Александр Сергеевич Поповский родился 18 ноября 1962 г. в селе Астрахановка Хобдинского района Актюбинской области Казахской ССР. Отец – Сергей Николаевич – всю жизнь проработал учителем начальных классов, мама – Вера Ивановна – работала санитаркой в больнице. В семье Саша был самым младшим. С первых дней мама Вера Ивановна и старшая сестра Людмила окружили мальчика особой заботой.
Об истоках своего творческого пути Александр Сергеевич рассказывает: «В молодости мои родители очень любили петь – ни одно мало-мальское семейное торжество не обходилось без русских и украинских народных песен. Возможно, это и есть истоки».
Первое стихотворение «Подарок», посвященное маме, Александр написал в возрасте десяти лет. После окончания первого курса Актюбинского техникума железнодорожного транспорта состоялись первые публикации его произведений. Стихотворение «Ветер» было напечатано в журнале «Костер», а затем переведено на болгарский язык и опубликовано в газете «Септемврийче» («Сентябрята» – название болгарской пионерской организации).
С 1992 г. А. С. Поповский живет в рабочем поселке Первомайский (Коркинский городской округ). В 1993 г. в газете «Горняцкая правда» (г. Коркино) было опубликовано стихотворение «Хранитель». С 1999 по 2003 г. возглавлял литературное объединение «Надежда» (пос. Первомайский). В 2000 г. в Челябинске вышла первая книга поэта «Белый лист».
В 2001 г. окончил заочное отделение факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета. В 2002 г. был одним из организаторов областного фестиваля поэзии «Первомайская лира». В том же году вышла вторая книга стихов А. Поповского «Путь».
В 2005 г. принял участие во Всероссийском совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле. В том же году стихи Александра Сергеевича были изданы в журнале «Сибирские огни» (г. Новосибирск). Спустя два года после издания книги «С.О.Н.» (2007) на Всероссийском совещании в Каменск-Уральском был рекомендован в Союз писателей России.
В середине 2010 г. состоялась публикация произведений Поповского в «Литературной газете». В следующем году стихи Александра Сергеевича вошли в третий том «Антологии современной уральской поэзии».
Сборник Александра Поповского «В шаге от райских ворот», выпущенный в Москве в 2012 г. и посвященный памяти отца, вошел в тройку лучших книг по версии газеты «Поэтоград», за нее автор стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Венедикта Станцева (2013). Следующая книга поэта «Главное останется за скобками» (Москва, 2016) получила Литературную премию Уральского федерального округа. В 2017 г. Александр Поповский удостоен звания «Человек года» (г. Коркино) в номинации «Культура и искусство».
Литературный критик Наталья Лихтенфельд о стихах Александра Сергеевича пишет: «Александр Поповский – поэт, который постоянно разбирается сам с собой, со своим внутренним миром и со своим местом во внешнем мире. Ему все время хочется отделить важное от несущественного. Создается впечатление, что, ставя поэзию на первое место, он постоянно ощущает путы обыденной жизни, с которыми надо справляться. Жизнь как будто бы все время указывает ему: вот это твой долг и это главное, а стихи – потом, когда все уснут. Эта раздвоенность определяет его сознание, отражается на поэтическом творчестве. Поповский, на самом деле, давно определил для себя, что для него главное. Речь идет о том, что творческий человек или лирический субъект, в данном случае, настолько погружен в мелкую и непреодолимую повседневность, что самое важное – то, в чем заключается его настоящая жизнь, то есть творчество – отодвигается на второй план. Поэтому и проскальзывает в книге невольное признание: “Не по себе мне в жизни бренной, / Я кличу сам себе беду. / И чую чашечкой коленной – / Еще немного – упаду”. Тем не менее, Поповский прекрасно понимает в чем его спасение, и веришь ему, когда он пишет: “По волнам белоснежных ступеней / На меня снизошло вдохновенье. / Я не слушал ничьих наставлений / И творил на свое усмотренье”. Жизнь, со всеми ее бытовыми заботами, каждого из нас держит в ежовых рукавицах и старается подавить главное, для чего нас создал Всевышний, а потому и возникают очень откровенные строки, наполненные горьковатой правдой: “Главное останется за скобками. / Что тут скажешь – жизнь такая штука – / Носишься с картонными коробками – / Запасаешь лежбища для лука. / Подгоняют запахи аптечные / Хворостиной, в общем, не до отдыха. / И мельчают постулаты вечные – им все время не хватает воздуха”. К общим постулатам я бы добавила постулат о творчестве, помимо того, что нужно каждодневно добывать свой хлеб в поте лица своего. (Правда, это уже из Ветхого Завета.) Но в данном контексте “вечные постулаты”, по большому счету, ситуации с совестью, которая постоянно подвергается проверкам и компромиссам. Разве не про всех нас эти слова? Но как сказал Христос книжникам и фарисеям в случае с блудницей, пусть тот первый бросит в нее камень, кто сам без греха. Поповский никого не осуждает. В интонации слышна какая-то усталость и смирение, отсутствие всякой гордыни. И это важно в его творчестве, поэтому недаром мне приходят на ум ассоциации из Библии.
В стихах Александра Поповского привлекает внимание множество простонародных метких выражений: “коту под хвост”, “все до фени”, “черт знает что за предрассудки!”, “надавать по сусалам”, “ржаного хлеба лишь на две понюшки”, “на кой / Сам себе преподнес заморочки” и т. д. Такое частое употребление просторечий выдает в нем поэта близкого к земле, то есть сельского жителя. Описать природу он может двумя-тремя штрихами, избегая красивости (“Поспел паслен. В глазах черным-черно. / Попахивает в воздухе грозою”). Но встречаются строки и настоящего поэтического пейзажа:
Была вода – как молоко парное,
А берега – песочное печение.
И стрекоза на крошечном каноэ
Плыла себе тихонько по течению...
Эмиль Сокольский нашел сходство стихов Поповского с творчеством Николая Глазкова, пишущего “не всерьез”, больше играющего с поэзией. Наверно, и правда, запечатленная повседневность ни к чему не обязывает. Ни к каким грандиозным философским выводам. Это мир, где “Вещает на повышенных тонах / Транзистор. И соседи не пеняют / На то, что настежь открываю дверь”, где все обыденно и просто. Но именно в такой обстановке сложнее найти себя, расшифровать свой код, идентифицировать свое предназначение. Именно этим Александр Поповский и занимается, отражая через обыденность бесконечные поиски души. Проскальзывающий декаданс и упадническое настроение (“Стать собой – никакой перспективы / Я не вижу в ближайший период...”) компенсируются оптимистичными просветами и накоплением жизненной и творческой энергии:
Явились гостями незваными
Без помпы, торжественных слов,
Под ручку с двумя чемоданами
И дружной семейкой узлов.
И с маслом топленым в бидончике,
Чтоб выжить на первых порах,
Чтоб сил прозябать на обочине
Хватило при лютых ветрах».
По словам Александра, не нужно пытаться «выдавливать» из себя стихи – нужно попытаться поймать вдохновение. Сам он признается, что перед написанием нового текста у него возникает внутреннее ощущение, когда кажется, что вот-вот что-то должно случиться. Александр утверждает, что после создания стихов дает им некоторое время отлежаться, после чего приводит их в порядок, а уже потом решает, имеет ли смысл рассказать о них миру или нет.
Материал подготовил Никита Поповский
Размещен 16.08.2019
Источники:
1. ГРАНТС, Я. Александр Поповский: поэзия защищает от прозы жизни / Я. Грантс // Аргументы недели. – 2012. – 31 окт.
2. ЗОЛОТОВА, Т. Объявили имена победителей конкурса «Человек года Коркинского района» / Т. Золотова // Горняцкая правда. – Коркино, 2017. – 27 дек.
3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.lgz.ru/article/-18-19-6414-8-05-2013/literaturnye-novosti/, свободный (дата обращения: 14.08.2019).
4. УСМАНОВА, А. Названы новые лауреаты Литературной премии УрФО [Электронный ресурс] /Анна Усманова. – Режим доступа : //http://www.aspuris.ru/literaturnaya-premiya-urfo-2016/, свободный (дата обращения: 14.082019).