Писатель родился 3 (по паспорту 14) декабря 1953 г. в селе Кыйлуд Нылгинского района Удмуртии. Детство прошло на Среднем Урале в селе Писанское (Свердловская область).
В 1966 г. семья переехала в г. Златоуст. В 1967 г. О. Павлов – делегат V Всесоюзного слета юнкоров в Артеке, где стал победителем поэтического конкурса. В 1969 г., окончив 8 классов в школе-интернате № 30, поступил в Златоустовское медицинское училище, где учился до 1971 г.
В 1972 г. принят в городское литобъединение «Мартен», возглавлял секцию по работе с его юными членами (1976), затем – поэтическую секцию (1979–1981).
С 1972 по 1975 г. работал художником-оформителем на заводах им. В. И. Ленина, машиностроительном заводе и художественной мастерской КБО.
В 1975 г. уехал на работу в с. Писанское (Свердловская область) художественным руководителем Писанского СДК, где работал до 1976 г.
С 1976 по 1977 г. – работал в отделе культуры г. Златоуста, возглавляет передвижной автоклуб, руководил студией «Гримаска» в ДК «Победа», вел театральные коллективы в ДК «Булат» и ДК ЖД г. Златоуста.
В 1977 г. поступил в Челябинский государственный институт культуры. В 1979 г. перешел на заочное отделение института и до 1981 работал в Клубе металлургов г. Златоуста, где создал театральный коллектив «Мим».
В 1981 г., после окончания Челябинского государственного института культуры (специальность «театральная режиссура»), переехал в г. Горно-Алтайск. Работал актером, художником, режиссером, драматургом в областном театре кукол «Чародей».
В 1985 г. возвратился в Златоуст, работал во Дворце культуры «Металлург» руководителем театральной студии, затем – заместителем директора, и. о. директора до весны 1987 г.
В 1987 г. по приглашению переехал в г. Каменск-Уральский, где до 1989 г. работал в отделе культуры.
В 1989 г. возвратился в г. Горно-Алтайск, работал директором Горно-Алтайского концертно-эстрадного бюро, худруком областной филармонии, руководителем театра куклы и актера. На сценах филармонии и областного национального драматического театра поставил ряд своих пьес-сказок: «Колодец сказок», «Сказки для Несмеяны», «За Кощеевой смертью» и др.
В 1990 г. создал театр для детей «Ак-Кулун» («Белый жеребенок»), просуществовавший до 1994 г.
В 1994 г. возвратился в Златоуст. Создал театр куклы и актера «Оле Лукойе», где поставил свои пьесы «Азбука театра», «Девочка с пятнадцатью веснушками», «Машенька и Мишенька». За последний спектакль стал лауреатом 1-го областного фестиваля молодежных театров (1997). Одновременно (1995–1996) работал режиссером златоустовского драматического театра «Омнибус». С 1997 по 1999 г. вел литературно-театральную студию в Новозлатоустовском доме детского творчества, которая с его постановками дважды становилась лауреатом городского театрального фестиваля «Арлекин». В те же годы создал и был руководителем городского поэтического клуба «Киалим».
В 1999 г. переехал в г. Челябинск, где восстановил деятельность театра «Оле Лукойе» как театра марионеток. С 2000 г. активно включился в литературную жизнь г. Челябинска, посещал Литературную мастерскую Н. А. Ягодинцевой. В 2001 г. был одним из основателей и редактором альманаха «Новый ковчег». С 2003 г. – руководитель областного литературного клуба «Светунец» им. В. Богданова, редактор альманаха «Светунец».
О. Н. Павлов участвовал во Всероссийском совещании писателей в городе Ишиме (2003), где был рекомендован в члены СПР. За книгу стихов «Апокрифы» (2002) стал лауреатом Литературного конкурса им. К. Нефедьева (Магнитогорск, 2003). Создал в Челябинске литературный кукольный театр «Лукоморье» (2003). Был главным редактором третьего выпуска альманаха «Южный Урал» (2004). Соредактор, а с четвертого выпуска главный редактор альманаха для детей «Подорожник». Редактор нескольких выпусков литературной газеты «Творческий союз». Олег Николаевич – организатор и председатель оргкомитета ежегодного областного литературного конкурса «Прекрасен наш союз» (с 2004). Участник IX и XI Всемирных Русских Народных Соборов в Москве (2005, 2007).
С 2004 г. О. Н. Павлов – член Правления Челябинского отделения Союза писателей России, с 2006 г. – заместитель председателя, с 2013 г. – председатель Правления ЧО СПР.
В 20014 г. инициировал создание Ассоциации литературных объединений области «Литера Артель».
В 2016 г. организовал издательский центр при ЧОПО, продукция которого на конкурсе «Южно-Уральском книга» в 2017 г. была отмечена тремя дипломами.
В 2016 г. создал при ЧОПО студию «Павлин», где снял цикл видеовстреч с писателями и полнометражный художественный фильм «Между нами, прохожими» (2018). В декабре 2018 г. организовал фестиваль Литературы и кино «Словече».
О. Н. Павлов – автор нескольких поэтических сборников: «Я разделю огонь» (1998), «Апокрифы» (2002), «Изборник» (2008), «Родники» (2013), «Братья Павловы. Стихи» (2018). В 2011 г. вышло первое издание повести «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине». Произведения О. Павлова публиковались в журналах «Пионер», «Весёлые картинки», «Детская литература», «Берег А», «Врата Сибири», «Литературная новь», «Луч», «Наш современник», «Урал», «Уральский следопыт», «Кукумбер», в международном интернет-журнале «45 параллель», в альманахах «Светунец», «Подорожник», «Южный Урал» и др. На стихи О. Павлова челябинским композитором С. Круподеровым написан цикл песен, выпущен CD-диск «Когда любимая придет».
Повесть О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» (2011) удостоена двух престижных литературных премий: Южно-Уральской литературной премии в номинации «Проза» за гармоническое соединение классической и современной прозаической традиции в повести (2012) и Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2016). В 2013 г. его сборник стихов «Родники» был отмечен дипломом Литературной премии Уральского федерального округа. О. Н. Павлов – лауреат Государственной премии Челябинской области (2007).
С 2017 г. вновь живет в городе Челябинске.
Материал подготовлен И. Н. Пережогиной
Размещен 11.02.2019
Источники:
ОЛЕГ Павлов // Современный литературно-биобиблиографический справочник / сост.: К. Макаров, Н. Пикулева. – Челябинск : Издат. дом «Светунец», 2005. – С. 83–86.
КУРБАТОВ, В. Н. Павлов Олег Николаевич / В. Н. Павлов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2008. – Т. 5. – С. 12.
Олег Павлов
О. Н. Павлов в культурном пространстве Челябинска заметная фигура — он поэт, прозаик, драматург, режиссер, художник, редактор. С ноября 2013 г. Олег Николаевич возглавляет областную писательскую организацию Союза писателей России (СПР), что делает его участником почти всех литературных событий Южного Урала.
В одной из автобиографий Олег Павлов в заключение приводит авторское «программное» стихотворение «Воскресение», где есть строки о важности «прочтения» для любого пишущего:
Нет поэту страшнее мести,
Чем забвенья пустая пасть.
Для поэта — пропасть без вести —
Все равно, что в пропасть упасть.
Олег Павлов родился в декабре 1953 г., 3 числа (по паспорту — 14) в селе Кыйлуд (Нылга-Вамья), что стоит на реке Нылга в Увинском районе Удмуртии. Его мама, Юлия Владимировна, была школьным учителем, а успевший повоевать в годы Великой Отечественной войны отец, Николай Михайлович, заведовал сельским клубом. Кроме Олега в семье росло еще двое мальчишек, старших братьев — Александр и Владимир. Уже через два года мать с сыновьями переезжает в село Писанское (Писанец) в Свердловской области — так, по словам Олега Павлова, началось его «рукописное детство»:
«До сих пор помню розовые клеверные поля, а какие были закаты! Церковь на самом высоком месте, это был настоящий полигон для нашей мальчишеской отваги. Поднимались наверх, а там пространство, открытое всем ветрам, и видно все далеко. А когда удавалось забраться внутрь — чувство необыкновенное. Гулкие шаги, потемневшие таинственные лики, потрескавшиеся стены…».
Напротив уральского села, на берегу реки Ирбит стояла скала, известная благодаря многочисленным древним рисункам, как Писаный камень. В самом с. Писанском, в доме учительницы литературы, появляются многочисленные написанные (и расписанные) от руки журналы, книжки-тетрадки и даже целое издательство «Домриз» («Домашнее рукописное издательство»). Каждый из братьев соревновался с другими, становился примером творчества — так зарождалась любовь к художественному слову, начинался путь в литературу. Благодаря письму Олега Павлова в журнал «Пионер», на талантливых ребят обратил внимание Владимир Глоцер (1931–2009), советский и российский литературовед, работавший литературным секретарем у Корнея Чуковского и Самуила Маршака. Он организовал поездку братьев Павловых в Москву, где они смогли встретиться с Корнеем Ивановичем Чуковским (1882–1969), который в Советском Союзе был известен прежде всего как детский писатель. До сих пор Олег Павлов вспоминает, как во время зимних каникул 1965 г. пил чай на даче Чуковского в Переделкино. С черничным вареньем. О встрече напоминает и книга Корнея Чуковского «Чудо-дерево» с дарственной надписью автора.
Вскоре появилась первая публикация Павловых в журнале «Пионер». С 1963 по 1965 г. были напечатаны три небольших рассказа, а в феврале 1965 г. — большая (на три страницы) подборка стихов и рисунков братьев Павловых. Также в конце 1960-х – начале 1970 гг. их публиковали в журналах «Альманах библиофила», «Веселые картинки», «Детская литература», был выпущен диафильм «Про слониху» по стихам братьев. Другим важным следствием поездки в столицу оказался переезд семьи в 1966 г. в город Златоуст — Олег Павлов стал южноуральцем.
В Златоусте действует литературное объединение «Мартен», которым в течение 15 лет руководил Владимир Алексеевич Черноземцев (1938–2016) — поэт, прозаик, драматург, краевед, переводчик, редактор, член Союза журналистов СССР (1976), член Союза писателей (1996). Олег Павлов вступил в «Мартен» в 1972 г., через четыре года возглавил секцию по работе с его юными членами (1976), затем — поэтическую секцию (1979–1981). При непосредственном участии Владимира Черноземцева работы самодеятельных авторов широко печатались в местной периодике. Как отмечал Олег Павлов, именно благодаря поддержке руководителя «Мартена» литература для него (и ряда других «мартеновцев») становится профессией — можно сказать, «рукописное детство» сменилось «печатной юностью».
Профессиональное творчество не всегда совпадает с профессией по трудовой книжке — Олег Павлов пробовал себя в разных трудовых сферах, постепенно все больше времени уделяя театру, в короткий период с 1976 по 1977 г. работал в отделе культуры Златоуста, возглавлял передвижной автоклуб, руководил студией «Гримаска» в ДК «Победа», вел театральные коллективы в ДК «Булат» и ДК ЖД города Златоуста.
В 1977 г. Олег Павлов поступил в Челябинский государственный институт культуры. В 1979 г. перешел на заочное отделение и до 1981 г. работал в Клубе металлургов г. Златоуста, где создал театральный коллектив «Мим».
В 1981 г., после окончания Челябинского государственного института культуры (специальность «театральная режиссура»), переехал в г. Горно-Алтайск, несколько лет «актерствовал-режиссерствовал» в Горном Алтае. Работал актером, художником, режиссером, драматургом в областном театре кукол «Чародей». В его жизни появились путешествия на катере «Культработник» по рекам Сибири с концертами, спектакли в сельских и городских дворцах культуры, встречи с докерами и лесорубами.
В 1994 г. окончательно возвратился в Златоуст. Создал театр куклы и актера «Оле Лукойе», в качестве автора, актера и режиссера Олег Павлов участвовал в создании ряда спектаклей, («Азбука театра», «Девочка с пятнадцатью веснушками», «Щелкунчик» и др.), его аудиторией стали дети:
«Дети — это особая публика, которую нельзя обмануть, ей нельзя врать, в каком бы ты настроении ни был. Ее можно взять только тогда, когда интересно, и удачный спектакль — это всегда взаимообмен положительной энергией…».
Спектакль «Машенька и Мишенька», поставленный Павловым по собственной пьесе, стал лауреатом I областного фестиваля молодежных театров (1997).
В 1999 г. Олег Павлов переехал в г. Челябинск, где восстановил деятельность театра «Оле Лукойе» как театра марионеток.
С 2000 г. Павлов включился в литературную жизнь г. Челябинска, посещал «Литературную мастерскую», которой в это время руководила Нина Ягодинцева, яркий поэт и талантливый педагог, организатор целого ряда литературных проектов Южно-Уральского региона. Примерно с этого момента Олег Павлов начинает все активнее участвовать в культурной жизни Челябинска, появляются его публикации в разных южноуральских изданиях. В 2001 г. Олег Павлов становится одним из основателей и редактором альманаха «Новый ковчег» (совместно с писателем Анатолием Афониным). С 2003 г. Олег Николаевич — руководитель областного литературного клуба «Светунец» имени Вячеслава Богданова при Челябинском отделении Союза писателей России, редактор одноименного альманаха. В 2003 г. на Всероссийском совещании писателей в г. Ишиме (Тюменская область) О. Н. Павлов принят в Союз писателей России.
В мае 2003 г. состоялась презентация поэтического сборника О. Павлова «Апокрифы», иногда называемого в прессе «первой книгой автора». О вышедшем поэтическом сборнике лестно отзывалась Нина Ягодинцева, отметив, что он будет интересен всем «любителям изящного искусства», и что в книге «собраны лучшие произведения поэта». По факту первой книгой Олега Павлова был сборник «Я разделю огонь…» (1998), но именно за «Апокрифы» он стал лауреатом литературной премии имени Константина Нефедьева.
В Челябинске Олег Павлов все больше «погружается» в литературу, и даже восприниматься начинает уже не как режиссер, а как, в первую очередь, писатель. Интересно, что в двух челябинских, вышедших примерно в одно и то же время, изданиях, равно признаются заслуги Олега Павлова и в прозе, и в поэзии.
В 2012 г. в Челябинске выходит сборник прозы южноуральских авторов «Безрогий якорь» (составитель Николай Година), включивший в себя и небольшую миниатюру («небиблейскую песнь») Олега Павлова. Здесь в справке об авторах Олег Николаевич обозначен весьма скромно и назван автором «книг стихов и прозы». Очевидно, что для составителя сборника статус Павлова как прозаика даже более весом — поэты и так «заметнее», а точнее, «доступнее для читателя».
Поэтов в Челябинске действительно всегда хватало. В 2013 г. выходит энциклопедия «Уральская поэтическая школа» (автор проекта и главный редактор издания Валерий Кальпиди). Издание, интересное во всех отношениях, привлекает взгляд и яркими характеристиками уральских поэтов. В общем ряду стихослагателей «уральской школы» Олег Павлов не теряется: отмечаются переклички его творчества с поэзией М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина, Н. Заболоцкого, В Высоцкого, Л. Филатова.
О себе, прежде всего, как о поэте, Олег Павлов говорит и в небольшой автобиографии: «чем бы я ни занимался в жизни — культпросветработой, театром, книгоизданием, рисую или сочиняю песни, — основой всего, звонарем, в руках которого нити всех моих колоколов, на мой взгляд, была и остается ПОЭЗИЯ».
В той или иной степени сохранив и объединив все свои основные занятия, Олег Павлов возглавляет Челябинское отделение Союза писателей России. По словам Олега Николаевича, на этом посту его главным делом стало продвижение творчества «наших писателей и литераторов». Уже через пять лет, в 2018 г. Челябинское отделение СПР вошло в число лучших в России. Несомненно, в обеспечении высокого уровня работы писательской организации сыграли свою роль профессиональные навыки Олега Павлова и как режиссера, и как культпросветработника — но хочется отметить, что организационная и просветительская деятельность не отодвинули за кулисы литературное творчество. Олег Николаевич продолжает писать и стихотворения, и прозу, а также все активнее занимается переводами, добиваясь при этом заметных успехов как на региональном, так и на общероссийском уровне.
Повесть О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» (2011) удостоена трех престижных литературных премий: Южно-Уральской литературной премии в номинации «Проза» за гармоническое соединение классической и современной прозаической традиции в повести (2012), Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2016) и Литературной премии Уральского федерального округа (2019). В 2013 г. его сборник стихов «Родники» был отмечен дипломом Литературной премии Уральского федерального округа. О. Н. Павлов — лауреат Государственной премии Челябинской области (2007) и Челябинской городской премии в области культуры «Золотая лира».
Режиссура — другой уровень работы со словом. Можно сказать, что от ориентации на классическую, «печатную» поэзию Олег Павлов со временем стал больше уделять внимания устному («непечатно-визуальному») народному творчеству, фольклору.
По мнению Татьяны Терпуговой, кандидата культурологии, доцента кафедры литературы, русского и иностранных языков Челябинского государственного института культуры, авторский фильм Олега Павлова «Сказка про Ясеньку» (студия «Павлин») — это пример добрых сказок, «дающих ясную картину мира, продолжающих фольклорные традиции». Можно отметить, что изначальная ориентация Олега Павлова на «высокую литературу» (направленность на реализм, модернизм, советскую поэзию) органично дополнилась интересом к устному народному творчеству. Здесь понятно и его внимание к фигуре «поэта-народника» Сергея Есенина (1895–1925). Задуманный Павловым фильм «Юность Есенина» («кинопоэма в 5 главах») — это, кроме прочего, попытка воссоздать тот контекст, в котором вырос замечательный поэт, предложение через объектив кинокамеры увидеть русскую народную культуру как источник поэтического творчества. Режиссер (и создатель студии «Павлин») Олег Павлов также создал такие фильмы, как «Маленький принц», «Между нами, прохожими», «Визит дамы», «Ленинградский мост» и др. — режиссура дополняет прозу и как поэзия наполняет жизнь образами.
Стихи Олега Павлова публиковались в журналах и альманахах «Берег А», «Врата Сибири», «Литературная новь», «Луч», «Наш современник», «Урал», «Уральский следопыт», «Южный Урал», «Чаша круговая», «День поэзии», на сайте «Российский писатель», в международном интернет-журнале «45 параллель» и др.
В 2021 г. вышел сборник стихотворений О. Н. Павлова «Изустье». В нем собраны почти все стихотворные произведения, написанные автором за полвека, — с 1970 до 2020 г. Кроме лирики, в книгу вошли литературные отклики, эпиграммы, пародии, переводы.
Поэзия — главный нерв всего творческого пути Олега Павлова. Даже жанр своей повести он обозначил как «поэтическое повествование». Звания, награды и достижения — подтверждение однажды сказанного им о тех радостных колоколах, что звенят в душе каждого настоящего поэта.
А. С. Панин
Размещена 30.06.2022
Автобиография
Я, Олег Николаевич Павлов (Олег Ник Павлов), родился в селе Кыйлуд (Змеиный лог) в 1953 г. (год Змеи) 3 (по паспорту 14) декабря (знак Стрельца, но первая декада декабря иногда отдается Змееносцу). Вот в таком змеином поле я появился на свет. Говорят, Змей символизирует мудрость. Будем надеяться, что это так.
Родословное древо своё, к сожалению, знаю неглубоко – до прадедов.
Предки по матери жили в Ижевске, прадед Иван Яковлевич Ложкин служил на почте всю жизнь: и до, и при советской власти.
Его старшая из 12 детей дочь Александра стала моей бабушкой. Муж её, мой дед, советский инженер Владимир Федорович Балакин, был родом из Нижнего Новгорода. Оба были репрессированы в 1937 г., деда расстреляли, а бабушка три года провела в лагерях для жён «врагов народа». В конце пятидесятых оба были реабилитированы.
Их старшая дочь, Юлия Владимировна, стала моей мамой. Мама всю жизнь учительствовала, преподавала русский язык и литературу.
Мой отец, Николай Михайлович Павлов, родом был тоже из Нижегородской губернии (Горьковская область, село Развилье), так что можно сказать, мужская родовая линия у меня в основном из Нижнего Новгорода.
Дед по отцу умер от ран в госпитале в 1943 г., оставив вдовой жену Раису, по девичьей фамилии Воскресенскую. Ее отец и весь его род были священниками.
Отец мой тоже воевал, потом с фронта был направлен в концертную бригаду. На одном из концертов на передовой попал под артобстрел, был тяжело ранен. Врачи предрекали ему бездетность, но ошиблись – он стал отцом трёх сыновей, младшим из которых являюсь я.
Отец был очень одарённым человеком – хорошо пел, самостоятельно выучился играть на многих инструментах, рисовал, актерствовал, даже режиссировал. В удмуртском селе Кыйлуд, где я родился, он был заведующим клубом, а мама – учитель в школе.
Родители расстались, когда мне было два года. Тогда же мы переехали на Урал, в село Писанское Свердловской области.
Там и прошло мое счастливое Рукописное Детство.
Два моих старших брата – Александр и Владимир – стали моими первыми наставниками, коллегами, соавторами и порою соперниками в раннем вхождении в литературное творчество.
По почину Александра мы все заразились рукописными изданиями – каждый из нас издавал по нескольку рукописных газет, журналов, а позже – книг и рисованных фильмов. Нечто похожее произошло со шкидовцами в книге «Республика ШКиД» – но их журнальный бум длился несколько месяцев, а у нас эта игра продолжалась более десяти лет.
Объединялись наши многочисленные рукописные издания в «Домриз»: Домашнее рукописное издательство. На год избирался председатель «Домриза».
Как-то я написал о нашем увлечении в редакцию журнала «Пионер». Письмо попало литературоведу и писателю Владимиру Глоцеру, который затеял с нами переписку, а потом и сам приехал к нам в гости, в уральское село. Изучив наши разрисованные, исписанные тетрадки, он организовал нам поездку в Москву, где в новогодние каникулы мы побывали в редакциях разных журналов, на студии «Диафильм», где нам показали диафильм, снятый по нашим стихам. Главным событием поездки стало знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским у него на даче в Переделкино.
Потом была публикация нашей подборки в журнале «Пионер».
Москвичи советовали маме перевезти нас в город. Так мы в 1966 г. оказались в городе Златоусте.
Златоуст стал для меня городом отрочества и юности – друзья детства, первые влюбленности – все это было в городе крылатого коня.
Там же мы с братьями стали участниками городского литературного объединения «Мартен». Руководил им тогда Владимир Алексеевич Черноземцев, теперь известный как редактор энциклопедий – и городской, и областной. В одно время с нами «мартеновцами» были известные теперь бард Юрий Зыков, писатель Николай Верзаков, поэт Владимир Курбатов и другие.
В 1981 г. я окончил режиссерское отделение Челябинского государственного института культуры и с группой единомышленников уехал в Горный Алтай. Мы планировали создать и открыть там свой театр куклы и актера. С гастролями объездили почти всю Сибирь. Началась перестройка, и мечты о создании театра растаяли бесследно. Зато появилась возможность создать театр сначала хозрасчетный, а потом как малое предприятие. Какое-то время этим мы и занимались.
В 1994 г. я окончательно вернулся на Урал, сначала в Златоуст, где создал молодежный хозрасчетный театр кукол «Оле Лукойе», немного поработал в драматическом театре «Омнибус», а в 1999 г. перебрался в Челябинск.
С 2000 г. стал посещать Литературную мастерскую под руководством Н. А. Ягодинцевой, а в 2003 г. на Всероссийском совещании писателей в Ишиме был принят в Союз писателей России.
Тогда же по приглашению руководства Челябинской областной писательской организации возглавил возрожденный литературный клуб «Светунец», которым руковожу до сих пор.
С 2004 г. постоянно входил в состав Правления ЧОПО, а в ноябре 2013 г. избран председателем Правления.
В основном читатели знают меня как поэта, но судьба более благосклонна ко мне как к прозаику. Повесть «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» помогла мне получить две серьезные премии – Южно-Уральскую литературную премию в 2012 г. и Всероссийскую премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка в 2016 г.
За поэтический сборник «Апокрифы» я стал лауреатом премии имени К. Нефедьева (Магнитогорск, 2003).
Со сборником стихотворений «Родники» стал номинантом Литературной премии Уральского региона (2013).
Как редактор, отмечен Государственной премией Челябинской области (Двухтомник «Область вдохновения», 2006).
Сочетание поэтических и актерских способностей помогло мне стать победителем Всероссийского поэтического слэма в Красноярске (2015).
Если говорить о литературном творчестве, то я всерьёз не уверен, что оно должно делиться на два отдельных рукава – прозу и поэзию. На мой взгляд, литературная ткань едина, и в ней нужны одинаково обе нити – и канва, и уток. Настоящая художественная проза всегда еще и поэтична. Ведь поэзия – это не только то, что в рифму. К примеру, «Тихий Дон» Шолохова, проза Экзюпери и др. Я слышу в хорошей прозе ритм, определенный размер. В ней также, как и в стихах, слова нельзя переставить – всё сразу же разрушится.
Именно так я старался писать «Дом в Оболонске» – пока что, наверное, главную свою книгу. Я и писал ее долго, и вынашивал долго. С момента замысла (Барнаул, 1988) до выхода книги (Челябинск, 2011) прошло 23 года.
Я вообще пишу не много. И стихотворений тоже. Иногда завидуешь тем, кто, как курочка яичко, каждый день приносит по стихотворению. Но потом понимаешь, что каждому своё. Я над каждым работаю подолгу, вынашиваю, «набарматываю» его внутри себя, а потом уже выношу на бумагу (теперь уже чаще в ПК).
Стихи появляются как бы от вспышки – вспыхнет образ, или даже готовая строчка. Так было, например, со стихотворением «Баллада об окруженце». Возникли в голове (в душе?) две последние строки – «Из окруженья вышел только я, / но вышло так, что я не вышел тоже». И потом не меньше месяца эти две строки надстраивались, пока не стали готовой балладой.
Поймать вдохновение мне очень помогают хорошие стихи других поэтов. Просто беру томик и начинаю читать. Странице на пятнадцатой, а то и раньше, уже начинаются всполохи неясных откликов. Порой они проявляются и перерастают в стихи.
Считаю Россию страной литературной. Писать, сочинять – это наша национальная особенность. У нас есть для этого прекрасный инструментарий – уникальный русский язык. Поэтому у нас так много пишущих. Ни в одной другой стране нет такого феномена. Конечно, множество не всегда переходит в качество, порой количество графоманов настораживает, особенно инициативных. Но без «бульона» гении тоже не родятся.
После ряда острых выступлений кое-кто считает меня противником модернизма. А особенно пост-модернизма. Поясню. Что касается модернизма, то это понятие вечное и в то же время меняющееся. Когда-то и Пушкина причисляли к модернистам. То есть модерн как попытка обновления формы была всегда.
С пост-модернизмом дела обстоят иначе. Два главных постулата этого направления: а) в искусстве уже всё сказано, нового ничего создать нельзя, можно только разрушать и перестраивать уже созданное; б) автору все позволено и он не несет никакой ответственности за свое творчество.
Эти постулаты, конечно же, я не могу исповедовать. Для меня любое произведение искусства – индивидуально и неповторимо. Творцу следует творить, а не разрушать кем-то сотворенное. И уж тем паче, мы ответственны за то, что пишем. Иначе любой маразм и любую пошлость можно оправдать «свободой художника». К сожалению, многие пост-модернисты именно этим и занимаются. Безвкусица, чернуха, агрессия, полное отсутствие поэзии занимают немалое место в «творчестве» пост-модерна.
Есть, конечно, и среди них настоящие художники, но они-то, как правило, в своем творчестве отходят от названных мною принципов.
В последнее время вернулся к своему юношескому увлечению – кино. Но теперь я смотрю на это как на способ повысить интерес к литературе в целом, и литературе Южного Урала особенно. Для этой цели мы создали студию при писательской организации, снимаем видеовстречи, игровые фильмы и буктрейлеры по книгам наших писателей. Сняли полнометражный фильм – лирическую комедию «Между нами, прохожими». В декабре прошлого года провели Первый фестиваль Литературы и Кино «Словече». Хотим сделать его ежегодным.
Организовали мы и издательский центр «Павлин», который уже не только макетирует, но и печатает книги и сборники наших авторов, выпускает наши альманахи. Центр уже имеет дипломы выставки «Южно-Уральская книжная ярмарка».
Проводим ежемесячно Творческие Пятницы – на них наши писатели встречаются с читателями, представляя свои новые произведения.
Осуществили проект «Синеглазое слово» при поддержке АО «Трубодеталь», поддерживающий творчество детей поселка Новосинеглазово.
Эти и другие инициативы принесли определенный результат – в декабре 2018 г. Пленум Союза писателей России присвоил нашей писательской организации звание «Лучшая региональная организация СПР в России».
Главным своим делом на посту председателя Правления Челябинской областной писательской организации Союза писателей России считаю: продвигать творчество наших писателей и литераторов, пропагандировать их лучшие произведения и создавать условия для раскрытия и появления новых талантов.
Завершить монолог хочется своим программным (так получается) стихотворением:
Воскреси
Нет поэту страшнее мести,
Чем забвенья пустая пасть.
Для поэта – пропасть без вести –
Всё равно, что в пропасть упасть.
Кровь утратив, бледнеют строки –
За семью печатями клад.
Дайте сроки им, дайте сроки!
Приведите к ним пылкий взгляд!
И, ожогом вспыхнув от взгляда,
Встанут строки в свой полный рост –
И царапнут по днищу ада,
И пронзят куполище звёзд.
Нет поэту желанней чести,
Чем восславиться на Руси…
Отыщи пропавших без вести
И – прочтением воскреси!
О. Н. Павлов 11 января 2019 г.