А. А. Петрушкин родился 6 сентября 1972 г. в г. Озерске Челябинской области. Окончил Кыштымское медицинское училище (1991), Челябинский государственный институт культуры (1996). В 1999 г. выпустил первую книгу стихотворений «Оборотень» (Челябинск, издательство «Фрегат»). С 1999 по 2003 г. – участник литературной мастерской Нины Ягодинцевой при Челябинском отделении Союза писателей России. В 2001 г. принимает участие в Первом Всеуральском совещании молодых литераторов Урала (Нижний Тагил). В 2005 г. переезжает в Кыштым.
В число оказавших влияние на свое творческое становление включает поэтов Нину Ягодинцеву (Челябинск), Дмитрия Кондрашова (Челябинск), Андрея Санникова (Екатеринбург), Евгения Туренко (Нижний Тагил).
А. А. Петрушкин – куратор поэтических фестивалей «Новый транзит» (Челябинск, Кыштым, Санкт-Петербург, 2003–2014), имени В. П.Толокнова (Кыштым, 2006–2008), фестиваля на открытом воздухе «Тыдымские чтения» (2007–2019).
В 2003 г. начинает издательскую деятельность с двух поэтических серий «24 страницы современной классики» (до 2005 г. выпущены книги 18 авторов, серия завершена) и «АРеаЛ: антология реальной литературы» (книги в этой серии продолжают выходить). В 2016–2017 г. осуществил издание книжной серии «Только для своих» (30 авторов со всего мира, еженедельный выпуск новой книги, все они представлены на портале «Мегалит» в разделе «Книги»). На ноябрь 2019 г. в рамках издательской деятельности Александра Петрушкина выпущено более 80 книг.
В 2008 г. инициировал создание евразийского журнального портала «Мегалит», был его куратором. На портале представлены материалы более 70 литературных изданий, география которых включает в себя практически все уголки мира, где проживает русскоязычный читатель и писатель. С 2003 по 2009 г. – инициатор и главный редактор журнала «Транзит-Урал», с 2009 по 2016 г. – главный редактор и издатель журнала «Новая реальность», с 2016 по 2020 г. – куратор литературного проекта «Вещество». Член редакционных советов журналов «День и ночь» (Красноярск), «Южное сияние» (Украина, Одесса), «Графит» (Тольятти).
А. А. Петрушкин – руководитель литературного объединения «Грани» (г. Кыштым 2005–2007). В 2003 г. совместно с Ниной Ягодинцевой и Натальей Деревягиной инициирует и проводит региональный литературный конкурс «Стилисты Добра».
Публиковался в литературных журналах «Урал» (Екатеринбург), «Уральская новь» (Челябинск), «Уральский следопыт» (Екатеринбург), «Белый ворон» (Екатеринбург), «Вещь» (Пермь), «День и ночь» (Красноярск), «Знамя» (Москва), «Кольцо А» (Москва), «Абзац» (Москва), «Воздух» (Москва), «Дети Ра» (Москва), «Гвидеон» (Москва), «Футурум Арт» (Москва), «Новый Гильгамеш» (Москва), «Особняк (Москва) «Нева» (Санкт-Петербург), «Зинзивер» (Санкт-Петербург), «Аврора» (Санкт-Петербург), «Василиск» (Саратов), «Волга» (Саратов), «Волга 21 век» (Саратов), «Графит» (Тольятти), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Балтика» (Калининград), «Бельские просторы» (Уфа), «Литературный Иерусалим» (Израиль), «Крещатик» (Германия), «Зарубежные записки» (Германия), «Плавучий мост» (Германия), «Слово/Word» (США), «Черновик» (США), «Побережье» (США), «Времена» (США), «Южное сияние» (Украина), «Шо» (Украина), «Иные берега» (Финляндия), «Эмигрантская лира» (Бельгия).
Произведения А. А. Петрушкина опубликованы в «Антологии современной уральской поэзии» (под редакцией В. О. Кальпиди), антологии «Лучшие стихи 2013 года» (издательство ОГИ), сборнике «Современное русское стихотворение 1992–2017 гг.» (издательство ОГИ), «Антологии поэзии закрытых городов» (2019).
«В поэтическом творчестве А. А. Петрушкина ощутимо влияние модернизма; его произведения представляют собой размышления современного человека, существующего в некомфортной для него среде. Стихи отличаются оригинальностью формы, содержат элементы русского устного стиха», – говорится о творчестве писателя на страницах энциклопедии «Челябинская область» (Челябинск, 2008. Т. 5. С. 167–168).
Критик и литературовед Эмиль Сокольский так отзывается о поэзии Александра Петрушкина: «Александр Петрушкин отважился писать так, словно поэзия начинается заново, с чистого листа. Его меньше всего интересует игра в литературные стили, он не заботится об эстетике стиха, о его метафорической насыщенности, о его певучести. Петрушкин – поэт-труженик. Взяв за основу классический размер, он работает со стихом так, как работают с лопатой в огороде, ворочая крупными комьями земли. Каждое слово у Петрушкина материально осязаемо, физически ощутимо; речь его затруднена, однако – уверенна и упряма. С первых же строк его последнего сборника «Геометрия побега», вышедшего в издательстве «Русский Гулливер» в 2015 году, становится ясно, что автор – поэт-нарушитель, он не признает стройности изложения художественной мысли, согласованности синтаксических конструкций; его словесный поток стихиен и подчиняется скорее эмоциональным импульсам, нежели продуманно-внятной логике поэтического высказывания: вся логика Петрушкина – в попытке выразить нечто цельное, законченное языком неявных смыслов, – которые иногда оборачиваются откровенными темнотами. Его стихи нельзя воспринимать как текст, который нуждается в словесном понимании; их можно лишь улавливать чувством – и, пожалуй, постараться дочувствовать. Порой они, кажется, изнемогают от обилия невероятных образов, накаляются от плотности своего поэтического содержания; часто внутренне напряжение текста взывает к остановке чтения, хочется передохнуть – однако все же подчиняешься воле автора, который бесконечно готов идти тайными тропами русской речи, полной грудью вдыхая чистый воздух, перешагивая через буреломы и раздвигая упругие ветки одичавших кустарников, – вот, кстати, и перекликающиеся с этим моим сравнением строки из стихотворения «Скрипящая пружина слепоты…».
Я выучил уральский разговор
татарских веток, бьющихся в окно,
скрипит пружина воздуха внутри
озона. Начинается озноб –
так начинает смерть с тобою жить,
и разливает по бутылкам свет.
Эти строки, вполне характерные для поэта, веют дыханием вневременного, – того, что еще только словно сейчас, на наших глазах, оформляется в слова. В них и Вселенная, и человек, и смерть, и бессмертие, и природа, и вечная тайна. «В срез неба заглянул – а там – колодец / свернувшись, спит высокою водой…». На взаимосвязи земного и небесного построена вся поэзия Петрушкина, вместо рифм переливающаяся созвучиями, иногда неявными, но – всегда в ладу с четким ритмическим рисунком, не свободным время от времени от и выразительных, «тормозящих» движение речи сбоев:
О, утро осени моей,
когда могу я говорить
с тобой в открытое окно,
хрустящий воздух – как пес – пить –
где – с окровавленным лицом –
нам осень мордой ткнется в грудь,
в свое витражное стекло –
посмевши, наконец, взглянуть
в до человеческий язык
природ отсутствия тебя,
чтоб намертво обоих сшить
В новой книге Александра Петрушкина «Геометрия побега» перед нами – снова поэт-первопроходец, без меры смелый и напористый. Но что важно: он не слушает лишь самого себя, звучание бьющегося в стихе своего голоса; он вслушивается, всматривается в мир – даже когда ворочает тяжелыми земляными комьями, пробирается через дикую чащу или сидит за письменным столом».
А. А. Петрушкин о своем творчестве сказал так: «Важно, что стихи перестали быть предметом тщеславия и пишутся от того, что иногда хочется именно так говорить».
Поэт А. А. Петрушкин скоропостижно скончался 8 февраля 2020 г.
Л. А. Скороходова
Размещен 28.10.2020