 1920 г. стал издаваться первый молодежный журнал «Юный Спартак». (Время его закрытия неизвестно).
С 1932 г. в Челябинске выходила специальная детская газета «Ленинские искры», которая просуществовала до 1950-х гг. С 1934 г. печаталась молодежная газета «Сталинская смена», которая была интересна и для старшеклассников.
С 1948 по 1959 г. издавался детский литературно-художественный альманах «Уральские огоньки», который выпускало Челябинское областное государственное книжное издательство. В «Уральских огоньках» печатались тогда произведения южноуральских писателей и детские работы.
По инициативе писателей Северины Школьниковой и Ефима Ховива для поддержки детских авторов в 1981 г. была создана детская секция при Челябинском отделении Союза писателей СССР. В 1990 г. она преобразована в Ассоциацию детских авторов (АДА), которой руководила Северина Борисовна Школьникова. Северина Борисовна была создателем и редактором детского литературно-познавательного журнала «Тропинка», который, к сожалению, выходил только с 1996 по 2000 г. Из «Тропинки» читатели узнавали много нового о писателях, книгах, Челябинске, могли публиковать свои первые литературные опыты.
Ефим Ховив был инициатором выпусков специальных детских страничек в местных газетах: «Светлячок» — в «Челябинском рабочем» (1992), «Газетка» — в «Хронике» (1994–1996), где печатались детские писатели. С 1997 г. выпускалась газета «Стреляный воробей», как приложение к газете «Всем» (потом «Челябинский трактор») — единственная детская литературная газета.
Подростки в 1990–1994 гг. читали газету «Баста» — первое независимое издание подростков Челябинска. Основатель и редактор В. М. Романенко, педагог Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.
Информация о детской литературе
С создания телевидения в Челябинске (1958) Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского («Маяковка») 37 лет вела передачи о книгах («Встреча с книгой»), в которых главное внимание уделялось писателям Южного Урала. Такая передача в то время была единственной в стране (вне Москвы).
Когда телепередачу закрыли в 1995 г., появилась возможность вести постоянную рубрику на областном радио: «Брось все и читай!», где тоже регулярными были встречи с местными авторами. Были и другие радиопередачи, в которых принимали участие работники Челябинской областной детской библиотеки: «Я расту», «Вечером после шести», «На восьми ветрах»…
Много лет «Маяковка» старалась использовать периодическую печать, адресованную взрослым и детям, для информации о лучшей литературе, прежде всего, южноуральской, для знакомства читателей с литературными событиями в Челябинской области, стране.
Большую роль в пропаганде произведений краевых писателей сыграли праздники, организованные в Неделю детской книги. С начала 1970-х гг. в Челябинской области проводились областные праздники книголюбов-школьников, на которых выступали челябинские детские писатели, а также гости из Москвы.
В Челябинской областной детской библиотеке хранятся книги южноуральских детских авторов за много лет.
С 2018 г. Челябинская областная универсальная научная библиотека создает портал «Литературная карта Челябинской области», на котором рассказывается и о детских писателях (http://litkarta.chelreglib.ru/).
XXI в. и южноуральская детская книга
В конце XX в. краевая детская литература занимает достойное место в общей литературе Южного Урала. Имена наших писателей широко известны, а книги — любимы. Были и потери. К началу XXI в. перестали существовать Ассоциация детских авторов, журнал «Тропинка», ушли детские странички из местных газет, но наступил новый расцвет детской литературы нашего края.
Появились новые, молодые авторы. Многие из них получили высокие литературные награды в Москве. Достаточно назвать имя молодого прозаика — Тамары Михеевой. Были удивительные литературные открытия: Павел Северный, Юрий Рязанов, Петр Кудряшёв, Э. Свободкина и В. Кауров.
В 2002–2003 гг. по инициативе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) были изданы первые хрестоматии по родной литературе для всех классов школы. Они объединили сведения о южноуральских детских писателях. Впервые была сделана попытка осмысления истории литературы края, ее жанрового и тематического разнообразия, воспитательного и художественного значения.
Среди многих челябинских издательств появился наш «Детгиз» — издательство Марины Волковой, которое открыло много новых имен. Подарило читателям много новых книг. Среди них замечательные сборники «От 7 до 12», «Если ветер запереть», «Я сижу на облаке»…, книги серии «От 7 до 12», «Краткая история челябинской детской литературы».
Впервые в истории нашей детской литературы издательством были организованы «читательские марафоны», во время которых детские писатели Южного Урала проехали по многим городам России и Белоруссии, где встречались с юными читателями. Издавалась газета для детей «От 7 до 17».
Впервые в истории детской литературы Южного Урала в 2006 г. был осуществлен проект «Детская литература Челябинской области: самобытность и традиция» (поддержан Российским гуманитарным научным фондом). Издано два сборника.
По инициативе Челябинской областной универсальной научной библиотеки при поддержке Министерства культуры Челябинской области с 2002 по 2017 г. проводился издательский конкурс «Южноуральская книга», в котором среди победителей всегда были и книги для детей. С 2001 г. учреждена премия имени Максима Клайна (инициатива Е. Ховива) за лучшее произведение для детей и юношества. Она существует и в настоящее время.
У наших детских писателей установились крепкие связи с «Содружеством детских писателей Урала» (руководитель О. Колпакова, Екатеринбург).
Стали присваиваться имена челябинских писателей детским библиотекам Челябинской области: Василия Кузнецова, Аси Горской, Николая Шилова.
Детская литература Южного Урала в XXI в. — настолько богатая и большая тема, что требует рассмотрения в отдельной статье.
Н. А. Капитонова
Размещен 28.09.2023