Магнитку принято считать кузницей Победы. Но Магнитогорск был не только «крепостью страны», но и взрастил сильных мужественных солдат. Многие наши земляки доблестно сражались на полях сражений. Среди тех, кто «сменил перо на штык», был Александр Никитович (в некоторых источниках – Никитич) Лозневой.
А. Н. Лозневой родился в с. Большетроицком Курской губернии 17 марта (по новому стилю) 1911 г. Рос в большой семье, отец будущего писателя был безземельным батраком.
Судьба закинула молодого паренька на строительство Харьковского тракторного завода, где он впервые в жизни увидел «живого» поэта. Узнав о приезде на стройку Демьяна Бедного, Саша Лозневой пришел на площадь, где планировалось выступление, задолго до начала. Он знал, что толпа строителей и отсутствие микрофонов могут помешать ему насладиться поэзией. Помогли народная смекалка и находчивость – паренек забрался под трибуну и слушал выступление Демьяна Бедного, затаив дыхание. Рассказывая комический эпизод из своей жизни, Александр Никитович с гордостью вспоминал: «Зато я не пропустил ни одного слова и даже слышал скрип кожаного пальто Демьяна Бедного».
После выступления Демьяна Бедного на трибуну взобрался вербовщик и громко сказал: «Первую очередь Харьковского тракторного пустили! Вы нужны на строительстве Магнитки!». И потянулась очередь желающих записаться на Магнитострой. Оказался среди них и Александр Лозневой.
От голода матери нас проводили
сюда, на Урал, оторвав от земли.
Мы бревна ворочали, камни дробили.
В лаптях из деревни в индустрию шли.
Здесь, на Магнитострое, он прошел путь от землекопа, плотника, бетонщика до корреспондента газеты «Магнитогорский рабочий». У подножья горы Магнитной уверенно зазвучал его поэтический голос. Своим «крестным отцом» в поэзии Александр Никитович считал магнитогорского поэта Бориса Ручьева. Как-то на строительную площадку, где работал Лозневой, во время обеденного перерыва пришли два молодых поэта. Как выяснилось позже, это были Борис Ручьев и Михаил Люгарин, члены литературной бригады «Буксир». Они выступали без микрофонов, им не нужна была сцена – декорациями был строительный пейзаж Магнитостроя. Их стихи слушали такие же, как и они, молодые строители. Они ловили каждое слово, напитываясь энергией пульсирующего ритма стройки. Рассказывая об этой судьбоносной встрече, Александр Никитович отметил, что больше всего ему запомнилось выступление Бориса Ручьева. К нему он и подошел, робко сказав, что тоже пишет стихи. Ручьев заинтересовался и попросил показать. Лозневой достал из-за пазухи заветную тетрадочку со стихами. Ручьев, полистав, отобрал несколько стихотворений и посоветовал отнести в газету «Магнитогорский рабочий». Так, с легкой руки Бориса Ручьева, состоялся литературный дебют Александра Лозневого.
Беседуя с Александром Никитовичем, поражаешься его ясной памяти, детализации событий. Особенно мне нравились его рассказы о Людмиле Татьяничевой, с которой Лозневой работал в редакции «Магнитогорский рабочий». Людмила Константиновна не только помогала начинающему журналисту; узнав, что он пишет стихи, давала дельные поэтические советы. Когда Александр Лозневой ушел на фронт, Людмила Татьяничева стала своеобразным пропагандистом его поэзии, публиковала стихи Лозневого в городской газете. К сожалению, переписка двух поэтов не сохранилась.
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Александр Лозневой уходит на фронт. Участвовал в боях на Курской Дуге, освобождал Белгород, Харьков, Чернигов, Полтаву. Начав войну в звании лейтенанта, Победу встретил майором. Александр Никитович – кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени и многих медалей.
Война оставила неизгладимый след в памяти писателя. Книги «Эдельвейсы – не только цветы», «Жить и любить», «Дорога в горы» посвящены военным событиям. Главным героем романа «Эдельвейсы – не только цветы» является лейтенант Головеня. За этим образом легко угадывается автор книги. Вот как Лозневой объясняет название своего романа: «Тучи над Орлиными скалами сгущались. Немцы участили огневые налеты, засылая лазутчиков, диверсантов, переодетых в советскую военную форму. Враги не брезговали ничем, начиная от листовок, в которых обещали рай в плену, и кончая горючей жидкостью, сбрасываемой на леса и ущелья. И трудно сказать – выстоит ли значительно поредевший батальон? Хватит ли отваги и мужества у его солдат? Эдельвейсы – это вовсе не те цветочки, что свертываются на ночь. Звери они, как и все фашисты. Допусти оплошность, дай повод для тревоги – сразу вспыхнет ракета, засвистят пули: чуток сон альпийских шакалов, пришедших в горы Кавказа».
Вспоминается еще один эпизод, рассказанный Александром Никитовичем. Возвращаясь с войны, он решил заехать в Минск. Бродя по разбомбленному городу, фронтовик не узнавал его. Вдруг зазвучали чарующие звуки музыки. Лозневой остановился, прислушался. Стало страшно, подумалось: «Неужели от увиденного я схожу с ума?» Пошел на звуки музыки и увидел странную картину: среди руин, примостившись на каком-то ящике, сидит за роялем человек в обгоревшей шинели и непослушными пальцами пытается играть. Два фронтовика познакомились. Это был Владимир Оловников, который, вернувшись с фронта, решил посетить родную «альма-матер». На месте консерватории, где он учился до войны, увидел груды битого кирпича и чудом уцелевший концертный рояль. Александр Лозневой был уверен, что эта встреча не была случайной. Поэт и композитор, едва познакомившись, поняли, что должны рассказать о войне и поклялись написать цикл песен. В результате этого творческого союза родились песни «Брестская крепость», «Песня о Гастелло», «Дума о Карбышеве», «Песня о Доваторе», «Вечной славы огонь». Многие песни цикла исполнял Краснознаменный ансамбль им. Александрова.
Всякий раз, вспоминая Александра Никитовича, я благодарю судьбу за знакомство с этим человеком. Для меня он дорог и тем, что был ровесником моего отца, судьбы их во многом похожи. Однажды, беседуя с Александром Никитовичем, я спросила: «Как Вам удается, дожив до 85 лет, оставаться в строю? Вы пишите стихи, издаете книги, много помните. В чем секрет Вашего долголетия?» На что получила ответ: «За всю свою жизнь я не выкурил ни одной сигареты. Если собрать выпитый за жизнь алкоголь, то наберется одна бутылка. Вот и весь секрет».
Так случилось, что Александр Лозневой осиротел, похоронив свою супругу, Галину Адольфовну. Первое время он как-то справлялся с бытовыми проблемами. Но годы брали свое, и даже простые житейские дела стали представлять большую трудность. Сдавшись на уговоры дочери Светланы, Александр Никитович переезжает в Минск к дочери и внуку в октябре 2003 г. Уезжая из Магнитогорска, он понимал, что покидает его навсегда. В редких письмах Александр Никитович жаловался на убывающее здоровье, в каждой строчке слышалась тоска о Магнитке, которую он строил своими руками.
Как настоящий фронтовик, Лозневой встретил 60-летие Победы. Правда, находясь на лечении в госпитале. А 20 мая 2005 г. душа Александра Лозневого отправилась в иные миры. Еще в Магнитогорске Александр Никитович написал «Реквием»:
Уходят ветераны под оркестр,
как на войну когда-то уходили.
Уходят в тишину, где тьма окрест,
где клены под спокойствием небес
невольно головы склонили.
Уходят ратники в небытие,
невольно в бездну якоря бросая.
Как все, что было гостем на земле,
как звезды где-то высоко во мгле,
однажды вспыхнув, угасают…
Взывает к Богу духовой оркестр,
незримой скорбью в наши души льется.
Все люди смертны – вечных нет телес,
лишь слава подвигов, как зов небес,
нетленной в жизни остается.
В музее-квартире поэта Бориса Ручьева юные горожане знакомятся с удивительной судьбой многих поэтов-первостроителей; ведь они вложили «камень личного граненья» в наш город, в культуру Магнитогорска.
Вся жизнь и творчество Александра Лозневого были посвящены Магнитке. Роман «Крепость Магнитная» – своеобразная хроника жизни довоенного Магнитогорска. «Магнитогорские пальмы», «Город юности», «Магнитогорские домны», «Рабочая Магнитка», «Есть город на синем Урале» – далеко не полный перечень стихотворений, посвященных Магнитогорску.
На карте Магнитогорска, в Ленинском районе есть улица, названная в честь поэта Лозневого. На доме, где последние годы жил почетный гражданин Магнитогорска, член Союза писателей России, поэт-первостроитель Магнитки Александр Никитович Лозневой, установлена мемориальная доска, где высечены строки из его песни «Рабочая Магнитка»:
Мы на войне в окопах не бывали,
Мы под горой Магнитной наступали.
Кипела сталь, и ночи шли, и дни
У жарких домен, где ревут огни.
И каждый третий был снаряд из нашей стали,
И каждый танк второй из нашей был брони!
Н. Г. Троицкая
Материал размещен 16.09.2020 г.