«Магнитка видится мне не только средоточием самоотверженного труда, но, прежде всего, средоточием человеческих страстей, неординарных характеров, незаурядных судеб, – делится он с читателями в предисловии к книге «Город и поэт». – Мне, наверное, крупно повезло. Родился в самой середине бурного, противоречивого, жестокого и кровавого двадцатого века – в январе пятидесятого. Да не где-нибудь, а на Урале, в легендарной, известной всему миру Магнитке. Отсюда ушел на фронт добровольцем с танковым корпусом отец, сюда же вернулся он инвалидом и победителем…».
У подножья Магнитной горы,
На окраине, дымом повитой,
Жил и рос я – не знал до поры
Удивительной силы магнита.
Александр Павлов родился 11 января 1950 г. в семье рабочего. Отец, Борис Петрович, потомок казачьего рода, до начала Великой Отечественной войны был металлургом, вернувшись с фронта, работал столяром на дому, изготавливая мебель. Мать, Вера Антоновна (урожденная Ланюгова), бухгалтер. Будучи страстной любительницей поэзии, передала эту любовь своим сыновьям – Владимиру и Александру. А. Павлов рассказывал о начале своей поэтической карьеры: «До третьего класса неважно было с учебой, да и поведение тоже… И меня посадили за одну парту с отличницей, “наказание” было такое. А я возьми и влюбись в нее… Любовь облагораживает, и к четвертому классу моя фотография висела на доске почета. Тогда-то и написалось первое стихотворение о весне. А потом, в день рождения, мама подарила мне двухтомник Лермонтова. Прозу я отложил, а стихи меня увлекли сразу… Где-то к восьмому классу я “соорудил” такое стихотворение: “А глаза-то у тебя глазливые, // – говоришь ты, – “в карих это есть”. / У самой-то вылитые сливы, // аж потрогать хочется и съесть. // Неужели веришь в то, что сглазил? // Если так, то лучше уходи. // Никогда в любви я не проказил, // чтобы так вот – с чертиком в груди. // Мы с тобой, весьма, не близоруки. // Хочешь правду? На тебе, прими. // Ну, а если сглазилось от скуки, – // Я тебе не пара, извини. // Не поможет колдовская сила, // если надвигается гроза. // Согласись, что просто пошутила. // А глаза… Причем же тут глаза».
Успешно окончив в 1965 г. восьмилетнюю школу № 41, Александр Павлов поступает в Магнитогорский индустриальный техникум, который оканчивает с красным дипломом и получает специальность прокатчика. С 1968 г. работает вальцовщиком в листопрокатном цехе № 1 Магнитогорского металлургического комбината. В 1969 г. начинает заниматься в только что созданном литературном объединении «Магнит» под руководством писателя Владилена Ивановича Машковцева. В том же году его стихи впервые печатаются в газете «Магнитогорский металл» («ММ»). В 1970–1972 гг., во время прохождения службы в войсках ПВО Советской Армии, его стихи печатаются в центральной прессе. Александр участвует в литературных конкурсах газет Уральского и Ленинградского военных округов и журналов «Советский воин», «Старшина-сержант», неоднократно становясь лауреатом.
Из письма В. И. Машковцева к Павлову в армию от 27 июня 1971 г.: «Дорогой Александр Борисович! Очень рад твоему письму, особенно стихам. Стихи прекрасны, написаны мастерски, утонченно, без промахов. Ты поэт весьма талантливый, с божьей искрой, с большой русской душой, с врожденным чутьем к языку, к миру прекрасного. Пиши чаще стихи, работай. У тебя самое светлое и завидное будущее… Готовь литературный багаж для поступления в Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР. Ты уже можешь туда поступить…».
После демобилизации Александр Борисович работает литсотрудником в газете «Магнитогорский металл». В 1973 г. поступает на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького на творческий семинар поэта Валентина Сидорова. В это же время принимает руководство литературным объединением «Магнит», которому посвятит два десятка лет своей жизни.
В 1975 г. А. Павлов участвует в работе VI Всесоюзного совещания молодых писателей, в семинаре поэта В. Федорова, на котором единогласно принимается решение об издании книги молодого поэта. Павлов вспоминал: «По окончании работы совещания, где я представлял свою рукопись «Предгорья», меня пригласили в коллегию. Там присутствовали известнейшие поэты и руководители семинаров: В. Сидоров, А. Жигулин, В. Федоров и другие. Я стоял пред ними на ватных ногах, а Василий Федоров говорит: “Мы вот тут решили издать вашу книгу. Вы не возражаете? Одного тиража в 10 тысяч вам хватит?” – от неожиданности я не знал, что и ответить, а Федоров продолжил, – “Вот и я думаю – маловато будет”, – и, обращаясь к остальным, добавил, – “надо двойным, не возражаете?” Возражений не последовало».
В качестве поощрения Павлов был направлен в творческую командировку в Венгрию на I фестиваль молодежи советско-венгерской дружбы, серия очерков о котором принесла Александру премию журнала «Журналист». В 1976 г. в московском издательстве «Современник» 20-тысячным тиражом выходит его первая книга стихов «Предгорья». В 1977 г. А. Павлов удостоен областной комсомольской премии «Орленок», учрежденной Челябинским обкомом ВЛКСМ в 1967 г. за творческие достижения в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры. В 1978 г. принят в Союз писателей СССР.
В 1982 г. в Челябинске в Южно-Уральском книжном издательстве вышла вторая книга стихов Александра Павлова «Пологий свет», в которую, помимо собственных стихов, вошли переводы произведений поэтов союзных республик СССР, а через год в московском издательстве «Современник» – его третья книга «Сверим время». В различных сборниках в Москве публикуются его переводы с лакского, лезгинского, абазинского, калмыцкого, ингушского и других языков.
С конца 1980-х гг. Александр Павлов обращается к теме Оренбургского казачества, исторического наследия станицы Магнитной, нашедшей отражение в цикле стихов «Прозрение». На его тексты написано несколько песен, вошедших в репертуар казачьих хоровых коллективов.
Главным событием в жизни писателя был выход из печати в 1996 г. в Южно-Уральском книжном издательстве сборника «Город и поэт», подводивший итоги его 25-летнего литературного творчества. Собратья по перу, читатели активно откликнулись на выход книги.
Поэт Нина Ягодинцева вспоминала: «Все началось с вопроса генерального директора АО «Магнитогорский металлургический комбинат» А. И. Старикова: “А что, у нас кроме Бориса Ручьева нет писателей в городе?” И появилась идея издания книги» (Ягодинцева Н. О культуре мирной жизни в контексте выживания // Вечер. Челябинск. 1996. 8 мая. С. 7.). Первой была издана рукопись Александра Павлова.
Журналист Вера Заспич в статье «Просто везучий человек» писала: «…Страницы его “Города и поэта” наполнены ею (человеческой мудростью – В. К.) до краев. Хотя, не исключено, что сам Павлов имеет на этот счет иное мнение. Поэты, вообще народ непредсказуемый. И как большинство людей подобного склада, “уральский Есенин” – откровенный бессребреник, потому что владеет богатством, которого не купить ни за какие деньги, – способностью “подслушивать” то, что недоступно обычному уху, и излагать услышанное изумительным по простоте стихотворным слогом» (Заспич В. Просто везучий человек // Магнитог. металл. 1996. 9 мая. С. 5.).
Л. Кушманова делилась с читателями: «Книга прочитана. Но выпускать ее из рук не хочется. Потом я буду еще и еще перечитывать эти стихи, радуясь новым “находкам и открытиям”. Не проходит ощущение особой теплоты, света, любви, доверительной искренности стихов. А от этого – тихая радость. Но почему? Ведь в книге много горьких признаний и жестких, обличительных строк, в которых жестокая и “стыдная” правда. Например, о том, что “Под жерновом стремительного века… // Мы, может быть, подмяли человека, // который жернов создавал… ”» (Кушманова Л. Поэзия «твоей волны» // Магнитог. металл. 1996. 9 мая. С. 5.).
Владимир Некрасов, член Союза российских писателей, отмечал: «…Я нашел там стихи, которые будто бы принадлежат не тому, кого я знал, а другому, неизвестному мне автору. Я нашел там незнакомого, странно-нежного и чем-то удивленного человека, и отнюдь не простого, и я сочувствовал ему и переживал за него… Я читаю Сашины стихи, и там, как на картине с обратной перспективой, удаляется от меня, вырастая, неизвестный мне Павлов» (Кушманова Л. Поэзия «твоей волны» // Магнитог. металл. 1996. 9 мая. С. 5.).
Владилен Машковцев, член Союза писателей России: «…Книга “Город и поэт” – это его мир, его Вселенная, за рамки которой он выходить не собирается. Да и бессмысленно это. Он живет и дышит тем, о чем пишет. Порой его даже можно упрекнуть в некоторой нераскрытости, недосказанности, но, перевернув страницу-другую, понимаешь, что все едино, дополняет общую гамму его творчества тем или иным мазком, входит органично в ткань его мировосприятия… “Да! Я такой!”, – говорит Павлов. И доказывает свое право на существование, как поэта не только разнообразием настроений, подходов к раскрытию тем, но и поэтических жанров. Где-то он использует сжатые, краткие формы. Где-то разворачивается в венках сонетов, в поэме. Но все же ему по душе сюжет. Здесь он просто властвует, ведет за собой и, не давая опомниться, заставляет повторить прочитанное, которое подчас трудно забыть» (Кушманова Л. Поэзия «твоей волны» // Магнитог. металл. 1996. 9 мая. С. 5.).
В 2002 г. Александр Павлов был избран членом-корреспондентом Академии литературы, спустя два года – в состав правления Челябинского отделения Союза писателей России.
А. Павлов обладал ораторским обаянием, магнитогорцы приходили на занятия литобъединения послушать его. В самых «безнадежных» случаях он советовал начинающему поэту попробовать свои силы в прозе. О друзьях-поэтах всегда говорил в превосходных тонах, на память цитируя наиболее удачные их строки.
Доброта Александра Борисовича притягивала к нему людей, а отражением ее была открытая мальчишеская улыбка. И еще нескончаемая любовь к родным, друзьям, товарищам по перу, к Магнитогорску.
Пришел отец, небритый и седой,
встал у порога, обнял и заплакал...
Ухоженный, здоровый, молодой,
я только произнес: «Ну что ты, папа...»
Беснуйся, память, боль свою излей,
о чем сегодня горькая забота?
Ушел отец дорогою своей,
прижав к груди мое и внуков фото.
А. Б. Павлов – тонкий лирик. Неважно, о чем он пишет: о малой Родине, прокатном стане, о любви к женщине. Порой все это естественно и гармонично соединяется в одном произведении. «Где вскипает металл в огнедышащей, жадной утробе // и судачат гудки по пролетам на все голоса, // я к тебе прибегал в шерстяной перепачканной робе // и, смеясь, целовал в пламенеющих бликах глаза». Или: «В моем краю магнитные ветра // и тишина нестойкая, скупая… // У каждого своя Глядень-гора, // А у меня… Которую скопали…». И далее: «Твое большое сердце растеклось // по всей стране, от севера до юга, // укрыв ее, продутую насквозь, // стальной непробиваемой кольчугой». Так чувствовать родную землю-мать и сопереживать может только любящий сын и настоящий поэт.
В 2008 г. в книжной серии «Литература Магнитки. Избранное» магнитогорского издательства «Алкион» вышел сборник стихов Александра Павлова «С ярмарки еду», включивший ранее неопубликованные стихи поэта.
А. Павлов – лауреат Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (с формулировкой «за стихи, воспевающие легендарную Магнитку, внесшие значительный вклад в развитие уральской поэтической школы», 2006). Награжден серебряным крестом «За возрождение Оренбургского казачества», наградным знаком отличия Оренбургского казачьего войска (1994), медалью имени Антона Чехова, учрежденной Союзом писателей г. Москвы (2009), орденом «В. В. Маяковский».
Александр Борисович Павлов умер 22 октября 2011 г. в Магнитогорске.
На доме № 31 по ул. Труда, где поэт проживал с семьей, 4 ноября 2015 г. была установлена мемориальная доска.
Боюсь, что вдруг все кончится однажды,
и я заветных слов не доскажу,
Тех, самых нужных,
может, самых важных,
что в сердце, не сказав пока, ношу.
Что там, внутри, колючими ростками
Мне входят в душу, мучая, томя,
Что заставляют жить, взваливши камень,
И прогоняют через полымя.
Как видно в недосказанности этой
Простая правота заключена –
В погоне за единственным ответом
Ты жизнь свою используешь сполна.
Награда за бессонными ночами
Придет к тебе, когда услышишь стих,
И в трепетное, чистое звучанье,
Сумеешь чувства вдруг перевести.
А. Павлов (из неопубликованного)
В. Н. Калугин
Размещено 14.12.2018