Прокопьева Зоя Егоровна
Писатель
р. 1936
Прокопьева Зоя Егоровна, прозаик, член Союза писателей России (1973). Автор 8 книг, изданных в Челябинске и Москве.
Прокопьева Зоя Егоровна, прозаик, член Союза писателей России (1973). Автор 8 книг, изданных в Челябинске и Москве.
Родилась 15 ноября 1936 г. в с. Белозерском Белозерского района Курганской области в семье кузнеца и крестьянки. Детство было полусиротским – с 1938 г. семья жила без кормильца. Реалии трудных военных и послевоенных лет отразились впоследствии в автобиографических повестях «Звереныш» и «Такая длинная ночь».
В 1949 г. З. Прокопьева переезжает в Челябинск, где ее «университетами» стал Челябинский металлургический комбинат, на котором она проработала 18 лет табельщиком, бригадиром, художником-оформителем. Среднее образование получила в школе рабочей молодежи, а образование творческое – в литобъединении «Металлург» (откуда вышло почти 20 членов Союза писателей России).
Первые произведения З. Прокопьевой опубликованы в коллективном сборнике «Первый рассказ» (Челябинск, 1968) и были благожелательно встречены критикой. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. Зоя Егоровна активно печатается в журнале «Урал», местных сборниках и альманахах, а в 1971 г. вышла ее первая книга – сборник рассказов «Лиюшка». «Быт, природа, завод, деревня – все это писательница знает, любит и умеет изобразить» (Маршалов Б. Первая книга // Челяб. рабочий. 1971. 21 февр.). Прокопьева демонстрировала прекрасное знание и водной стихии: «...Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями» (Прокопьева З. Такая длинная ночь : проза. Челябинск, 1973. С. 176). Пейзажи в прозе писательницы – не только результат «созерцания», но и активного действия: любимыми увлечениями З. Прокопьевой в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958–1968 гг. она – яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.
В 1973 г. З. Е. Прокопьева вступает в Союз писателей России и получает направление на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве, которые заканчивает в 1975 г. В предисловии к книге Зои Егоровны «Розовая птица» (Москва, 1974) О. Кожухова писала: «Прокопьева повествует преимущественно о рабочем классе... Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям – сильное человеческое чувство, любовь к ребенку, к природе», а во вступлении к вышедшему в столице сборнику прозы «Белая мель» (1976) поэт В. Цыбин отмечал, что «Прокопьева обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений – это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная деталировка».
Вернувшись на родину после окончания Высших литературных курсов З. Е. Прокопьева возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации. Публикует сборники прозы в Челябинске и в Москве, которые в основном развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают разноречивые оценки – некоторые указывают на увлеченность «палубными романами» (Шапошников В. Любовь или «палубный роман»? // Лит. газ. 1973. 12 сент. С. 7), другие, напротив, отмечают «строгую доброту» героев Прокопьевой (Павлов Б. Строгая доброта // Челяб. рабочий. 1973. 29 июля). Но не наставления критики, а логика развития таланта писательницы становится причиной тематических изменений в ее творчестве. Фактически работа в малых и средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи – «Своим чередом». Первый вариант романа был создан в 1977 г., в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии З. Е. Прокопьева неоднократно переделывала роман, в т. ч. и по требованию цензуры. Рукопись 8 лет кочевала по редакциям столичных издательств («Современник», «Советский писатель») и журналов («Наш современник», «Роман-газета»), но была опубликована лишь в Челябинске в «эпоху гласности» – в 1986 г. Т. Набатникова сразу отметила своеобразие этого произведения: «Роман "Своим чередом" стоит особняком не только среди книг Прокопьевой, но и в текущей литературе этого жанра... Писательница успешно преодолела привычный канон – вместо традиционного патетического героизма мы встречаем здесь героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столько отпраздновать, сколько оплакать» (Набатникова Т. Задумываясь над прошлым // Лит. Россия. 1987. 13 марта).
Роман – эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии инженер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» – мужики, бабы, дети из сибирских сел, всего 310 человек. Сначала они оказываются в тайге, куда их вывезли валить лес – без жилья, продовольствия, инструмента, затем их перебрасывают на строительство тракторного гиганта на голом в буквальном смысле месте.
События, происходящие и в основанной «переселенцами поневоле» д. Бедяево, и в городе, и в большой стране, не излагаются в хронологической последовательности, а появляются в романе синхронно. Прокопьева показывает мир сквозь особую «линзу», где видно сразу все – и прошлое, и настоящее, и будущее.
По сравнению с «Вечным зовом» А. Иванова или «Строговыми» Г. Маркова в романе З. Е. Прокопьевой не только отсутствует какая бы то ни было «лакировка», но появляется совершенно иная «точка видения» автора. Несмотря на драматизм и глубину страданий изображенных людей роман можно назвать жизнеутверждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время Прокопьева создала замечательный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса, – в этом его основная идея. Роман трудно назвать реалистическим произведением – в нем причудливо переплелись и традиции русских сказок и бажовских сказов, и элементы «индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при такой разноплановости и широте «Своим чередом», тем не менее, оставляет ощущение цельности. Не случайно, что к этому произведению все чаще и чаще обращаются современные критики. М. Солнцева, размышляя о нынешнем состоянии уральской литературы, призывает не забывать «оригинальный, глубокий, пронзительный роман Зои Прокопьевой "Своим чередом"» (Книжная полка Марии Солнцевой // Рос. писатель. 2001. № 22. С. 15). В 2010 г. роман «Своим чередом» был удостоен премии им. П. П. Бажова.
Л. А. Сычева
Материал размещен 18.08.2020 г.