В основе текста – статья «Львов Михаил Давыдович» Е. Е. Жеребцовой, преподавателя кафедры русской литературы и фольклора Челябинского государственного университета, кандидата филологических наук, опубликованная в «Календаре знаменательных и памятных дат. Челябинская область 2007». (Челябинск, 2006. С. 48–53).
«Стихи написаны взахлеб, радостно. Это стихи о возвращении к Уралу – к себе, к своему чувству родины, природы, к своему пониманию человеческого достоинства и счастья», – писал о поэзии нашего земляка Михаила Львова, известный русский поэт XX в. М. К. Луконин.
Михаил Давыдович Львов (настоящее имя Габитов Рафкат Давлетович) хорошо известен на Южном Урале и за его пределами. Автор множества лирических стихотворений, написанных за тридцать пять лет литературной деятельности, он был поэтом и человеком, в чьем творчестве переплелись личная судьба и судьба Родины.
Михаил Давыдович родился 4 января 1917 г. в селе Насибаш Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне Республика Башкортостан) в семье учителя. Отец будущего поэта еще до революции окончил учительскую семинарию, принимал активное участие в Гражданской войне на Урале и в Сибири. Детство Михаила прошло в деревне. Рано лишившись матери (ему еще не было и года), он вместе с братом жил у чужих людей. В деревне Лаклы окончил начальную школу, в г. Златоусте – семилетку, после чего поступил учиться в Миасский педагогический техникум.
Большое влияние на Михаила Львова как начинающего поэта оказал преподаватель Баян Владимирович Соловьев. После окончания техникума Львов учился в Уфимском педагогическом институте (1935). Затем работал в редакции златоустовской газеты «Пролетарская мысль» (ныне «Златоустовский рабочий»). Его стихи печатались в газете. Занимался в литературном объединении «Мартен», где подружился с поэтом В. Ф. Губаревым.
К сожалению, мало известен златоустовский период жизни поэта. Но из его известного и очень сильного по содержанию стихотворения «Златоуст» (1944) ясно, что поэт любил город, один из центров металлургической промышленности на Южном Урале, знал природные достопримечательности и характеры уральцев.
В Челябинск Львов переехал в середине 1930-х гг. Работал на тракторном заводе и на заводе им. С. Орджоникидзе, преподавал в школе. Впервые его поэтические опыты оценило литературное объединение ЧТЗ (с 1989 г. оно носит имя М. Львова). Поступил учиться в Литературный институт имени М. Горького в г. Москве.
Довоенное творчество поэта отличается эмоциональностью, сильным накалом чувств лирического героя. Стихотворения, написанные на раннем этапе творчества, – это яркий и многоцветный мир. «Мы югом руки обожгли», – восклицает лирический герой стихотворения «Дорога на юге» (1940). И читатель легко представляет белеющее здание, камни колоннады, как мрамор, проплывающее облако и подошедших близко к самому небу людей, познающих красоту античной архитектуры: «И так, казалось, можно было до Древней Греции дойти».
Обращаясь к «вечным» темам, начинающий поэт воплощает мужественный и романтичный взгляд на мир. Умение глубоко чувствовать становится главным качеством в стихотворениях, посвященных любви и разлуке, искусству и природе. В «Прощании» (1939) с помощью метафоры передаются страдания человека, разлученного с возлюбленной:
Мне горе выдавило слезы,
Мне горе высушило их.
<…>
А я не все тебе сказал,
А я не так с тобой простился.
В стихотворении «Бахчисарайский фонтан» (1939) воплощена небывалая сила искусства, способного жить вечно:
На синем мраморе слезами
Прожгло две борозды легко.
<…>
А боль художника живет, –
С ней время справиться не в силе.
В ранних стихах большое значение поэт уделяет также актуальным вопросам современности, связи своей судьбы с судьбой всеобщей. Так рождаются стихи «Пропеллер» (1939), «Над стройкою раскачивало флаги…» (1939), «Маяковский за границей» (1940), «Коле Отраде» (1940), «Бедная невеста» (1939).
Учеба в Литературном институте была прервана войной. Михаил Давыдович воевал в составе 10-го Гвардейского Уральского добровольческого корпуса. Вместе с земляками-танкистами прошел по дорогам Украины, Польши, Чехословакии и Германии. Творчество Львова знали на фронте: он никогда не отказывался прочесть новые стихи или те, что любили слушать в солдатском кругу. В 1944 г. в армейской газете было напечатано стихотворение М. Д. Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…» (1943), сделавшее имя молодого поэта известным.
Стихотворение стало кодексом чести людей военного поколения.
Умение принять трудности жизни, готовность к подвигу и самопожертвованию – вот те качества, которые провозглашает лирический герой:
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
<…>
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
В сорок четвертом М. Львову разрешили краткосрочную поездку на Южный Урал, чтобы выпустить сборник фронтовых стихов. Здесь ему предоставила буквально «зеленую улицу» Людмила Татьяничева, возглавлявшая областное книжное издательство. По тем временам поэтический сборник М. Львова «Дорога» в короткий срок (всего за 13 дней) выпущен. Половина тиража была отправлена в посылках вместе с салом и махоркой, шерстяными носками и носовыми платками на фронт землякам.
В годы войны к творчеству М. Львова заинтересовано отнеслись классики советской литературы Н. Тихонов, И. Эренбург, П. Бажов. По их рекомендации в 1944 г. он был принят в Союз писателей СССР.
В рецензии на книгу «Дорога» И. Эренбург писал: «Стихи Михаила Львова могут показаться тихими, но, видимо, чем громче эпоха, тем строже поэт измеряет свой голос. Стих Михаила Львова приближается по строю к классическому; молодой поэт не одинок в этом возврате; и опять-таки я вижу здесь дух эпохи, стремление к строгости и простоте. Придет время возврата к стиху – разговору, к стиху – декламации. Но теперь мы благославляем гранит ямба, способный удержать душу в час половодья…» (Белозерцев А. К. Священного призвания стихия. Челябинск, 2005. С. 79).
Лирика поэта военных лет отличается необыкновенной эмоциональностью и широким диапазоном чувств. Герой прощается с прошлой мирной жизнью, принимая страдания, которые несет война («Я нынче страшным расстояньем…», 1941). Его характер, как металл, все сильнее закаляется во время сражений («Есть мужество, доступное немногим…», 1943), «Дождь» (1944), «Опять отъезд на фронт…» (1944). Мужество героя сочетается с необыкновенной силой воли, нравственным стержнем, делающим человека человеком («Высота», 1944):
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
Важно, что в кровавом круговороте истории герою удалось сохранить человечность, способность глубоко чувствовать, сопереживать, любить. Любовь и верность подруги придают ему силы в самые тяжелые минуты («Ради того, что ты любишь меня…», 1941), («Я смотрел на твою фотокарточку…», 1944). Герой хранит в памяти прошлое и благодарен ему, поддерживающему силу духа солдата: «За ясный взгляд, за поцелуй во сне спасибо вам, приснившиеся мне» («Сон», 1943). Лирический герой испытывает глубокое чувство вины, прощаясь с погибшими друзьями. Так, в стихотворении «Василию Вохменцеву» (1942) четко обозначена нравственная позиция героя:
Но, когда погибают друзья,
Неудобно в живых оставаться.
<…>
Ты прости мне, что я еще жив.
Среди боли, страданий и смерти очень острым оказывается чувство причастности человека к истории. Неслучайно в стихотворениях М. Львова военных лет начинает звучать тема «железного века», кровную связь с которым ощущает лирический герой, восклицая: «Как будто я за веком следом ездил». Вот это родство человека и эпохи лейтмотивом пройдет через все творчество поэта.
К теме войны он будет обращаться и в мирное время. В стихотворениях «Прошла война. Четыре года гнева…» (1953), «Мы стольких в землю положили…» (1956), «В госпитале» (1957), «Жены погибших» (1957), «Поэтам Победы» (1965), «Почему мне приснился комбриг мой опять…» (1967), «Неизвестный солдат» (1967), «Сидят в обнимку ветераны…» (1968), «В Берлине» (1968), «Память» (1968), «Постарели солдаты той Великой войны…» (1969), «Горячий снег» (1973), «Из войны мы красивыми вышли…» (1974) и др. на смену эмоциональному восприятию войны приходит ее глубокое осмысление. Тема мужества во время боя сменяется темой самостоянья в мирной жизни; все сильнее звучит мотив памяти о погибших и благодарности им за великую победу. М. Львов размышляет и о влиянии войны на характер и судьбу человека, диалектически осмысляя связь между прошлым и настоящим. И здесь он, как обычно, бескомпромиссен: «Мы войне ничего не простили…, с мирной жизнью мы шпаги скрестили…», – но в то же время благодарен судьбе
За свое воспитанье в огне,
За предельную жесткую школу,
За свое несгибание долу,
За свою за особую долю.
В книге «Письмо в молодость» (1970) проза перемежается со стихами, документами, солдатскими исповедями, записанными в военные годы. «Сколько имен земляков-уральцев вернул он родным и близким, потерявшим надежду что-либо узнать о них, кроме коротких строк “погиб смертью храбрых…”, “пропал без вести”! Они, его побратимы, воины уральцы, не обращая внимание на раны, делали свою немыслимо трудную фронтовую работу… Вместе со всеми делал ее и он, но у него еще доставало сил черкнуть в блокнот три-четыре строки о прошедшем бое, о подвиге земляка, о собственном ощущении…» (Ханбеков Л. В. Присягаю Уралу. Челябинск, 1989. С. 93–94).
Итак, именно война, по мысли поэта, дала ему запас динамизма, внутреннюю воодушевленность.
В послевоенных стихах поэта волнует бесконечное проявление красоты и богатства жизни. Эта красота чувствуется в стихах, посвященных Уралу и России «Сигналы спутника» (1960), «Магнитка» (1962), «Майское» (1962), «Амур» (1963), «Границы» (1963), «Дорожные стихи» (1968), «Челябинск – Москва» (1969), «Засыплю Урал телеграммами снова…» (1969), в которых поэт-романтик признается в любви своему «золотому насквозь» Отечеству:
Вся Россия – моя!
Все мои и моря!
От Курил до Прибалтики
Вся Отчизна – моя!
Эта красота наполняет стихи, посвященные национальным традициям, доброму согласию разноязыких народов России: «Мой татарский язык» (1956), «Кайсыну Кулиеву» (1956), «В Казани» (1957), «Сколько нас, нерусских, у России…», «Соловьи Салавата» (1960), «Танец оленя» (1964), «Слышу древние песни…» (1965), «Байга» (1965), «Якутия» (1969) и др.
Эта красота пронизывает и любовную лирику поэта. В ней – радость взаимной любви мужчины и женщины «Я не сплю» (1960), необыкновенная нежность героя к возлюбленной «Запрокинутые головы любимых…» (1960), трепетное отношение к чувствам «Нежная песня», (1960), желание пронести любовь через годы, делить счастье и горе «Если люди друг друга нашли» (1960). Как заклинание звучат строки, обращенные к возлюбленной, из стихотворения «Молитва любви» (1960): «Счастливым стать пособи».
Вообще любовь и счастье, в понимании поэта, неразрывны. В цикле
«Стихи тебе» (1960) провозглашается взаимная счастливая любовь, обладающая огромной преобразующей силой:
Трагической любви я не люблю.
В любви я – за взаимность и удачу,
Когда страданья сводятся к нулю,
И целый мир дается нам в придачу.
Так любовь к женщине сопрягается у Михаила Давыдовича с любовью к жизни, ее ценности. Афоризмом звучат строки-признания в одном из стихотворений: «За то, что ты красива, Жизнь, – спасибо». Это благодарность поэта за «цветные вихри» истории, за счастье бытия, за удары судьбы, за «впечатленья скоростные». Не случайно в стихах М. Львова все чаще начинает появляться мотив полета, скорости и образ праздничной «карусели бытия»:
Летаю, летаю,
И жизнь мне – не скука,
Пространство глотаю
Со скоростью звука…
Такая жажда жизни позволяет поэту провозгласить: «Я – скоростной эпохи человек, глотаю жадно этот жадный век».
Открывая жизни душу, обнажая себя до корня, автобиографический герой М. Львова на «ты» с эпохой: «Ты с этим веком насмерть связан». В стихотворениях «Я научился не сдаваться…» (1946), «Поэзия» (1946), «Мой век, меня ты не обидел…» (1961), «Капля океана» (1961), «Я начал бурно жизнь…» (1974) и др. поэт выражает философскую сущность своего времени. Ее смысл – в принятии всех противоречий трагичного ХХ в., где соединились жизнь и смерть, мужество и отчаяние, «заботы и труды», «ночная пляска тьмы и света», «парады» и «страшный атомный рывок». ХХ в., по Львову, – это
Век-победитель, век металла,
Век сильных судеб и страстей…
Поэтому так нравственно силен и человек ХХ в., метафорично названный поэтом матросом на корабле под названием Земля. Человек, принимающий слияние с вечностью и, «как с любимой», прощающийся с жизнью.
Последние годы жизни поэт провел в Москве, работал в журнале «Новый мир» членом редколлегии и заместителем главного редактора, активно занимался общественной деятельностью. Постоянно поддерживал творческие связи с Челябинской областной писательской организацией, часто встречался с трудящимися области. Особое место в его поэзии занимала тема рабочего Урала. За книгу «Письмо в молодость» (1970) М. Д. Львову присуждена премия «Орленок» Челябинского обкома ВЛКСМ.
1980-е гг. были плодотворными в его творчестве. В столичных издательствах вышли сборники «Стихотворения» (1985), «Встречное движение» (1984), «Второе письмо в молодость» (1986). В них поэт остается верен своей поэтической формуле: «Я жизни открываю душу – Я вновь до корня обнажен».
За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, поэт был награжден орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Творчество поэта отмечено наградами: орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета», Дружбы народов. Он – заслуженный работник культуры Татарской АССР, Казахской ССР, Польской Народной Республики. Умер М. Д. Львов 25 января 1988 г.
Материал подготовлен Л. В. Каменской
Размещен 22.02.2017
Источники:
Ханбеков, Л. В. «Под пули вышло наше поколенье…» / Л. В. Ханбеков // Присягаю Уралу. : три лит. портр. / Л. В. Ханбеков. – Челябинск, 1989.
С. 81–162.
Не все фотографии из источника включены в Фотогалерею.
Белозерцев, А. К. Высота души. / А. К. Белозерцев // Священного призвания стихия : о жизни и творчестве поэтов Юж. Урала / А. К. Белозерцев. – Челябинск, 2005. – С. 52–149.
Не все фотографии из источника включены в Фотогалерею.
Белозерцев, А. К. «Мы присягали сердцем нашей правде» / А. К. Белозерцев // И мужество, как знамя пронесли… : о жизни и творчестве писателей Юж. Урала / А. К. Белозерцев. – Челябинск, 2006. – С. 174–196.
Не все фотографии из источника включены в Фотогалерею.
Жеребцова, Е. Е. Львов Михаил Давыдович : Писатель : 90 лет со
дня рождения : 1917–1988 / Е. Е. Жеребцова // Календарь
знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2007 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; [сост.: И. Н. Пережогина, Л. Н. Аверина, Л. А. Величкина ; ред. О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева]. – Челябинск, 2006. – С. 48–53.
Глыбовская, Н. Победили, чтобы писать // Златоуст. рабочий. – 2015. – 8 окт. – С. 7.