Версия для слабовидящих

Писатели


СЛОВО, СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ
Портрет на фоне эпохи

Вот парадокс писательской судьбы, который не требует особых пояснений: чем точнее и глубже писатель выражает своё время, тем более он интересен читателям – и современникам, и потомкам. Причём именно выражает, а не отражает, ибо отражение возможно только извне, со стороны, а выражение – изнутри, когда само время водит пером писателя, подсказывает ему слова и сюжеты, рассказывает через него о себе.


Наверное, в этом смысле, писателю со своим временем должно, что называется, повезти – дар должен совпасть с главной мыслью, идеей, образом, устремлением исторического момента. Но вполне вероятно, что случайности здесь гораздо меньше, чем нам кажется, и это сама эпоха высекает в личности характер, судьбу, сюжет и те слова, которые должны быть написаны непременно.


Александр Кердан – писатель эпохи сложной, трагической, противоречивой, эпохи очередного русского перепутья, но, наверное, он – и вместе с ним мы, его читатели, должны быть благодарны ей за то, что уникальный литературный, духовный и душевный дар личности раскрылся в полную силу, в самых разных своих ипостасях – русского офицера, поэта, прозаика, учёного, педагога, организатора и руководителя. Но общими для всех этих ипостасей, направлений деятельности стали слово, совесть и честь – те самые основы русской жизни, которые время испытало на прочность со всей своей силой.


Александр Борисович Кердан родился 11 января 1957 года в небольшом шахтёрском городе Коркино на Южном Урале в простой семье: мама работала бухгалтером в школе, отец был разнорабочим. С раннего детства будущий писатель много читал, активно участвовал в пионерской жизни, избирался секретарём школьной комсомольской организации. В 1978 году он окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, получив диплом с отличием и золотую медаль. Именно там, в училище, в газете «Патриот» он опубликовал свои первые стихи. Почти одновременно они появились и в газете родного города «Горняцкая правда», и в молодёжных газетах Кургана и Кирова: «Молодой ленинец» и «Комсомольское племя», и в окружной газете Уральского военного округа «Красный боец»…


Сегодня о советской поэзии принято говорить иронически-снисходительно – особенно усердствуют в этом так называемые «постмодернисты» (теперь это уже пост-постмодернисты), а та особая атмосфера творчества, которая в советский период всегда поддерживалась и на производстве, и в армии, нигде практически не упоминается. Но в ту пору каждая уважающая себя газета, от областной партийной до многотиражки, обязательно и регулярно выпускала литературную страничку, где шанс опубликоваться был у большинства членов литературных объединений и у тех, кто самостоятельно занимался художественным творчеством.


Особое внимание всегда уделялось молодёжи. Нет, конечно, не армию писателей растила поздняя советская империя – она стремилась воспитывать цельные личности, в повседневном труде сохраняющие творческий импульс, поддерживала само желание осмысливать реальность, развиваться в ней и что-то творить. Как будто предчувствовала грядущие испытания, которые выпадут её поздним, самым благополучным, уверовавшим в светлое завтра детям…


Тех, кто уже подавал литературные надежды, приглашали на совещания молодых писателей. Александр Кердан успел поучаствовать в нескольких: областных и всероссийских. Первым было совещание молодых писателей Свердловской области, затем совещание писателей Советской армии и флота в Дубултах в 1985 году. Дважды – в 1987 и в 1989 годах, он побывал в Ислочи. В 1989 году, уже на излёте советской эпохи, участвовал в IX всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. Там была не только серьёзная, профессиональная литературная школа, на этих семинарах познакомилось и сдружилось то самое поколение, которое пришло в русскую литературу уже совсем скоро, в штормовых, роковых девяностых. Пришло – и не потерялось, вопреки обстоятельствам состоялось творчески и сохранило в информационных штормах драгоценную литературоцентричность страны.


К началу тревожного времени Александр Кердан с отличием окончил педагогический факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина и адъюнктуру Военного университета в Москве, преподавал на кафедре общественных наук Челябинского высшего военного автомобильного инженерного училища, служил военным журналистом, корреспондентом журналов Министерства Обороны Российской Федерации «Воин России» (ранее «Честь имею») и «Ориентир» по Уральскому военному округу. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по философии: «Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооруженных Сил России», позднее – докторскую по культурологии «Социальная престижность государственной службы в России: культурологический анализ (на примере становления офицерской чести)». Уже в формулировке тем его научных исследований видно, что литература осмысливается Александром Керданом как нравственный регулятор, необычайно важный для личности – особенно для тех, кто посвятил свою жизнь служению Отечеству.


Вооружённые силы во все времена относятся к наиболее консервативным институтам общества – это служба охранительная, изначально защищённая от быстрых перемен. Сам факт присяги задаёт верность определённому общественному устройству, политическому строю, и понятие чести – а в русской культуре оно всегда очень высоко – заставляет отстаивать кредо своего служения до конца жизни. И здесь служение воинское смыкается со служением литературным – на общих нравственных основаниях защиты родной культуры и родной страны. Данная тема будет проходить красной нитью через всё творчество и литературно-организаторскую деятельность Александра Кердана.


«Инженеры перестройки», а точнее, силы, руководившие обрушением Советской империи, предусмотрели многое, но прежде всего им нужно было вывести из строя две основы советского суверенитета и самостояния русского многонационального государства – армию и литературу. На армию клеветали, её компрометировали всеми возможными средствами, стремились вызвать к ней презрение и отвращение. Мощная пропагандистская машина работала бесперебойно.


Вот как описывает эту ситуацию московский критик Пётр Ткаченко: «Поэт, как сын гармонии, во все времена остаётся человеком, различающим вещи по их истинным именам, распознающим смысл происходящего. Особенно непросто сегодня тем поэтам, кто по воле судьбы носит на плечах погоны. Да и как им быть, коль с некоторых пор не только их, но и всё общество пытаются убедить в том, что воинская служба – «непопулярна», а патриотизм – чувство «низкое», то есть дело их жизни якобы гроша ломаного не стоит… И надо иметь большую силу воли и гражданское мужество, чтобы противостоять этому недоброму наваждению. Александр Кердан этими качествами обладает…».


Литературу в несколько приёмов отодвинули на обочину жизни: сначала хлынул поток ранее запрещённых и не опубликованных по тем или иным причинам произведений из-за рубежа, потом литература перестала быть делом государственным, негласную поддержку получили деконструкторы-«постмодернисты», и наконец, вся литературная деятельность, кроме издательско-коммерческой и той, которая соответствует хищной идеологии современного «либерализма», стала просто личным делом пишущих – не более того.
Именно в этой ситуации складывалась судьба и раскрывался талант Александра Кердана. В общей сложности службе в армии – сначала Советской, а потом Российской – было отдано двадцать семь лет. Вышел он в запас в 2001 году в звании полковника. Но эти же годы стали и частью его литературного пути, наверное, самой сложной частью – начинать в литературе непросто всегда, а в эпоху перемен сложнее многократно. Но личность в принципе развивается в системе «вызов – ответ», так развивается вся культура, так развивается человечество, и чем жёстче вызов, тем больше шансов дать ответ масштабный и значимый.


Поэт и публицист Николай Переяслов в статье «Литература как кодекс чести» отмечает: «Александр Кердан – один из активно работающих в литературе авторов, утверждающий своим творчеством принципы мужской чести и дружбы, верности Отечеству и высоким идеалам патриотизма, уважения к родной истории, рыцарского отношения к женщине, и вообще защищающий своим художественным словом всё то доброе, чистое и светлое, что предаётся сегодня либеральными российскими СМИ постоянному осмеянию и поруганию».


С девяностых годов русские писатели оказались в ситуации, когда литература, бывшая до этого идеологическим цехом государства, стала делом сугубо частным. Разрушились связи между регионами, разорвались цепочки «писатель – издательство – библиотека/книжный магазин – читатель». В значительной мере были рассыпаны и утрачены внутрицеховые связи: региональные отделения правопреемника Союза писателей СССР – Союза писателей России остались один на один со своими проблемами: отсутствием государственной поддержки, издательских программ, системы распространения современной литературы...


Но сама литература не только не угасла – она продолжила своё тихое, но не молчаливое служение. Да и разве могут внешние события, жизненные неурядицы и даже трагедии погасить таинственную жизнь русской души? А душе всегда нужен собеседник – другая душа, чуткая и отзывчивая… И так, от строки к строке, от рифмы к рифме, от стихотворения к стихотворению находятся соратники, собираются потерянные земли, сшивается разорванное литературное пространство, стягиваются отдалённые края…


Творческая судьба Александра Кердана прочно вписана в этот контекст времени. Говоря о нём как о поэте – а мы уже упоминали о том, что это только одна из его творческих ипостасей – нельзя не сказать о главной черте его стихов. Это поэзия, которая идёт рядом с жизнью, близко-близко, ощущая её дыхание и настраивая в такт биение своего сердца. Она практически каждодневна, она не стремится к метафорическим высотам, ей важно другое – диалог, а диалог – с человеком прохожим, или близким, или родным – не должен быть усложнён или украшен: тогда из него уходит доверие…


Уже в ранних стихах эта черта проявилась в полной мере, как, например, в стихотворении 1984 года:

Справа – рыжие стога,
Слева – лес берёзовый…
Едем прямо на закат,
Бирюзово-розовый.

Нас в «Икарусе» полно.
Все мы – очень разные.
Вот два парня пьют вино,
А стаканы грязные.

Справа – рыжие стога,
Слева – лес белеется.
Вот мадам – на вид строга,
Старичок к ней клеится.

Вот почтенная семья
С четырьмя детишками.
Вот военный – это я,
С интересной книжкою…

Все – под крышею одной,
Всем комфорта поровну.
Кто – из дома,
кто – домой,
Едем в одну сторону.

Сквозь простой, даже простецкий дорожный образ, безыскусные его рифмы вдруг проступает страна, жизнь, те самые благополучные восьмидесятые, когда мы в своём большинстве, действительно, ехали «в одну сторону» и думали, что так будет всегда. Вот это рождение большого образа из маленькой картинки быта – характерная черта поэтики Александра Кердана. Его стихи проживаются как часть собственного бытия читателя, здесь работает принцип не поэтического открытия, а поэтического узнавания, и уже из этого узнавания рождается ощущение и понимание, а зачастую и открытие чего-то большего, чем ситуация, случай, картинка, составляющие основу сюжета.


Вполне может быть, что ценителю поэзии метафорически сложной эти стихи покажутся слишком открытыми и простыми, но не следует торопиться с выводами, а тем более с ярлыками – в этой открытости, возможно, гораздо больше силы, чем в герметических текстах, где сначала нужно принять сложность, а потом увидеть и узнать в ней черты реальности. Здесь же, в прозрачной простоте, первым импульсом являются узнавание и доверие. И надо сказать, что для русской поэзии более традиционна и характерна именно такая поэтическая гармония, ибо в русских необъятных пространствах узнавание и доверие знакомому зачастую бывает спасительно.
Гармония развивается в поэзии Александра Кердана от книги к книге, набирает силу и ту своеобразную прозрачность, которая позволяет в малом мгновении, описанном поэтом, увидеть образ больших времён и пространств. Простота простоте рознь – есть та, которая хуже воровства, как говорят в народе, но есть и та, в которой – сила, и к ней стремятся как к вершине мастерства…


И здесь есть ещё одна удивительная черта характера: поэтическая ответственность. Каждый прожитый период, чаще всего это год, подытоживает у Александра Кердана поэтическая книга – небольшая по объёму, но точно, в силу дневникового характера, передающая главные вопросы прожитого времени, его тревогу и его радость.


Такой подход абсолютно не свойствен плотной метафорике, концентрирующей в малом тексте стихотворения переживания иногда нескольких лет, но он совершенно естественно бытует в «дневниковой» поэзии, всегда идущей рядом с жизнью и не прерывающей доверительного разговора с ней:

Ты породнилась с печалью моей –
И отступили вражда и беда.
Только стоит тишина у дверей,
Стылая, словно в стакане вода.

Полон стакан или он уже пуст –
Сразу не дашь однозначный ответ.
Царствует в мире прозрачная грусть:
Если грустишь, то беды уже нет.

Есть только свет, преломлённый в тебе,
И всепрощающая тишина,
Как пониманье того, что в судьбе
Каждый однажды доходит до дна,

Чтобы опять посмотреть в небеса,
Свет обновлённый душою принять,
И у любимых дверей на часах,
Как тишина, покаянно стоять…

Может быть, именно поэтому музыкальные – на свободном дыхании и с прозрачной простотой – стихи Александра Кердана легко становятся песнями, поются, звучат… Музыку к ним пишут как известные современные композиторы – Сергей Сиротин, Евгений Щекалёв, Юрий Воронищев, Елена Захарова, Александр Пантыкин (Екатеринбург), Лев Фёдоров (Омск), Артур Булатов (Уфа), Ирина Трифонова (Тюмень), так и авторы-исполнители – Марина Михальская (Санкт-Петербург), Владимир Холманских (Коломна), Ирина Швенк (Барнаул), Анна Зеленская (Краснодарский край), Юрий Куксин и Пётр Малаховский (Екатеринбург), Владимир Шорохов (Омск), Ахлям Газалиев и Валерий Межевич (Коркино)… Многие песни Александра Кердана впервые представила слушателям его супруга, известная исполнительница романсов Яна Чабан, их поёт Уральский академический русский народный хор, исполняют десятки детских хоровых коллективов и ансамбли песни и пляски нескольких военных округов. А однажды, к юбилею поэта, в Свердловском академическом театре музыкальной комедии возник целый песенно-поэтический спектакль «Светла судьба»…


На стихи Александра Кердана откликаются очень разные по стилю и манере композиторы, и рождаются очень разные песни – одни близки народному звучанию, другие становятся романсами, а часть песен признана своей среди военных. И это уже творчество, которое ушло в народ. По большому счёту, настоящее счастье любого творца заключается в том, чтобы творение его стало жить своей, самостоятельной жизнью – звучать, петься, и возвращаться к автору лишь иногда – теперь уже от благодарных собеседников. У Александра Кердана это счастье есть.


И конечно, открытость поэтического таланта не могла не проявиться в его переводческой деятельности. Сама проблема диалога национальных культур в России остро обозначилась с тех же девяностых… Теперь мы видим, что культурные связи, которые советским государством выстраивались и развивались целенаправленно, были разрушены тоже не без умысла. Но литература выполнила свою охранительную задачу и здесь – переводческие связи стали восстанавливаться на основе дружеских контактов, из самой необходимости взаимопонимания для совместного бытия.


Александр Кердан перевёл многие стихи хантыйской поэтессы Марии Вагатовой (Волдиной) и ненецкого поэта Юрия Вэллы, башкирской поэтессы Гюльнары Хальфитдиновой и татарского поэта Гани Зарифа, азербайджанца Княза Гочага, живущего в Сибири, поэтов коми Анжелики Елфимовой и Михаила Елькина, удмурта Владимира Коткова... Его поэтическими собеседниками были Елена Алекова из Болгарии, Максим Богданович из Белоруссии, Турсунай Калмурат-Кызы из Киргизии… И ответным душевным движением стали переводы его стихов на болгарский, белорусский, хантыйский, якутский, азербайджанский, коми, удмуртский, башкирский, киргизский языки, а также на английский, немецкий и итальянский.


Эпический дар поэта проявился в его поэмах – больших стихотворных полотнах. Этот дар одной из первых заметила известный современный критик и доктор исторических наук Лола Звонарёва, подчеркнувшая, что в своих поэмах Александр Кердан чуток к тому новому, что появилось в литературе конца ХХ – начале ХХI веков. Она пишет: «Это время исповедей антигероев. В поэме “Исповедь Дантеса” (1993) Александр Кердан предлагает нам поразмышлять о трагедии поэта в России. Вторгаясь в область мифов и в значительной степени мифологизированных фигур, он проявляет большую смелость, предлагая упростить ситуацию “Пушкин – Дантес – Наталья Николаевна” до основания, а значит – до банального любовного треугольника. <…> Александр Кердан убежден: дантесовское начало скрыто во многих душах. Вот почему и в этой лирико-исторической поэме автор вновь возвращается к самым важным для себя темам – судьбе таких понятий, как долг и честь, вновь объясняется в любви к провинции».


Поэма «Последний комиссар» (1992) тоже содержит в себе исторический нерв. Хотя её автора явно больше волнуют те принципиальные перемены в стране, которые словно поставили своей целью обессмыслить всю его предыдущую деятельность, лишив работы, привычного статуса, всего того, что было смыслом его жизни, на первый, поверхностный взгляд. Аналитический склад ума заставляет Александра Кердана любое явление рассматривать в развитии, обращаясь и к его корням, истокам. И если во вступлении «Вместо пролога» он еще готов обвинять Булата Окуджаву в юношеском увлечении романтикой «комиссаров в пыльных шлемах», то лирическое отступление «О революциях» демонстрирует, что автор уже увидел в происходящем вокруг хаосе неумолимую историческую логику. Вместе с читателем поэт возвращается и к памятным августовским дням 1991 года, показывая, как люди в военной форме между собой комментировали происходящее в стране, над которой уже витал призрак гражданской войны. Лирическое отступление «На смерть поэта» посвящено самоубийству известной поэтессы Юлии Друниной, отказавшейся признать поражение идеалов, которым она служила всю сознательную жизнь. <…> Именно поэма «Последний комиссар» с наибольшей силой демонстрирует, что в сложные моменты жизни творчество действительно становилось для Александра Кердана самозащитой души и офицерской чести. В этом своём в значительной степени новаторском произведении поэт утверждает право на сочувствие и сострадание к тем, кто честно и преданно служил пусть даже изначально ложной идее. Его лирический герой, помня мудрые слова деда, постоянно оценивает всё происходящее вокруг с позиций народного понимания чести и добра, неизменно нуждающихся в поддержке в нашем бушующем, перенасыщенном конфликтами мире.


Столь же оригинальная жанровая новация Александра Кердана – будничная повесть в стихах «Царская фамилия» (1996-1998), богатая автобиографическими подробностями и исповедальными признаниями:

Я этот день запомнил – воскресенье,
Когда я в тридцать шесть крестился там…

История одной российской семьи показана в духе «романа воспитания» на фоне бурной истории Отечества в ХХ беспокойном веке. И вновь автор напоминает, что когда в одно мгновение рушатся все прежние авторитеты, слово «честь» сохраняет для его лирического героя свою неизменную ценность – «оно почти как мама. // И офицер почти как сын его». На смену прежним объяснениям в любви провинции приходит понимание сложной диалектики взаимоотношений столица – регионы, лишенное идеализации любого участника этого непростого диалога, где «…самый верх народовластья – // Бить по парламенту со страстью // Из танков собственных в упор…»
Но, пожалуй, наиболее полно эпический талант Александра Кердана раскрылся в прозе. Это, конечно, и произведения о воинской службе, об основной, магистральной мысли которых известный российский прозаик Арсен Титов отозвался так: «Считать военный люд какой-то кастой, как виделось в прошлом, не приходится. Это те же люди, что и люди гражданские, только, как уже говорилось, сокрытые от посторонних глаз за зелёным забором с красной звездой. Они так же обуреваемы страстями или, наоборот, осенены тихой мечтой об уютном семейном гнездышке. Они так же умны и расчётливы или, наоборот, безрассудно расточительны. Они так же одарены многими талантами или, наоборот, бездарны. У них всё – так же. Одно только у них – не так. Они обязаны в любой миг быть готовыми к самопожертвованию. Не знаю, как в нынешнем обществе, но ещё тридцать лет назад, о чём, собственно, и говорит Александр Кердан в своей книге, военный человек и не мыслил иного. Он знал, за что пойдёт в бой, за что он поведёт в бой подчинённых. Да ведь почти каждый из тогдашних гражданских был таковым же. Было какое-то неосязаемое, но неразрывное сплочение армии и народа. И иного в российской истории быть не могло…»


Но это и большие исторические полотна, рассказывающие об открытии, трудном освоении и непростительной утрате Русской Америки – Аляски. Три романа эпопеи – «Крест командора», дилогия «Берег отдаленный…» и «Звёздная метка» связывают собой все этапы этой исторической, а по существу больше даже геополитической драмы, показывающей борьбу за богатейшие земли между крупнейшими мировыми «игроками».


Сама тема, избранная для художественного исследования, – обретение и утрата Аляски, – тесно смыкается как минимум с тремя остросовременными, если не сказать – болевыми для России вопросами. Первый, и самый актуальный из них, – территориальная целостность, сохранение земель, объединённых и освоенных Россией. Распад великой державы в начале девяностых активно питает надежды Запада на дальнейшее расчленение богатейших земель планеты, и у мыслящей части российского общества не утихает тревога за Сибирь и Дальний Восток. Александр Кердан на богатом историческом и психологическом материале показывает, сколь гибельны были и таковыми остаются для великой страны столичное пренебрежение окраинами, повальная коррупция, наивное доверие «пятой колонне», которая воспитывается и подпитывается Западом постоянно, а в самых сложных для страны ситуациях используется точно и технично.


Второй болевой вопрос – это сегодняшняя «однополярность» мира, где миф о «стране свободы», ничего общего не имеющий ни с повседневной реальностью этой страны, ни со свободой вообще, уже давно превратился не только в орудие уничтожения национальных культур, но и в прямое оружие убийства тысяч ни в чём неповинных людей. Именно тогда, в момент «собирания» американских штатов и покупки Аляски, была сформирована та ситуация, у которой сегодня в заложниках вся планета. И Александр Кердан убедительно рассказывает о неприглядной правде общества свободы, начиная практически с самых его истоков. Особенно ярко это проявляется в третьем романе, «Звёздная метка», центральный герой которого князь Панчулидзев трезво осмысливает основы американского жизнеустройства с позиции представителя русского мира.


И наконец, третий вопрос – не менее значимый. Это вопрос о самой возможности создания общества, свободного от пороков цивилизации, не ограничивающего личность бессмысленными запретами, сословными барьерами и прочими как бы условностями. Общества, о котором мечтал герой второго романа Дмитрий Завалишин. Где же его можно построить, ежели не на новой земле, на новых основаниях? Но куда бы ни пришёл человек – он всюду приносит с собой свои страсти и пороки, они-то в итоге и оказались освобождёнными от сдерживающих сил традиций, закона и культуры, они-то и подменили свободой денег свободу личности, а вместе с этим принесли свободу от морали, совести и других основ жизнесбережения.


Все три этапа истории Русской Америки различны по характеру, энергии времени, по её устремлённости. Автор ощутил и отразил это глубоко и тонко: если «Крест командора», история открытия новых земель, воспринимается как роман-приключение (что, естественно, не исключает философской и исторической глубины), то «Берег отдаленный…» создан несколько в иной тональности, он более описателен, более традиционен – если можно так выразиться. Этот роман освящён образом Пушкина, которому накануне роковых событий, приведших к дуэли, была прислана рукопись Кирилла Хлебникова об освоении Русской Америки, и который так и не успел её прочесть. Исторические события и персонажи тонко и точно введены в повествование, фоном проходят наполеоновское вторжение, восстание декабристов – но в фокусе авторского внимания неизменно остаётся судьба Аляски и её жителей: индейцев, русских, алеутов, людей множества других национальностей.


Вообще национальный вопрос в эпике Александра Кердана решён с позиций культуры и государственности: Россия – не только страна, русские – не только народ. Это определённый цивилизационный уклад, и не собственно национальность, а способность воспринять этот уклад и жить согласно ему является определяющей для многих героев эпопеи. А роман «Звёздная метка» – это своего рода предостережение, горькое предупреждение современникам и потомкам о том, что нельзя торговать своей территорией и забывать о национальных интересах, нельзя вольно обращаться с исторической памятью…


По мнению многих критиков, появление в литературном поле столь масштабного исторического произведения стало добрым знаком времени. Эпика как таковая возможна не во все эпохи, она знаменует собой необходимость и возможность осмыслить мир в его максимальных границах, оглянуться в прошлое, чтобы увидеть будущее, она требует от романиста особой художественной точности, прозорливости, государственного мышления, мощного философского основания. Всё это есть у Александра Кердана.


Уже упоминаемая Лола Звонарёва отмечает: «Около двадцати пяти лет работал екатеринбургский писатель, доктор культурологии Александр Кердан над циклом романов о Русской Америке. И сегодня кажется, что, подобно Колумбу, он открыл для нас целый пласт русской истории и культуры – показал драгоценную россыпь мощных характеров, удивительных судеб, самоотверженных душ, в сложнейших политических условиях, при равнодушии и полном попустительстве сонной и вороватой столицы, служивших России».
Следующий по времени исторический роман, «Роман с фамилией», был написан Александром Керданом в 2014-2019 годах. Читатель вместе с автором переносится сначала в Рим первого века до нашей эры, затем во времена Первого Крестового похода, в Испанию и Иерусалим, и наконец, в трагический для Украины XVI век. Та же Лола Звонарёва заметила, что «Роман с фамилией» каждой из своих частей выразительно демонстрирует: история конкретной семьи неотделима от мировой истории. И в любую историческую эпоху активный человек вынужден делать свой личный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, верностью и предательством, родиной и чужбиной, ответственным отношением к своему призванию и таланту и сиюминутной выгодой, возможностью ценой героической смерти обрести бессмертие в памяти потомков. «Роман с фамилией» – это успешная попытка талантливого писателя погрузить нас в кипящую лаву многовековой европейской истории, из которой выплавлялся в итоге наш день сегодняшний, связанный с теми давними событиями тысячами незримых нитей, проходящими через каждую семью.


В 2020 году вышел в свет ещё один роман Александра Кердана, получивший название «Царь горы». Он рассказывает о недавнем советском прошлом и о дне сегодняшнем. Известный современный прозаик Василий Киляков так откликнулся на этот роман: «В книге – и ветры перемен, и нужды – и всё то же, кажется, что продавали нам более тридцати лет, начиная с девяностых, выдавая всё это “за правду” (и, чем продолжает кормить нас изо дня в день наше ТВ!)… То же, да – не то! Вот именно этим – книга Кердана и увлекает, и ведёт за собой: именно отличием истинного изделия от подделки и поделки. Именно этим она, и понятна, и дорога серьёзному читателю. Молодому и старому. Представителю любого поколения, ищущему правду. Ответ этот – и прост, и неожиданно дорог. И открыт он не мной, его сформулировал давно, ещё в восемнадцатом веке Оноре де Бальзак: “Секрет всемирного успеха – в правдивости”. Через полтора века его поддержал наш Василий Макарович Шукшин, сказав, что если писатель желает, чтобы его слушали и слышали, то есть, если он желает быть независимым – он “должен макать своё перо в правду”. <…> Трагедия падения СССР, следуя логике автора “Царя горы”, заключалась в одном и в главном – в разломе, в разделении мировоззрений советских граждан. <…> Конфликт мировоззрений нагнетался, собирался десятилетиями. И – именно здесь подлинная причина геополитической, величайшей катастрофы ХХ века. Роман убедительно, доходчиво доносит до читателя мысль, что раскол произошёл именно по внутренним убеждениям. И доказывает каменную твёрдость и правду той мысли, что раскол происходил давно, длился десятилетиями, пролегал даже по семьям и сквозь семьи».


Но только романами не исчерпывается вклад Александра Кердана в современную прозу. В его творческом багаже повести и рассказы, художественные очерки и сказки…
Если, говоря о нём, брать во внимание только его литературное творчество, – шесть томов Собрания произведений показывают весь спектр таланта, от тонкой дневниковой и песенной лирики до масштабной историко-философской эпики, и владение множеством иных жанров. Но цельная личность, человек деятельный и одарённый, он проявил себя ещё и как организатор литературного процесса в непростое время, когда от поддержки литературы практически отказалось государство, когда писатели-патриоты по сути исполняли своё государственное служение в одиночку, в условиях информационной блокады.


В 1999 году Александр Кердан создал Ассоциацию писателей Урала, которую сегодня можно рассматривать как блестящий пример самоорганизации культурных сил нескольких огромных российских регионов – Урала, Поволжья и Сибири. Если проанализировать опыт создания и деятельности АсПУр как модели самоорганизации писательского сообщества в критических для литературы социальных и культурных обстоятельствах, можно увидеть, что это уникальный и более чем адекватный ответ на тот вызов, который был брошен литературе в целом и каждому из творцов индивидуально.


Стать инициатором и руководителем самовосстановления литературной работы мог только писатель, обладающий уникальным талантом и слова, и дела, обострённо ощущающий свой нравственный и гражданский долг. Инициатива Александра Кердана наглядно показала, что обвальное разрушение формы советских культурных коммуникаций не уничтожило драгоценного их содержания. А для живого содержания возможно частично восстановить старые формы, частично (по необходимости) создать новые.


Деятельность Ассоциации разворачивается уже более двадцати лет. Она объединила в первую очередь региональные писательские организации, положение в которых оказалось к началу двухтысячных наиболее сложным: непонимание и полное равнодушие местных администраций, отсутствие элементарной материальной поддержки писателей, некорректное поведение некоторых представителей вновь возникших творческих писательских объединений, проблемы постоянной продуктивной связи с центром, который в это время решал не менее сложные собственные коллизии…


Вспоминаю, что на первых конференциях Ассоциации разговор шёл в основном о трудностях. Но, хотя по смыслу выступления большинства руководителей региональных отделений звучали трагически, всё равно неведомо откуда уже тогда возникало ощущение радости и надежды – видимо, на тот момент достаточно было понять, что писатели не одиноки хотя бы в бедах. Именно в этот период вызрело и было сформулировано общее практическое понимание того, что сохранение и развитие современной литературы – дело государственной важности, и сегодня писателю недостаточно просто хорошо писать: чтобы быть, нужно заново создавать широкое культурное, литературное поле, искать союзников, объединять усилия…


Каждый год конференции проходили в разных областях, количество союзников АсПУр увеличивалось год от года: писатели на местах убеждались, что они не одиноки, а вместе можно решить многие проблемы, получить поддержку и признание… Представители администрации каждого региона в той или иной мере активно принимали участие в конференциях, слушали и начинали слышать писателей – как гостей, так и (что особенно важно) своих, местных.


Можно себе представить, сколько сил, труда и здоровья посвятил этой работе Александр Кердан, жертвуя, конечно же, личным творческим временем. Свою должность в Ассоциации он скромно обозначил как «координатор», но отличительным свойством этой координации было и остаётся глубокое понимание писательских проблем, душевное участие руководителя в решении любого вопроса – от организационного до творческого и личного. То есть объединяет Ассоциацию не только работа, но прежде всего дружба и взаимопонимание, и установка Александра Кердана как руководителя всегда в этом вопросе неизменна.


Ассоциация – структура развивающаяся. После того, как выговорилось самое больное и тяжёлое, стал постепенно нарастать обмен позитивным опытом – и выступления руководителей на конференциях стали больше походить на отчёты о работе за год, с акцентом на успехи и удачи. Что удалось в одной организации, тут же подхватывали и пробовали реализовать в других, опыт умножался. Видя, как разворачивается реальная литературная работа в условиях, когда, казалось бы, ничто к подобному не располагало, у писателей стали появляться союзники и добровольные помощники в духовенстве, власти, бизнесе. На обсуждение актуальных вопросов приглашались педагоги и библиотекари, научные работники и издатели, налаживался активный обмен книгами, журналами и альманахами... В традицию вошли выступления гостей в вузах, школах и библиотеках городов, принимающих мероприятия Ассоциации. Там, где власть шла навстречу, это получалось широко и ярко, в других случаях – более скромно. Но стратегия, направленная на привлечение союзников в решении вопросов сохранения и развития литературы как базиса всей русской культуры, оставалась неизменной.


На этом этапе к Ассоциации уже присоединялись организации, в которых положение было не столь сложным. Опыт более благополучных регионов оказался дополнительным стимулом для решения писательских проблем «на местах», для взаимодействия с представителями власти. Нельзя сказать, что всё это происходило стремительно, но инерцию разрушения и распада преодолеть удалось. Начался обмен издательскими проектами, литературными чтениями и другими победами, хотя беды если и убавились, то очень незначительно. Главным стало чувство единства – и его силы. Завязывалась дружба, появлялись новые идеи, взаимные публикации и литературные переводы – узкие провинциальные мирки рассыпались, и литература снова обретала достойный страны масштаб, а писатели – собеседников и соратников.


Трудности никуда не делись. Но им уже противостояли не унылые заклинания «денег нет, поддержки нет, никто не читает», а чёткие формулы: «Литература – дело государственной важности», «Русский язык – основа русской культуры», «Нужно объединять усилия для победы». Вы скажете – что ж тут нового? Ничего, кроме реальных дел, в которые эти формулы развернулись: контакт с государственно мыслящими руководителями, передача книг в библиотеки (а сегодня это делается практически вручную: приехал – подарил…), масштабные встречи с читателями, поддержка работы литературных объединений, налаживание диалогов поверх разногласий…


Следующим этапом закономерно стали обсуждение общественных проблем с привлечением научного знания, формирование общей картины происходящего и выбор стратегических направлений писательской деятельности. Были приняты на вооружение культурология, философия, литературоведение… Соединение литературы, науки и общественной практики оказалось весьма продуктивным, и проблемы стали решаться очевидно по-другому: масштабно, с чётким видением перспективы. И это – сегодняшний день Ассоциации.


Последовательность и успешность её развития обусловлена чётким выбором стратегических направлений работы. Первое принципиальное решение: ежегодные писательские конференции проходят каждый раз в новом регионе. Едва ли нужно доказывать полезность практики «писательских десантов» – она решает проблему утраченных литературных коммуникаций между регионами. Но это ещё и выстраивание контактов с руководством регионов, столь проблемное сегодня для ряда организаций, привлечение многих и многих неравнодушных к литературе людей для решения общих вопросов.


Второе: налаживать, где это возможно, контакт и сотрудничество с отделениями Союза российских писателей. А возможно это только на основе государственного подхода к литературному делу, при масштабном понимании и видении задач современной отечественной словесности. Объединить писательские организации Союза писателей России и Союза российских писателей удалось по принципу более высоких, чем старательно культивируемый раздрай, интересов, и во многих областях, где в Ассоциацию входят обе организации, взаимопонимания стало очевидно больше. По сути, АсПУр стала прообразом, первой моделью той Ассоциации писательских союзов, которая была создана уже в конце 2020 года во всероссийском масштабе по проекту того же Александра Кердана. Так что идея продолжает жить и развиваться в новых условиях.


Третьим стратегическим решением стало разворачивание издательской деятельности: своя газета, свой альманах, своё издательство, создание сайта Ассоциации, на котором размещаются как актуальные материалы, так и библиотека лучших произведений. При участии уральского полпредства и областных администраций была создана система премий, которые носят имена уральских и сибирских классиков и современников, таких, как Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владислав Крапивин, поэт-фронтовик Венедикт Станцев…


Четвертый стратегический момент – работа с молодыми, систематическое проведение совещаний, которые выросли из региональных в международные. Литературная учёба, пополнение организаций молодыми силами, патриотическое воспитание литературной молодёжи, поддержка подающих надежды литераторов… Так из полной «безнадёги» родилась реальная сила. Она оказалась настолько убедительной, что, по меньшей мере, смягчила на практике те противоречия, которые представлялись непримиримыми – эстетические, идеологические и прочие разногласия отступили на второй план перед глобальными задачами сохранения современной региональной литературы России. Сегодня можно уже сказать, что за годы своей работы Ассоциация восстановила и сохранила для общего дела колоссальные писательские силы русской провинции.


Вдруг подумалось, что АсПУр как уникальное произведение Александра Кердана тоже возможно отнести к жанру эпических. Это уже часть истории современной России, аргумент в пользу её жизнестойкости, доказательство здравия и силы современной русской культуры, способной самоорганизоваться для решения стоящих перед ней национальных задач.


XXI век, в котором мы начинаем уже третье десятилетие, несмотря на все настойчивые упования на цифровые технологии и искусственный интеллект, отчётливо показывает нам, что личность по-прежнему определяет всё. И от того, каковы основания этой личности – нравственны ли они, соотнесены ли с совестью и честью – в конечном итоге зависит наше общее бытие.


Талант и судьбу Александра Кердана, его писательскую и общественную деятельность, возможно, непросто осмыслить в самый разгар событий – перемен глобальных, когда литература с её глубиной и раздумчивостью отодвигается на второй план шквалом новостей. Но она уже есть, эта по большому счёту счастливая писательская судьба – Александр Борисович Кердан принадлежит к тем, кто нашёл достойный, честный, прямой ответ на вызов времени. И продолжает писать – мы вправе ожидать новых стихов и песен, новых исторических и современных романов, дальнейшей объединяющей деятельности его любимого детища – Ассоциации писателей Урала.


И, как верно замечают Виктор Потанин и Альберт Лиханов, Валентин Сорокин и Владимир Крупин, проза и поэзия Александра Кердана – явление отнюдь не региональное, выходящее за рамки одной только уральской культуры и непосредственно сегодняшнего времени. Это своего рода нравственный кодекс для молодых читателей всей России, в каком бы из её уголков и в какой бы из предстоящих эпох они ни жили. Потому что его стихи, поэмы, романы и повести способны напитать их духом честности и смелости, научить держать данное ими кому-то слово и нести за него ответ, да и вообще, как говорится, быть в этой жизни «не мальчиком, но мужем».

Н. А. Ягодинцева
13.03.2021

Александр Борисович Кердан

 

Александр Борисович Кердан (р. 11.01.1957, г. Коркино), профессиональный военный, полковник, российский прозаик и поэт, член Союза писателей России (с 1993 г.), кандидат философских наук (1996), доктор культурологии (2007), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2002), Почётный гражданин Коркино (2008). Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (1978), Военно-политическую академию имени В.И. Ленина (1996), адъюнктуру Военного университета в Москве (1996). 27 лет прослужил в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

В 1991–1993 гг. служил преподавателем общественных наук в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище имени П.А. Ротмистрова. В 1993–2001 гг. – постоянный  корреспондент журналов Министерства Обороны РФ «Воин России» и «Ориентир» по Уральскому военному округу. В 1991–1995 гг. руководил городским литературным объединением «Надежда» (Коркино). С 2004 г. – секретарь Правления Союза писателей России, а с 2009 г. – сопредседатель правления Союза писателей России. С 1995 г. А. Б. Кердан живет в Екатеринбурге. С 1997 г. – член правления Екатеринбургского отделения Союза писателей России. Один из организаторов Ассоциации писателей Урала, с 2000 г. её координатор. Главный редактор литературного альманаха «Чаша круговая» (с 2001 г. по настоящее время). С 2004 по 2016 г. главный редактор газеты-журнала «Большая Медведица» (издает Ассоциация писателей Урала). Организатор и руководитель международных, всероссийских и всеуральских совещаний молодых писателей: Каменск-Уральск (2002, 2007, 2011, 2013, 2015); Нижний Тагил (2001, 2005), Ишим (2003), Сургут (2009), Сыктывкар (20019). Соавтор идеи и организатор литературных конкурсов на соискание Всероссийских литературных премий имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (с 2002 г.), имени поэта-фронтовика В. Т. Станцева (с 2010 г.), международной премии Владислава Крапивина (2006–2008), Литературной премии Уральского федерального округа (с 2011 г.) и др. Автор издательских проектов: «Библиотека поэзии (прозы) Каменного пояса», «МИР: мой исторический роман», «Библиотека российской поэзии», «Библиотека семейного чтения», «На разных языках» и др. Является инициатором и организатором акции «Бессмертный полк русской литературы», проводящейся ежегодно 6 июня с 2017 г. у памятников А. С. Пушкину в нескольких городах Урала и Западной Сибири.

Ежегодно, с 2015 г., в Коркино проводятся  Кердановские чтения, в которых принимают участие писатели, артисты, музыканты Урала, Западной Сибири и Поволжья.

В 2017 г. Коркинской межпоселенческой центральной библиотеке было присвоено имя Александра Борисовича Кердана (решение Собрания депутатов Коркинского мунициального района № 154 от 22 февраля 2017 г.).

В 2019 г. Администрацией Коркинского района и Ассоциацией писателей Урала учреждена Кердановская литературная премия, которая ежегодно вручается молодым литераторам, работникам культуры и образования, внесшим достойный вклад в развитие отечественной словесности. Первая премия была вручена 28 сентября 2019 г.

Участник IX Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1989), совещаний молодых писателей армии и флота в Дубултах (1985), Ислочи (1987, 1989). Первые стихи опубликовал в газете «Горняцкая правда» (Коркино) в 1975 г. В дальнейшем произведения А. Б. Кердана публиковались в журналах «Урал», «Уральский следопыт», «Аврора», «Москва», «Сибирские огни», «Наш современник», в газете «Красная звезда», «Литературной газете», в «Роман-газете», роман газете для юношества «Путеводная звезда» и других изданиях России, Болгарии, Белоруссии, Азербайджана, Украины, Эстонии, Кыргызстана и США. Первая книга стихов («Наследство») вышла в Москве в 1990 г., прозы («Суд офицерской чести») – в Перми в 1991 г. А. Б. Кердан является составителем пермской книги памяти «Афганистан болит в моей душе» (1989) и челябинского издания «Мы еще не вернулись» (1992), посвященного воинам-афганцам Южного Урала. Он – автор 70 книг стихов и прозы, в т. ч. исторических романов «Берег отдаленный…», «Роман с фамилией», «Крест командора», «Звёздная метка», сборников стихов и рассказов, книги сказок и двух научных монографий. Стихи и проза Кердана переведены на итальянский, английский, испанский, белорусский, азербайджанский, киргизский, башкирский, хантыйский, якутский, коми, удмуртский и другие языки. Отдельными изданиями книги Кердана выходили в США и Азербайджане.

Является лауреатом многих литературных премий, среди них: Большой литературной премии России (2010), Всероссийской литературной премии имени П. П. Бажова (2000), Всероссийской литературной премии «Традиция» (2001), Всероссийской литературной премии имени Генералиссимуса А. В. Суворова (2007), премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2003), Международной литературной премии имени Александра Грина (2007), Литературной премии Уральского федерального округа (2011), Международной литературной премии «Полярная звезда» (2012), Губернаторской премии Алтайского края имени Р. И. Рождественского (2016), международной литературной премии имени В. С. Пикуля (2019), Митрополичьей премии Екатеринбургской митрополии (2017) и др.

Награждён орденом Дружбы (2009), 24 медалями, среди которых медали МО РФ: «За воинскую доблесть», «За отличие в воинской службе», «За укрепление боевого содружества» и др. Награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За воинскую доблесть» (1987) и Почётным знаком «За заслуги перед городом Екатеринбургом» (2012).

 

Т. Н. Баландина

13.03.2021

 

Сочинения

  • КЕРДАН, А. Б. Сочинения : в 3 т. / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Сократ, 2005.
  • КЕРДАН, А. Б. Избранное : стихотворения и поэмы / А. Б. Кердан. – Санкт-Петербург : Маматов, 2008. – 448 с. – (Библиотека российской поэзии).
  • КЕРДАН, А. Б. Сибирский тракт : стихи / А. Б. Кердан ; художник В. Катанов. – Москва : Московский писатель, 1971. – 80 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Наследство : стихи / А. Б. Кердан. – Москва : Военное издательство, 1990. – 31 с. : портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Крест : стихи / А. Б. Кердан ; художник С. Артамонов. – Челябинск : АТОКСО, 1993. – 108 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Потерянный ураган : повести / А. Б. Кердан. – Челябинск : АТОКСО, 1993. – 234 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Круговорот / А. Б. Кердан ; художник С. В. Артамонов. – Челябинск : АТОКСО, 1994. – 110 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Нашла душа нечаянный приют... : стихи и поэмы / А. Б. Кердан ; художник А. Г. Фоленвейдер. – Челябинск : АТОКСО, 1994. – 299 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Междометия / А. Б. Кердан. – Челябинск : АТОКСО, 1995. – 69 с. : портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Лирика / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1996. – 79 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Стрела и песня / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. – 197 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Афганский детектив : избранная проза / А. Б. Кердан ; художник А. Фоленвейдер. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1998. – 244 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Высшая мера : стихи / А. Б. Кердан ; художник Е. В. Бунтов. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1998. – 56 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Утоли моя печали / А. Б. Кердан ; художник Ю. Колинько. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1998. – 96 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Посредине жизни : стихи и поэмы / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1999. – 288 с. – (Библиотека поэзии Каменного пояса).
  • КЕРДАН, А. Б. Берег отдаленный... : исторический роман / А. Б. Кердан ; художник Ю. Н. Филоненко. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. – 416 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Опыты : стихи 1999–2001 годов / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Сократ, 2001. – 128 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Игра в солдатики / А. Б. Кердан ; художники Ю. А. Колинько, В. С. Мамаева. – Екатеринбург : Сократ, 2002. – 176 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Сорок семь : стихи 2001–2003 годов / А. Б. Кердан ; иллюстрации Ю. Колинько. – Екатеринбург : Сократ, 2003. – 144 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Невольники чести / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2006. – 320 с. – (Исторические приключения).
  • КЕРДАН, А. Б. Переход / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : Уральское литературное агенство, 2006. – 108 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Я сочинил однажды песню... [аудиокнига] / А. Б. Кердан ; звукорежиссер А. Кулаев ; исполнительный продюсер Е. В. Бунтов. – Екатеринбург : Солдаты России, 2006. – 1 CD-ROM. – Загл. с титул. экрана. – Формат записи: МРЗ. – Устная речь : аудио.
  • КЕРДАН, А. Б. Век любви / А. Б. Кердан.- Екатеринбург : Уральское литературное агентство, 2007.- 200 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Камень духов / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2007. – 352 с. – (Исторические приключения).
  • КЕРДАН, А. Б. Новые стихи : сборник / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2008. – 112 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Прозрачное время : стихотворение / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2009. – 126 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Ковчег : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2010. – 100 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Крест командора / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2010. – 352 с. – (Исторические приключения).
  • КЕРДАН, А. Б. Новый век : избранные стихотворения / А. Б. Кердан. – Барнаул : Алтайский Дом печати, 2011. – 223 с. – (Сибирская библиотека).
  • КЕРДАН, А. Б. Рассказы майора Игнатенко / А. Б. Кердан. Пехота Серега Аксаков / А. Б. Титов. – Екатеринбург : АсПУр, 2011. – 116 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Стакан земляники / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2011. – 98 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Дом : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2012. – 100 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Звездная метка / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2013. – 384 с. – (Русская Америка).
  • КЕРДАН, А. Б. Земля российского владения : романы о Русской Америке / А. Б. Кердан ; вступительная статья А. Лиханова. – Екатеринбург : АсПУр, 2013. – 796 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Караул : роман / А. Б. Кердан. – Барнаул : Алтайский Дом печати, 2013. – 188 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Летосчисленье : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатерингбург : АсПУр, 2013. – 108 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Наречия : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2014. – 104 с.
  • КЕРДАН, А. Б. От войны и до войны : роман, повести и рассказы / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2014. – 444 с. : ил.
  • КЕРДАН, А. Б. Тринадцать : простые рассказы / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2014. – 122 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Подробности жизни : стихотворения, поэмы, переводы / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2015. – 562 с. : ил., портр.
  • КЕРДАН, А. Б. Экипаж машины боевой : роман, повести, рассказы / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2015. – 416 с. – (Военные приключения).
  • КЕРДАН, А. Б. Времена : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2016 . – 112 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Оберег : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2017. – 126 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Окраина / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2017. – 99 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Русское небо : стихотворения / А. Б. Кердан. – Новосибирск : Омега Принт, 2017. – (Лауреаты Губернаторской литературной премии им. Роберта Рождественского).
  • КЕРДАН, А. Б. Суд офицерской чести / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2017. – 352 с. – (Офицерский роман. Честь имею).
  • КЕРДАН, А. Б. Приснилась мама мне... / А. Б. Кердан. – Киров : ИД «Герценка», 2018. – 71 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Роман с фамилией : роман / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2019. – 432 с. – (Урал-батюшка).
  • КЕРДАН, А. Б. Товарищи офицеры : рассказы / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2019. – 230 с.
  • КЕРДАН, А. Б. Апельсин : стихотворения / А. Б. Кердан. – Екатеринбург : АсПУр, 2020. – 136, [1] с.
  • КЕРДАН, А. Б. Царь горы : роман и рассказы / А. Б. Кердан. – Москва : Вече, 2020. – 496 с. – (Урал-батюшка).

Литература

  • ГОДИНА, Н. И. Кердан Александр Борисович / Н. И. Година, Н. Е. Семянникова // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редколлегия.: К. Н. Бочкарев (главный редактор) [и др.]. – Челябинск : Каменный пояс, 2008. Т. 3. – С. 181.
  • ЛЕВИН, Ю. А. Имена / Ю. А. Левин. – Екатеринбург : БКИ, 2001.
  • КРАПИВИН, В. Уральский ветер в океанских парусах / Владислав Крапивин // Бажовские лауреаты / сост.-ред. Ю. К. Матафонова. – Екатеринбург, 2004. – С. 54–61. – (Урал. XX век : 100 лет книг, событий, биографий).
  • РАСТОРГУЕВ, А. П. Свободный выбор комиссара / А. П. Расторгуев // Литературная газета. – 2005. – 7–13 сентября (№ 36). О «Сочинениях» в 3-х т., вышедших в Екатеринбурге в 2005 г.
  • ЗВОНАРЕВА, Л. Между зверинцем и храмом : заметки о современной исторической прозе / Лола Звонарева // Москва. – 2006. – № 6. – С. 181–193. В том числе о произведениях А. Кердана «Берег отдаленный…», «Караул», «Царская фамилия», «Перед битвой», «Суд офицерской чести».
  • ОСИПОВ, В. В. Кердан Александр Борисович / В. В. Осипов // Просветители Екатеринбурга : избранное / В. В. Осипов. – Екатеринбург, 2013. – С. 116.
  • КАРГАПОЛОВ, Е. П. Смыслы и символы любви : (филологический психологический анализ творчества А. Б. Кердана) : монография / Е. П. Каргаполов. – Ижевск : [Б. и.], 2015. – 352 с.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. А. Вернейшая из констант / Нина Ягодинцева // Подробности жизни / А. Б. Кердан. – Екатеринбург, 2015. – С. 528–536.
  • ГОЧАГ, К. Цитатник на каждый день. Любовь как оберег от пустоты / К. Гочаг // Независимая газета. – 2017. – 12 окт.
  • ЧИСТЯКОВ, А. Поэт в отставку не выходит... / А. Чистяков // Литературная газета. – 2017. – 18 октября (№ 41).
  • ШКЕРИН, В. А. О русской Америке замолвите слово / В. А. Шкерин // Российская газета. – 2004. – 28 января (№ 13). О романе «Берег отдаленный…».
  • БОНДАРЕНКО, А. Ю. «Берег отдаленный» заметили в Америке / А. Ю. Бондаренко // Красная звезда. – 2005. – 28 июля.
  • ЖУКОВ, Е. А. Некоторые наблюдения над структурой романа А. Кердана «Берег отдаленный…» / Е. А. Жуков // Чаша круговая : литературно-художественный альманах / Ассоциация писателей Урала ; редакционная коллегия: А. Б. Кердан, А. Б. Титов, Н. И. Коняев. – Екатеринбург, 2010. – Вып. 9. – С. 184–193.
  • ЗВОНАРЕВА, Л. В разборках нарождающегося капитализма / Лола Звонарева // Независимая газета.- 2021.- 3 февраля. – (Офицерское собрание: два взгляда на произведения уральского писателя). – URL: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-02-03/14_1064_prose1.html?id_user=Y О романе «Царь горы».
  • КИЛЯКОВ, В. Прожить свою судьбу : о романе Александра Кердана «Царь горы» / В. Киляков // Берега. – Калининград, 2021. – № 1. – С. 147–153.
  • СОМОВ, М. Живые без места, мертвые без могилы / Максим Сомов // Независимая газета.- 2021.- 3 февраля. – (Офицерское собрание: два взгляда на произведения уральского писателя). – URL: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-02-03/14_1064_prose1.html?id_user=Y О романе «Царь горы».
  • Электронный каталог Челябинской ОУНБ