Родился Станислав (настоящее имя Владимир) 5 февраля 1928 г. в селе Белогорке Пензенской области в крестьянской семье. В 1931 г. отец, Василий Ксенофонтович, участник гражданской войны, сельский активист, привез свою семью на Магнитку. Сам плотничал на строительстве комбината; жена, Агафья Терентьевна, работала кочегаром в котельной при вагонном депо. Дети (их было пятеро) «перепробовали» не одну профессию. Так, будущий писатель был и грузчиком, и электриком, и художником-оформителем, и актером в Магнитогорском театре имени А. С. Пушкина.
А стал писателем, которому прочили известность уже с первых его шагов в литературе. Всеволод Иванов, известный советский прозаик, писал в 1955 г.: «Я с большим удовольствием, а часто и с наслаждением читал рассказы С. Мелешина. Это безусловно одареннейший писатель, которому предстоит хорошее будущее».
Первый сборник рассказов С. Мелешина «Семья Тасмановых» был опубликован в 1954 г. в Свердловске. В 1956 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание молодых писателей. Его делегат Станислав Мелешин привез с собой цикл рассказов, в которых на фоне природы Севера описывалась жизнь маленького народа манси. Вокруг этих рассказов часто разгорались споры, и как показало время, «Мелешин, действительно, в северном цикле нашел свой голос, раскрыл возможности своего дарования» (Н. Лейдерман). Рассказы С. Мелешина печатались в журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Знамя», «Огонек» и других изданиях.
В 1956 г. он закончил заочное отделение Литературного института имени М. Горького. В 1958 г. принят в Союз писателей СССР.
Жизнь и творчество Станислава Мелешина связаны с Уралом, с легендарной Магниткой, о которой в те годы писали замечательные поэты Борис Ручьев и Людмила Татьяничева. Неудивительно, что рабочая тема стала ведущей и в прозе С. Мелешина. Ей посвящены повести «Рабочие люди», «Молния в черемухе», «Любава», «Таежный выстрел» и другие.
Говоря о таланте С. Мелешина, критик Н. Лейдерман назвал его «художником романтического дарования». И правда, не хватает сегодняшней литературе мелешинской поэтичности: «И жизнь пошла тише, видно, повернулась неторопко земля своей громадой к тишине и мирному спокойному солнышку, по-прежнему в станичных черемуховых облаках штопают тишину шелковой ниткою сытые бархатные пчелы, освежает сомлевшие от зноя степи благодатный синий разлив Урал-реки, буйно зеленеет дикий вишенник по лысым взгорьям Атача, и по-прежнему в жарком слоящемся степном мареве плывут куда-то верблюды, сворачивая на юг, обходя снежные вьюги и холода» («От расстрела до рассвета»).
Характеры его героев сложные, неоднозначные. Герои всегда в поиске нравственных ценностей. Они живут нелегко, находясь в постоянном конфликте с потребительским, мещанским отношением к жизни. «Выбор таких характеров, – пишет Н. Лейдерман, – обращает писателя к какой-то необычной, довженковской поэтике, не разменивающейся на «пятаки медных правд», но зато берущей на вооружение высокую образность, солнечную палитру красок, свободный мазок, искреннюю обнаженность конфликтов и любовь к чудесному. Такова художественная стихия легенд. Стихия, близкая поэтическому чувству Мелешина». Герой его рассказов и повестей – современный рабочий, а символом счастья рабочей жизни стала для героев Мелешина гора Магнитная: «Он вспомнил Обрыв-Камень и разговоры с тестем и все, что думал о горе Железной, и в мыслях заторопил поезд к родному городу и заводу, к своему экскаватору. Да, он действительно боялся. Что вот придет, а горы уже нет, уже выгрузили без него всю ее кладовую, пока он прохлаждался в гостях, к тому же и Наталью надо успеть свести на вершину, чтобы показать ей то место, где его работа» («Гром спит в колоколах»).
Вторая, не менее важная тема его книг, – героическое прошлое уральского казачества, тема, к которой обращались и другие уральские писатели, в частности, П. М. Смычагин в романе «Тихий гром».
В 1967 г. была опубликована дилогия С. Мелешина «Расстрелянный ветер» и «Веселые волки».
Трагедия народа, оказавшегося в годы Гражданской войны по разные стороны баррикад, не раз изображалась в произведениях советских писателей: М. Шолохова «Поднятая целина» и «Тихий Дон», М. Стельмаха «Кровь людская – не водица», С. Сейфуллина «Тернистый путь», X. Давлетшина «Иргиз», 3. Биишева «К свету!»...
С. Мелешин показал остроту классовой борьбы в среде уральских казаков на конфликте человека с природой. Животворящая сила природы, ее великолепие разрушается потерявшим разум человеком, бессильным в своем озлоблении: «Подрагивали в небе свинцовыми пулями звезды. Луна плавала в тихих облаках. Впереди и по бокам шелестело, сухо потрескивало, в теплом воздухе веял банный вкусный запах соломы. Хлеба!». Подъесаул казачьего войска Уральского Михаила Кривобоков, осознав свое поражение, мстит людям, поджигая эти хлеба, но и сам гибнет в страшном пламени, пожирающем золотые колосья.
Несмотря на тяжелые потери с обеих сторон, победителем в этом противостоянии оказывается так необходимая всему живому на Земле гармония человека и природы: «Повторяя себя из века в век, все так же плыли по голубому небу золотые от солнца облака, все так же забивали горизонт тяжелые чугунные тучи, полные дождей и грома, и стлались по-над жилищами людей мирные дымки, и изо дня в день обновлялись земля, травы и воды, и человек утрами ждал солнца» («Веселые волки»).
Любовь на земле торжествует: «Жизнь продолжается, и движется она через сердце к хорошему, жизнь, в которой люди живут друг для друга...» («Золотаюшка»). С. Мелешин так искренне и убедительно пишет о любви, вроде бы все обыденное, но в том-то, наверное, и есть правда жизни («Гром спит в колоколах», «Любава» и др.).
С. В. Мелешин умер 2 мая 1984 г. в Магнитогорске. На доме, где он провел последние годы жизни, установлена мемориальная доска.
Станислав Мелешин написал более двадцати книг, которые вышли в Челябинске, Свердловске, Москве. Творчество его не обошли вниманием критики и литературоведы. Но, на наш взгляд, есть еще что сказать о стиле писателя С. Мелешина. И слава тем школьным учителям-подвижникам и сотрудникам библиотек, которые знакомят учеников с произведениями уральских писателей, потому что по справедливому замечанию литературного критика Л. П. Гальцевой «...создание духовных ценностей происходит не только в столице, а на всей огромной территории нашего государства – от «Москвы до самых до окраин».
Л. С. Перчик
Размещено 14.02.2018