Версия для слабовидящих

Писатели

Писатель родился  3 (по паспорту 14) де­кабря 1953 г. в селе Кыйлуд Нылгинского района Удмуртии. Детство прошло на Среднем Урале в селе Писанское (Свердловская область).

В 1966 г. семья переехала в г. Златоуст. В 1967 г. О. Павлов – делегат V Всесоюзного слета юнкоров в Артеке, где стал победителем поэтического конкурса. В 1969 г., окончив 8 классов в школе-интернате № 30, поступил в Златоустовское медицинское училище, где учился до 1971 г.

В 1972 г. принят в городское литобъединение «Мартен», возглавлял секцию по работе с его юными членами (1976), затем – поэтическую секцию (1979–1981).

С 1972 по 1975 г. работал художником-оформителем на заводах им. В. И. Ленина, машиностроительном заводе и художественной мастерской КБО.

В 1975 г. уехал на работу в с. Писанское  (Свердловская область) художественным руководителем Писанского СДК, где работал до 1976 г.

С 1976 по 1977 г. – работал в отделе культуры г. Златоуста, возглавляет передвижной автоклуб, руководил студией «Гримаска» в ДК «Победа», вел театральные коллективы в ДК «Булат» и ДК ЖД г. Златоуста.

В 1977 г. поступил в Челябинский государственный институт культуры. В 1979 г. перешел на заочное отделение института и до 1981 работал в Клубе металлургов г. Златоуста, где создал театральный коллектив «Мим».

В 1981 г., после окон­чания Челябинского государственного института культуры (специальность «театральная режиссура»), переехал в г. Горно-Алтайск. Работал актером, худож­ником, режиссером, драматургом в областном театре кукол «Чародей».

В 1985 г. возвратился в Златоуст, работал во Дворце культуры «Металлург» руководителем театральной студии, затем – заместителем директора,  и. о. директора до весны 1987 г.

В 1987 г. по приглашению переехал в г. Каменск-Уральский, где до 1989 г. работал в отделе культуры.

В 1989 г. возвратился  в г. Горно-Алтайск, работал директором Горно-Алтайского концертно-эстрадного бюро,  худруком областной филармонии, руководителем театра куклы и актера. На сценах филармонии и обла­стного национального драматического театра поставил ряд своих пьес-сказок: «Колодец сказок», «Сказки для Несмея­ны», «За Кощеевой смертью» и др.

В 1990 г. создал театр для детей «Ак-Кулун» («Белый жеребенок»), просущество­вавший до 1994 г.

В 1994 г. возвратился в Златоуст. Создал театр куклы и актера «Оле Лукойе», где поставил свои пьесы «Азбука театра», «Девочка с пятнадцатью веснушками», «Машенька и Мишенька». За последний спектакль стал лауреатом 1-го областного фестиваля молодежных театров (1997). Одновременно (1995–1996) работал режиссером златоустовского драматического театра «Омнибус». С 1997 по 1999 г. вел литера­турно-театральную студию в Новозлатоустовском доме детского творчества, которая с его постановками дважды становилась лауреатом городского театрального фестиваля «Арлекин». В те же годы создал и был руководителем городского поэтического клуба «Киалим».

В 1999 г. переехал в г. Челябинск, где восстановил деятель­ность театра «Оле Лукойе» как театра марионеток. С 2000 г. активно включился в литературную жизнь г. Челябинска, посещал Литературную мастерскую Н. А. Ягодинцевой. В 2001 г. был одним из основателей и редактором альманаха «Новый ковчег». С 2003 г. – руководитель областного литературного клуба «Светунец» им. В. Богданова, редактор альманаха «Светунец».

О. Н. Павлов участвовал во Всерос­сийском совещании писателей в городе Ишиме (2003), где был рекомендован в члены СПР. За книгу стихов «Апокрифы» (2002) стал лауреа­том Литературного конкурса им. К. Нефедьева (Магнито­горск, 2003). Создал в Челябинске литературный кукольный театр «Лукоморье» (2003). Был главным редактором третьего выпуска альманаха «Южный Урал» (2004). Соредактор, а с четвертого выпуска главный редактор альманаха для детей «Подорожник». Редактор нескольких выпусков литературной газеты «Творческий союз». Олег Николаевич – организатор и председатель оргкомитета ежегодного областного литературного конкурса «Прекрасен наш союз» (с 2004). Участник IX и XI Всемирных  Русских Народных Собо­ров в Москве (2005, 2007).

С 2004 г. О. Н. Павлов – член Правления Челябинского отделения Союза писателей России, с 2006 г. – заместитель председателя, с 2013 г. – председатель Правления ЧО СПР.

В 20014 г. инициировал создание Ассоциации литературных объединений области «Литера Артель».

В 2016 г. организовал издательский центр при ЧОПО, продукция которого на конкурсе «Южно-Уральском книга» в 2017 г. была отмечена тремя дипломами.

В 2016 г. создал при ЧОПО студию «Павлин», где снял цикл видеовстреч с писателями и полнометражный художественный фильм «Между нами, прохожими» (2018).  В декабре 2018 г. организовал фестиваль Литературы и кино «Словече».

О. Н. Павлов – автор нескольких поэтических сборников: «Я разделю огонь» (1998), «Апокрифы» (2002), «Изборник» (2008), «Родники» (2013), «Братья Павловы. Стихи» (2018). В 2011 г. вышло первое издание повести  «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине». Произведения О. Павлова публиковались в журналах «Пионер», «Весёлые картинки», «Детская литература», «Берег А», «Врата Сибири», «Литературная новь», «Луч», «Наш современник», «Урал», «Уральский следопыт», «Кукумбер», в международном интернет-журнале «45 параллель», в альманахах «Светунец», «Подорожник», «Южный Урал» и др. На стихи О. Павлова челябинским ком­позитором С. Круподеровым написан цикл песен, выпущен CD-диск «Когда люби­мая придет».

Повесть О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» (2011) удостоена двух престижных литературных премий: Южно-Уральской литературной премии в номинации «Проза» за гармоническое соединение классической и современной прозаической традиции в повести (2012) и Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2016). В 2013 г. его сборник стихов «Родники» был отмечен дипломом Литературной премии Уральского федерального округа. О. Н. Павлов  – лауреат Государственной премии Челябинской области (2007).

С 2017 г. вновь живет в городе Челябин­ске.

 

Материал подготовлен И. Н. Пережогиной

 

Источники:

 

ОЛЕГ Павлов // Современный литературно-биобиблиографический справочник / сост.: К. Макаров, Н. Пикулева. – Челябинск : Издат. дом «Светунец», 2005. – С. 83–86.

 

КУРБАТОВ, В. Н. Павлов Олег Николаевич / В. Н. Павлов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2008. – Т. 5. – С. 12.

 

 

Автобиография

 

Я, Олег Николаевич Павлов (Олег Ник Павлов), родился в селе Кыйлуд (Змеиный лог) в 1953 г. (год Змеи) 3 (по паспорту 14) декабря (знак Стрельца, но первая декада декабря иногда отдается Змееносцу). Вот в таком змеином поле я появился на свет. Говорят, Змей символизирует мудрость. Будем надеяться, что это так.

Родословное древо своё, к сожалению, знаю неглубоко – до прадедов.

Предки по матери жили в Ижевске, прадед Иван Яковлевич Ложкин служил на почте всю жизнь: и до, и при советской власти.

Его старшая из 12 детей дочь Александра стала моей бабушкой. Муж её, мой дед, советский инженер Владимир Федорович Балакин, был родом из Нижнего Новгорода. Оба были репрессированы в 1937 г., деда расстреляли, а бабушка три года провела в лагерях для жён «врагов народа». В конце пятидесятых оба были реабилитированы.

Их старшая дочь, Юлия Владимировна, стала моей мамой. Мама всю жизнь учительствовала, преподавала русский язык и литературу.

Мой отец, Николай Михайлович Павлов, родом был тоже из Нижегородской губернии (Горьковская область, село Развилье), так что можно сказать, мужская родовая линия у меня в основном из Нижнего Новгорода.

Дед по отцу умер от ран в госпитале в 1943 г., оставив вдовой жену Раису, по девичьей фамилии Воскресенскую. Ее отец и весь его род были священниками.

Отец мой тоже воевал, потом с фронта был направлен в концертную бригаду. На одном из концертов на передовой попал под артобстрел, был тяжело ранен. Врачи предрекали ему бездетность, но ошиблись – он стал отцом трёх сыновей, младшим из которых являюсь я.

Отец был очень одарённым человеком – хорошо пел, самостоятельно выучился играть на многих инструментах, рисовал, актерствовал, даже режиссировал. В удмуртском селе Кыйлуд, где я родился, он был заведующим клубом, а мама – учитель в школе.

Родители расстались, когда мне было два года. Тогда же мы переехали на Урал, в село Писанское Свердловской области.

Там и прошло мое счастливое Рукописное Детство.

Два моих старших брата – Александр и Владимир – стали моими первыми наставниками, коллегами, соавторами и порою соперниками в раннем вхождении в литературное творчество.

По почину Александра мы все заразились рукописными изданиями – каждый из нас издавал по нескольку рукописных газет, журналов, а позже – книг и рисованных фильмов. Нечто похожее произошло со шкидовцами в книге «Республика ШКиД» – но их журнальный бум длился несколько месяцев, а у нас эта игра продолжалась более десяти лет. 

Объединялись наши многочисленные рукописные издания в «Домриз»: Домашнее рукописное издательство. На год избирался председатель «Домриза».

Как-то я написал о нашем увлечении в редакцию журнала «Пионер». Письмо попало литературоведу и писателю Владимиру Глоцеру, который затеял с нами переписку, а потом и сам приехал к нам в гости, в уральское село. Изучив наши разрисованные, исписанные тетрадки, он организовал нам поездку в Москву, где в новогодние каникулы мы побывали в редакциях разных журналов, на студии «Диафильм», где нам показали диафильм, снятый по нашим стихам. Главным событием поездки стало знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским у него на даче в Переделкино.

Потом была публикация нашей подборки в журнале «Пионер».

Москвичи советовали маме перевезти нас в город. Так мы в 1966 г. оказались в городе Златоусте.

Златоуст стал для меня городом отрочества и юности – друзья детства, первые влюбленности – все это было в городе крылатого коня.

Там же мы с братьями стали участниками городского литературного объединения «Мартен». Руководил им тогда Владимир Алексеевич Черноземцев, теперь известный как редактор энциклопедий – и городской, и областной. В одно время с нами «мартеновцами» были известные теперь бард Юрий Зыков, писатель Николай Верзаков, поэт Владимир Курбатов и другие.

В 1981 г. я окончил режиссерское отделение Челябинского государственного института культуры и с группой единомышленников уехал в Горный Алтай. Мы планировали создать и открыть там свой театр куклы и актера. С гастролями объездили почти всю Сибирь. Началась перестройка, и мечты о создании театра растаяли бесследно. Зато появилась возможность создать театр сначала хозрасчетный, а потом как малое предприятие. Какое-то время этим мы и занимались.

В 1994 г. я окончательно вернулся на Урал, сначала в Златоуст, где создал молодежный хозрасчетный театр кукол «Оле Лукойе», немного поработал в драматическом театре «Омнибус», а в 1999 г. перебрался в Челябинск.

С 2000 г. стал посещать Литературную мастерскую под руководством Н. А. Ягодинцевой, а в 2003 г. на Всероссийском совещании писателей в Ишиме был принят в Союз писателей России.

Тогда же по приглашению руководства Челябинской областной писательской организации возглавил возрожденный литературный клуб «Светунец», которым руковожу до сих пор.

С 2004 г. постоянно входил в состав Правления ЧОПО, а в ноябре 2013 г. избран председателем Правления.

В основном читатели знают меня как поэта, но судьба более благосклонна ко мне как к прозаику. Повесть «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» помогла мне получить две серьезные премии – Южно-Уральскую литературную премию в 2012 г. и Всероссийскую премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка в 2016 г.

За поэтический сборник «Апокрифы» я стал лауреатом премии имени К. Нефедьева (Магнитогорск, 2003).

Со сборником стихотворений «Родники» стал номинантом Литературной премии Уральского региона (2013).

Как редактор, отмечен Государственной премией Челябинской области (Двухтомник «Область вдохновения», 2006).

Сочетание поэтических и актерских способностей помогло мне стать победителем Всероссийского поэтического слэма в Красноярске (2015).

Если говорить о литературном творчестве, то я всерьёз не уверен, что оно должно делиться на два отдельных рукава – прозу и поэзию. На мой взгляд, литературная ткань едина, и в ней нужны одинаково обе нити – и канва, и уток. Настоящая художественная проза всегда еще и поэтична. Ведь поэзия – это не только то, что в рифму. К примеру, «Тихий Дон» Шолохова, проза Экзюпери и др. Я слышу в хорошей прозе ритм, определенный размер. В ней также, как и в стихах, слова нельзя переставить – всё сразу же разрушится.

Именно так я старался писать «Дом в Оболонске» – пока что, наверное, главную свою книгу. Я и писал ее долго, и вынашивал долго. С момента замысла (Барнаул, 1988) до выхода книги (Челябинск, 2011) прошло 23 года.

Я вообще пишу не много. И стихотворений тоже. Иногда завидуешь тем, кто, как курочка яичко, каждый день приносит по стихотворению. Но потом понимаешь, что каждому своё. Я над каждым работаю подолгу, вынашиваю, «набарматываю» его внутри себя, а потом уже выношу на бумагу (теперь уже чаще в ПК).

Стихи появляются как бы от вспышки – вспыхнет образ, или даже готовая строчка. Так было, например, со стихотворением «Баллада об окруженце». Возникли в голове (в душе?) две последние строки – «Из окруженья вышел только я, / но вышло так, что я не вышел тоже». И потом не меньше месяца эти две строки надстраивались, пока не стали готовой балладой.

Поймать вдохновение мне очень помогают хорошие стихи других поэтов. Просто беру томик и начинаю читать. Странице на пятнадцатой, а то и раньше, уже начинаются всполохи неясных откликов. Порой они проявляются и перерастают в стихи.

Считаю Россию страной литературной. Писать, сочинять – это наша национальная особенность. У нас есть для этого прекрасный инструментарий – уникальный русский язык. Поэтому у нас так много пишущих. Ни в одной другой стране нет такого феномена. Конечно, множество не всегда переходит в качество, порой количество графоманов настораживает, особенно инициативных. Но без «бульона» гении тоже не родятся.

После ряда острых выступлений кое-кто считает меня противником модернизма. А особенно пост-модернизма. Поясню. Что касается модернизма, то это понятие вечное и в то же время меняющееся. Когда-то и Пушкина причисляли к модернистам. То есть модерн как попытка обновления формы была всегда.

С пост-модернизмом дела обстоят иначе. Два главных постулата этого направления: а) в искусстве уже всё сказано, нового ничего создать нельзя, можно только разрушать и перестраивать уже созданное; б) автору все позволено и он не несет никакой ответственности за свое творчество.

Эти постулаты, конечно же, я не могу исповедовать. Для меня любое произведение искусства – индивидуально и неповторимо. Творцу следует творить, а не разрушать кем-то сотворенное. И уж тем паче, мы ответственны за то, что пишем. Иначе любой маразм и любую пошлость можно оправдать «свободой художника». К сожалению, многие пост-модернисты именно этим и занимаются. Безвкусица, чернуха, агрессия, полное отсутствие поэзии занимают немалое место в «творчестве» пост-модерна.

Есть, конечно, и среди них настоящие художники, но они-то, как правило, в своем творчестве отходят от названных мною принципов.

В последнее время вернулся к своему юношескому увлечению – кино. Но теперь я смотрю на это как на способ повысить интерес к литературе в целом, и литературе Южного Урала особенно. Для этой цели мы создали студию при писательской организации, снимаем видеовстречи, игровые фильмы и буктрейлеры по книгам наших писателей. Сняли полнометражный фильм – лирическую комедию «Между нами, прохожими». В декабре прошлого года провели Первый фестиваль Литературы и Кино «Словече». Хотим сделать его ежегодным.

Организовали мы и издательский центр «Павлин», который уже не только макетирует, но и печатает книги и сборники наших авторов, выпускает наши альманахи. Центр уже имеет дипломы выставки «Южно-Уральская книжная ярмарка».

Проводим ежемесячно Творческие Пятницы – на них наши писатели встречаются с читателями, представляя свои новые произведения.

Осуществили проект «Синеглазое слово» при поддержке АО «Трубодеталь», поддерживающий творчество детей поселка Новосинеглазово.

Эти и другие инициативы принесли определенный результат – в декабре 2018 г. Пленум Союза писателей России присвоил нашей писательской организации звание «Лучшая региональная организация СПР в России».

Главным своим делом на посту председателя Правления Челябинской областной писательской организации Союза писателей России считаю: продвигать творчество наших писателей и литераторов, пропагандировать их лучшие произведения и создавать условия для раскрытия и появления новых талантов.

Завершить монолог хочется своим программным (так получается) стихотворением:

 

Воскреси

 

Нет поэту страшнее мести,

Чем забвенья пустая пасть.

Для поэта – пропасть без вести –

Всё равно, что в пропасть упасть.

 

Кровь утратив, бледнеют строки –

За семью печатями клад.

Дайте сроки им, дайте сроки!

Приведите к ним пылкий взгляд!

 

И, ожогом вспыхнув от взгляда,

Встанут строки в свой полный рост –

И царапнут по днищу ада,

И пронзят куполище звёзд.

 

Нет поэту желанней чести,

Чем восславиться на Руси…

Отыщи пропавших без вести

И – прочтением воскреси!

 

 

О. Н. Павлов                                                                                                                                                                                                                                               11 января 2019 г.