Сергей Фёдорович Каратов родился в 1946 году на прииске Тыелга города Миасса. Немало добрых слов написал он об этом маленьком уголке России.
Утро над Тыелгой
Там, где ивы означились резче,
Поразветвила русло своё
Тыелга - то есть Мелкая речка-
Так башкиры назвали её.
Над низиной туманы придавлены,
Всходит утро на гребень резной.
Эту речку за тонкую талию
Обнимает посёлок лесной.
От неё и названье поселка.
Тишина в стороне от дорог.
Встала щука у самой осоки,
Чебака прихватив поперёк.
Жмутся улочки к лесу доверчиво.
Поднялись огороды к горе.
Так бродил бы, наверно, до вечера
По прохладной нескучной поре.
Ощутив ветерка дуновение,
Всё глядел бы на мир небольшой.
В первый раз замерев на мгновение
С просветлённой, как небо, душой
Закончив семилетку, поступил в Миасское педагогическое училище. Во время учёбы Сергей зачитывался Есениным, Пастернаком, Буниным, Тургеневым, Пушкиным, Лермонтовым. Педагогическое училище на протяжении многих лет располагалось в доме уральского золотопромышленника Симонова. Не раз в своем творчестве Сергей Фёдорович будет обращаться к студенческим годам.
Не знали мы хозяина в лицо –
Иных времён, иной эпохи дети.
Старинный дом. Парадное крыльцо,
Ведущее в минувшее столетье.
..........................................................
А время как бы замерло вокруг.
Доска да парты с домом нас роднили.
Здесь нас манили таинства наук,
И тайны дома старого манили.
Гналась за мелом ровная строка.
В тиши нас мысли странные томили:
Нам чудились ключи от тайника,
Запрятанные где-нибудь в камине.
Осматривая каждый уголок,
Мы лишь на чердаке и откопали
Средь кучи мусора газеты царской клок
Да ржавую цепочку от лампады.
Уже студентом Сергей стал посещать занятия городского литературного объединения «Ильменит», его влекла таинственная сила слов, хотелось писать самому. После окончания училища стал работать учителем, и в это время увлекся туризмом, много ходил по Уралу, знакомился с достопримечательностями. Его стихи стали публиковать в «Миасском рабочем».
То вдруг суровой, а то близкой
Мой край исполнен красоты.
Как сердцу дороги черты
Моей сторонки предсибирской.
Человек беспокойного характера, ищущий и находящий новые интересные дела, Сергей поступает на завод «Миассэлектроаппарат» — а вот он уже в республике Коми. И всё это время пишет стихи. Они публиковались в «Комсомольце», «Вечернем Челябинске», «Молодёжи Севера», «Ленинце». После нескольких лет работы он становится студентом Литературного института им. А. М. Горького. Но не порывает связей с родным краем, приезжает на каникулы, выступает перед читателями. Из-под его пера выходят новые строки об отчем крае.
Миасс
Миновали каюты, плацкарты.
И впервые за столько дорог
Я свой город ищу не на карте:
соскочил на перрон и продрог...
Я иду,
Смотрит улица добро.
О приезде не знают мои.
Но привычно встречают у дома –
с детства в доску свои – воробьи.
Уезжал, говорили про город,
что он затерялся средь гор.
А теперь затерялись в нём горы
и чешуйки зелёных озёр.
Окончание литинститута в 1977 году совпадает с выходом первого поэтического сборника «Берёзовый лог». Название книги связано с красивым местом его малой родины. Сергею хотелось, чтобы это имя знали не только земляки, и его желание сбылось.
Дух берёзового лога
Ветер из лесу принёс.
Я припомнил склон могучий,
Что купавами порос.
Наши два велосипеда,
Оставляют след в росе,
И тропа маячит где-то,
как восьмёрка в колесе.
В 1982 году вышла в свет вторая книга — «Снежная ягода», после которой Сергей Каратов был принят в Союз писателей. Между стихами начинающего и зрелого автора — большая дистанция. Годы учёбы в институте стали годами обретения мастерства и творческого взросления.
Недолговечна красота,
как свежий снег, упавший в городе.
Но как тебе сегодня дороги
И эта девушка и та,
и та, что взор свой отвела,
твоим признанием смущённая…
А жизнь,
во времени смещённая,
от снега первого светла.
Лирическое начало в книге «Клинопись птичьих следов» (1988) тесно переплетается с высокой гражданственностью, заинтересованностью бытием современников, поэтому внимание поэта постоянно сосредоточено на мыслях о вечности, о времени, о человеке.
Словно бы дверь
с облупившейся краскою
Я отворяю
навстречу везению,
Молча шагаю
походкой заправскою.
Гордо трясу
головою весеннею.
Мальчик кота пронесёт,
словно чёртика.
Небо моё
как бельё заморожено.
Веткой ожившей
луна перечёркнута.
Веткой отжившей
гнездо обгорожено.
Встретиться нам
не представится случая,
Столько уж лет
от любви излечившимся.
Высекут искру желания
жгучую
Что-то минувшее
с неполучившимся.
Чувства юмора Каратову не занимать. В 1993 году он выпустил весёлую поэму «За-дам-с», о которой много писала пресса. Поэтесса Нина Краснова, в частности, отмечала: «У Сергея Каратова есть книга стихов «За-дам-с». Её всю растащили на цитаты…»
«Притяженье к небесам» (2005) подводит итог более чем тридцатилетнего творчества. Многие прозаические вещи автор сознательно свёл к мемуарному жанру. Пример тому — рассказ «Перебирая чётки лет». «Просто хотелось поведать о прииске, где я вырос, о людях, которые его населяли, о школе, благодаря которой мы выходили в люди. Какой я опишу Тыелгу, такой она и останется в сознании читателей, главное, быть предельно правдивым. Прииск наш ушёл навсегда, он никогда не повторится в том виде, каким был в середине прошлого века. В этом и заключается величие творчества, что оно запечатлевает образ какой-то жизни, которая всегда будет интересна другим поколениям», — написал в предисловии автор. Это еще одно подтверждение любви к малой родине.
В поэтический сборник «В памяти воды» (2010) вошли стихи, которые ранее не публиковались в книгах. Одни произведения написаны в последние годы, другие ждали своего часа и подвергались доработке. Общение с читателями в интернете возвратило интерес автора к поэзии, который теперь чаще пишет прозу.
Наследие
Что остается от поэта?
Два недописанных портрета,
Мешок посланий от любимых,
Что тоже большей частью мнимых,
Три тощих сборника стихов...
Ни бриллиантов, ни мехов!
При нём ни фраков нет, ни франков,
ни масок нет, ни бумерангов
Из дальних странствий привезённых,
Наград значительных, казённых,
Ни фильмов телевизионных,
Ни фото средь высоких рангов,
с какими б вёл себя на равных...
Награбленного тоже нет.
Но,
СЛОВОМ
вымощенный след,
Вовеки источает свет.
«Ожидание женщины» (2010) — такое останавливающее, будоражащее название дал книге своих стихов Сергей Каратов. Лирический настрой властвует над страницами этого сборника. Став москвичом, автор чутко вслушивается в шумы и сердцебиение главного города России, «лаконично столичного». Так же глубинно постигает Каратов вечный мотив любви, постоянно возвращаясь к нему, заново сетуя и переживая.
Всякому времени свойственны хлопоты,
Юности
дни золотые завещаны.
Каждый, конечно же,
знает по опыту:
Чуден момент ожидания женщины.
С этого начато жизни приятие:
Как отвергать
приворот удивления?
Как не выведывать тайну объятия?
Как не испытывать
зов и томление?
Сердце почувствует
ровную, равную –
К ней навсегда сохранится влечение.
Женщин не может быть много,
но главную
Ищешь, спасаешь из лап обмирщения.
Кто не сбивался на мысли о бренности,
Молоды ль мы,
сединой ли увенчаны…
Это не поиски повода к ревности,
Это восторг –
ожидание женщины!
В 2013 году вышел сборник «Проникновение в мечту». В предисловии автор пишет: «Недаром говорят, что поэзия – это наилучшие слова, расставленные в наилучшем порядке... Необъяснимым остается воздействие стихов на читателей и слушателей. Женское сердце особенно бывает чутким к художественному слову. Даже бытует мнение: если у поэта нет стихов, обращенных к женщине, то он не поэт вовсе».
Недосягаемая
Почти что с богом наравне
Она стояла, вся лучась...
Я говорил: достанься мне
Хотя б на год, хотя б на час!
Но что прочёл я по губам?..
О, расточитель пылких фраз!
Порой и бог к моим мольбам
Был благосклонней во сто раз.
«Не оставляйте женщину одну» (2014), как и в предыдущие его книги, — о любви. И это не повторение знакомых тем, а иной ракурс, иное осмысление. Ведь это стихи уже нового, 21-го, столетия.
«Тайны тринадцатой жизни» вышли в 2017 году. Роман написан в духе изобретённого автором литературного направления «скептический реализм», в котором смешаны разные жанры. Название сразу же наталкивает на мысль, что читателя ждут мистические явления и необычные герои. «Сложная, но интересная и уж точно необычная книга. Вряд ли она подойдёт любителям бульварных романов и бестселлеров. Она скорее заинтересует тех читателей, которым предпочтительнее глубокие произведения с элементами иронии и фантастики», — так отозвалась о «Тайнах» критик Елена Дегтярёва.
Сергей Каратов — мастер ироничных высказываний, которыми изобилует это произведение: «Кто-то предложил установить фонарь. Так в центре, около фонаря, стали собираться сходы, а потом и соборы. С тех пор и повелось в Старой Качели, что всякие важные решения стали приниматься “от фонаря”».
Сборник «Излучающий свет» (2020) наполнен философской, природной, любовной лирикой.
Уходящая натура
Жизнь поэтов коротка.
Если ты зажился дольше,
То в пределах городка
Повидаться не с кем больше.
Не прольётся мёд бесед
На кафешные салфетки,
Молод был, а нынче сед –
На других глядят нимфетки.
Не проснешься от звонка:
Друг стихи читает сдуру,
Что писались на века…
Уходящая натура!
Не с кем воздух сотрясать.
В моде рэп для папуаса…
Не с кем гриву расчесать
Беспризорного Пегаса.
В книгу «Во власти солнца» (2021) вошли стихи разных периодов, отобранных с целью показать читателю, что лирические произведения — вне времени.
Элегия
Сменились адреса, ориентиры,
Просторней стали наши небеса…
Но помнится уютная квартира,
Исполненные счастьем голоса.
Подталкивая к перевоплощенью
природа не жалеет серебра…
Но дорога́ дорога возвращенья
К порогу всепрощенья и добра.
Всё трепетное вряд ли повторится.
Чем дальше мы отходим, тем ясней
Сквозь все десятилетья лица, лица
глядят с наскальной памяти моей.
Каратов — лирик с широким кругозором — на природе, в городе, в отношениях с людьми. В творчестве Сергея Фёдоровича лейтмотивом звучит тема любви к уральской природе, своей малой родине, которую никогда не забывает поэт.
С. А. Головина
Размещен 19.01.2023