А. С. Параскун (Малейко — литературный псевдоним) родилась 25 декабря 1977 г. в маленьком городе Щучье Курганской области. Семья «корнями» уходит в Бобруйск, где родилась ее бабушка. Бабушке было пятнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. В июне 1941 г. семья из пяти человек бежала из родного города, где был свой дом с яблоневым садом. Пережили бомбежки, опасную переправу через реку Березину. Потом семью эвакуировали в Саратовскую область. Позже бабушку мобилизовали на работу на завод в Новосибирске, а ее отца отправили работать в госпиталь в Бузулук Оренбургской области, где потом собралась вся семья и жила двадцать лет до возвращения в родные довоенные места. В Бузулуке родилась мама Анастасии. В 14 лет она уехала из дома, поступила в фармацевтическое училище в Оренбурге.
После училища маму распределили в Курганскую область, где и родилась будущая писательница. Отец Анастасии — профессиональный спортсмен, преподавал физкультуру, был директором спортивной школы. Детство Насти было счастливым. В маленьком городе Щучье все было близко. Она пишет «…на небольшом пятачке находилось все, с чем была связана моя тогдашняя жизнь. Четырехэтажный дом с качелями во дворе. Школа. Аптека, где мама работала заведующей. Кинотеатр «Мир», куда ходили смотреть все, что показывали. Музыкальная школа. Дом пионеров. Это был маленький, но настоящий мир, в котором я провела семнадцать лет жизни, до окончания школы».
В этом «мире» много места занимали книги. Про роль книг в детстве у Анастасии несколько воспоминаний: «…Первое — длинная полка с разноцветными обложками — серия “Мировая литература для детей”. Иметь дома эти пятьдесят восемь томов было престижно, не каждому удавалось достать такую большую и красивую подписку. Там было много чего — и школьная классика, и советские авторы, и зарубежка… Длинная цветная полка с 58 томами (и оттенками цвета) до сих пор радует глаз дома у родителей… Второе воспоминание — помню, как читала “Графа Монте-Кристо”. Накрыло меня тогда по-настоящему. Тюремная камера. Отчаявшийся Эдмон Дантес четырнадцать лет учится жизни и постоянно перестукивается со своим соседом аббатом Фариа. План мести. Изобретательный побег. Клад на острове. Огромное богатство. Торжество справедливости — “плохие” наказаны, “хорошим” оказана помощь. В десятилетнем возрасте это увлекательнейшее чтиво — без вопросов и размышлений… Как хорошо, что все-таки большинство читает “Графа Монте-Кристо” в детстве и отрочестве, с наслаждением погружаясь в приключенческий сюжет и не сравнивая его с жизнью, где не всегда самый верный путь — месть. Воспоминание третье. Лето, жара. Я живу у бабушки в Оренбургской области. В доме мало книг. На маленькой полке в темной спальне нахожу потертую, с выпадающими страницами, с бумажной обложкой, книжку. В начале — черно-белая фотография темноглазой девочки. Дневник Анны Франк. Читаю запоем… Не так давно, уже после ее (бабушки — Н. К.) смерти, вспомнила об этой книжке — откуда она у нее была? Уже не спросишь…».
В 1995 г., после окончания школы, Анастасия поступила в Челябинский государственный университет на филологический факультет. Ей повезло на прекрасных преподавателей, умных и веселых сокурсников. Университет был закончен в 2000 г., специальность — «Литературоведение».
После университета Анастасия работала журналистом, литературным редактором в журналах, ведущей на радиостанции «Серебряный дождь». Потом стала писать пьесы. Псевдоним — Малейко — появился, когда она написала свою первую пьесу «Лиличка» (2011). Работала над ней всего несколько дней. Пьеса получилась небольшой — семь страниц, но сразу попала в шорт-лист конкурса драматургов «Евразия», который устраивает ежегодно известный екатеринбургский драматург Николай Коляда и его «Коляда-Театр».
Затем были написаны и другие пьесы. А. Малейко финалист конкурса «Личное дело» журнала «Искусство кино» (пьеса «Один день из жизни Лилички», 2012), всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» в 2013 г. (пьеса «Кто любит Берту») и 2022 г. (пьеса «Нянька для Агаты»), с 2023 г. — это «Международный конкурс современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Она вошла в лонг-лист литературной премии «Дебют» Международного фонда «Поколение» в номинации «драматургия» с пьесой «Техника номер восемь» (2013). В 2014 г. по этой пьесе был поставлен спектакль в театре «Поиск» города Лесосибирска Красноярского края, с которым театр участвовал в фестивале молодой режиссуры «Артмиграция» (Москва). Пьеса «Пока ты ждешь свою катастрофу» была «в особо отмеченных отборщиками» на фестиваль молодой драматургии «Любимовка-2014» (Москва).
Пьесы Анастасии Малейко печатались в журнале «Современная драматургия».
В 2016 г. в Челябинске в рамках XX фестиваля современного искусства «Дебаркадер – 2016» впервые в Государственном историческом музее Южного Урала прошел марафон чтения пьес Анастасии Малейко. Лучшие артисты челябинских театров читали и показывали эскизы по пьесам «Кто любит Берту», «Один день из жизни Лилички», «Пока ты ждешь свою катастрофу». При переполненном зале автор, режиссеры, зрители, театральные критики обсуждали пьесы.
В 2021 г. пьеса Малейко «Анемия» стала финалистом Международного конкурса пьес русскоязычных драматургов «Ремарка». Читка пьесы состоялась в Архангельском театре драмы в августе 2021 г.
Но однажды вместо пьесы «родилась» повесть про пятнадцатилетнюю девочку Лину, ее маму и художника («Моя мама любит художника»). Анастасия Сергеевна пишет: «Мне всегда хотелось создать историю, которую можно было бы запросто “проглотить” в поезде, в дождливые выходные на даче, в больнице, в безнадеге, а также в “слишком нормальных” устоявшихся буднях. От лица подростка. Откуда взялись эти люди, почему они стали вдруг разговаривать в моей голове, двигаться, смеяться, совершать глупые поступки и грустить — до сих пор не знаю».
Повесть стала лауреатом Международной литературной премии имени В. П. Крапивина, которая присуждается ежегодно 14 октября в день рождения Владислава Петровича. Так случилось, что в день его 75-летнего юбилея в 2013 г. была вручена премия нашей землячке. В этом году на конкурс было прислано больше ста рукописей из восьми стран мира.
Позже повесть «Моя мама любит художника» вышла в московском издательстве «КомпасГид» (2015) с прекрасными рисунками Евгении Двоскиной. Книгу допечатывали, перевели на украинский и литовский языки, издали в Вильнюсе и Харькове.
«Когда спрашивают, как эта книга получилась, что натолкнуло, откуда вдохновение, всегда отвечаю: мы не придумываем истории, они нас находят. Сами приходят из ниоткуда, забираются с ногами на диван и сидят там до тех пор, пока мы их не запишем».
Литературовед Т. Фролова о повести А. Малейко»: «…Можно с уверенностью утверждать, что жизнь некоторых читателей, благодаря тексту Анастасии Малейко, поменяется к лучшему. Повесть возводит радость созерцания на уровень безусловной ценности и ненавязчиво воспитывает вкус — как к хорошей литературе, так и к тонкому наблюдению реальности».
Писательница Тамара Михеева о прозе Малейко: «Анастасия Малейко пишет фактурно, выпукло. Читать ее — все равно что смотреть хорошее авторское кино, снятое гениальным оператором. Не только видишь картинку, но и чувствуешь запахи, ощущаешь на ощупь поверхности, чувствуешь кожей ее мир. И проживаешь эту историю от начала до конца, как свою. Потрясающе, что в книге нет плохих героев, злых людей, есть только “более или менее несчастные”, и это роднит Анастасию Малейко с великими русскими романистами».
Вторая повесть А. Малейко — «Однажды летом мы спасли Джульетту» — в 2020 г. получила специальный приз от литературного журнала «Урал» на Международной литературной премии имени В. П. Крапивина. Опубликована в журнале «Урал», в 2023 году вышла отдельной книгой в издательстве «Абрикобукс» (Москва) с интересными иллюстрациями молодого талантливого художника Дмитрия Нарожного.
В данное время Анастасия Малейко преподает в Челябинском государственном институте культуры (кафедра театрального искусства) «Историю театра» студентам, будущим актерам и режиссерам. «Читаем с ними много пьес, потому как приходит время — и ты понимаешь, что хороший спектакль — это когда взяли черно-белые страницы текста и заставили их дышать, плакать и смеяться» (А. Малейко).
Анастасия Малейко встречается с читателями ее книг в библиотеках Челябинска. Подростки хорошо ее принимают. Она — прекрасный рассказчик, понимающий аудиторию. Помогает ей в работе общение с сыном и постоянные неожиданные открытия, которые совершаются повсюду — на книжных страницах, в магазинах старых вещей и секонд-хендах, на улице, в дороге, в очередях, в трамваях… Она убеждена, «все, что мы пишем, даже если это несуществующая вселенная, когда-то было нами увидено. Поэтому пишущим просто необходим навык видеть, чтобы схватывать жизнь быстро, объемно и точно — даже если мы превращаем ее потом в совершенно другую реальность».
Есть уверенность, что Анастасия Малейко подарит читателям еще не одно произведение, которое станет известным и любимым.
Н. А. Капитонова
Размещено 22.08.2023