Версия для слабовидящих

Писатели

Родилась 15 ноября 1936 г. в с. Белозерском Белозерского района Курган­ской области в семье кузнеца и крестьянки. Детство было полусиротским – с 1938 г. семья жила без кормильца. Реалии трудных воен­ных и послевоенных лет отразились впослед­ствии в автобиографических повестях «Зве­реныш» и «Такая длинная ночь».

В 1949 г. З. Прокопьева переезжает в Челябинск, где ее «университетами» стал Челябинский метал­лургический комбинат, на котором она про­работала 18 лет табельщиком, бригадиром, художником-оформителем. Среднее образо­вание получила в школе рабочей молодежи, а образование творческое – в литобъединении «Металлург» (откуда вышло почти 20 членов Союза писателей России).

Первые произведения З. Прокопьевой опублико­ваны в коллективном сборнике «Первый рассказ» (Челябинск, 1968) и были благожелательно встречены критикой. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. Зоя Егоровна активно печатается в журнале «Урал», местных сборниках и альманахах, а в 1971 г. вышла ее первая книга – сборник рассказов «Лиюшка». «Быт, природа, завод, деревня – все это писательница знает, любит и умеет изобразить» (Маршалов Б. Первая книга // Челяб. рабочий. 1971. 21 февр.). Прокопьева демонстрировала прекрасное знание и вод­ной стихии: «...Так они и плыли: то мимо тем­ного берега, то мимо мелких каменистых ост­ровков, поросших пихтами, березами и со­снами, исчахлыми на ветру, а то ехали узки­ми камышистыми протоками и мягко лосня­щимися заводями» (Прокопьева З. Такая длинная ночь : проза. Челябинск, 1973. С. 176). Пейзажи в прозе писательницы – не только ре­зультат «созерцания», но и активного дейст­вия: любимыми увлечениями З. Прокопьевой в эти годы ста­новятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958–1968 гг. она – яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательни­ца 1-го спортивно-гоночного разряда.

В 1973 г. З. Е. Прокопьева вступает в Союз писателей России и получает на­правление на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве, которые за­канчивает в 1975 г. В предисловии к книге Зои Егоровны «Розо­вая птица» (Москва, 1974) О. Кожухова писала: «Прокопьева повествует преимущественно о рабочем классе... Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям – сильное че­ловеческое чувство, любовь к ребенку, к при­роде», а во вступлении к вышедшему в столи­це сборнику прозы «Белая мель» (1976) поэт В. Цыбин отмечал, что «Прокопьева облада­ет самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведе­ний – это психологизм, умелая передача ду­ховного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру на­сыщенный уральским говором, язык, это точ­ная и пластичная деталировка».

Вернувшись на родину после окончания Высших литературных курсов З. Е. Прокопьева возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писа­тельской организации. Публикует сборники прозы в Челябинске и в Москве, которые в основном развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают разноречивые оценки – некоторые указывают на увлеченность «палубными романами» (Шапошников В. Любовь или «палубный роман»? // Лит. газ. 1973. 12 сент. С. 7), другие, напротив, отме­чают «строгую доброту» героев Прокопьевой (Пав­лов Б. Строгая доброта // Челяб. ра­бочий. 1973. 29 июля). Но не наставления критики, а логика развития таланта писатель­ницы становится причиной тематических из­менений в ее творчестве. Фактически работа в малых и средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи – «Своим чередом». Первый вариант романа был создан в 1977 г., в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии З. Е. Прокопьева неоднократ­но переделывала роман, в т. ч. и по требова­нию цензуры. Рукопись 8 лет кочевала по ре­дакциям столичных издательств («Современник», «Советский писатель») и журналов («Наш современ­ник», «Роман-газета»), но была опубликована лишь в Челябинске в «эпоху гласности» – в 1986 г. Т. Набатникова сразу отметила свое­образие этого произведения: «Роман "Своим чередом" стоит особняком не только среди книг Прокопьевой, но и в текущей литературе этого жанра... Писательница успешно пре­одолела привычный канон – вместо традици­онного патетического героизма мы встреча­ем здесь героизм трагический. Многие побе­ды в этом романе хочется не столько отпразд­новать, сколько оплакать» (Набатнико­ва Т. Задумываясь над прошлым // Лит. Рос­сия. 1987. 13 марта).

Роман – эпическое полотно, повествую­щее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы ве­ликого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии инже­нер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» – мужики, бабы, дети из сибирских сел, всего 310 человек. Сначала они оказываются в тайге, куда их вывезли ва­лить лес – без жилья, продовольствия, инст­румента, затем их перебрасывают на строительство тракторного гиганта на голом в бук­вальном смысле месте.

События, происходящие и в основанной «переселенцами поневоле» д. Бедяево, и в городе, и в большой стране, не излагают­ся в хронологической последовательности, а появляются в романе синхронно. Прокопьева показы­вает мир сквозь особую «линзу», где видно сразу все – и прошлое, и настоящее, и буду­щее.

По сравнению с «Вечным зовом» А. Ива­нова или «Строговыми» Г. Маркова в романе З. Е. Прокопьевой не только отсутствует какая бы то ни было «лакировка», но появляется совершенно иная «точка видения» автора. Несмотря на драматизм и глубину страданий изображен­ных людей роман можно назвать жизнеут­верждающим. Сила жизни, соединенная с си­лой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время Прокопьева создала замечательный образ священника, от­ца Сидора) способна воистину творить чуде­са, – в этом его основная идея. Роман трудно назвать реалистическим произведением – в нем причудливо переплелись и традиции русских сказок и бажовских сказов, и эле­менты «индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при та­кой разноплановости и широте «Своим чере­дом», тем не менее, оставляет ощущение цельности. Не случайно, что к этому произве­дению все чаще и чаще обращаются современные критики. М. Солнцева, размышляя о нынеш­нем состоянии уральской литературы, призывает не забывать «оригинальный, глубокий, прон­зительный роман Зои Прокопьевой "Своим чередом"» (Книжная полка Марии Солнце­вой // Рос. писатель. 2001. № 22. С. 15). В 2010 г. роман «Своим чередом» был удостоен премии им. П. П. Бажова.

 

Л. А. Сычева

Материал размещен 18.08.2020 г.

 

Сочинения

  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Лиюшка : [рассказы] / З. Е. Прокопьева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971. – 143 с. : ил., 1 л. портр. – Содерж.: Лиюшка ; За тихой речкою ; Розовая птица ; Охота на журавлей ; Весна Кедри¬ных ; Доски для баньки. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Такая длинная ночь : [повесть и рассказы] / З. Е. Прокопьева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973. – 240 с. : ил. – Содерж.: Такая длинная ночь: повесть ; Ведьмин круг ; За тихой речкою ; Доски для баньки ; Гостья. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Розовая птица : рассказы и повесть / З. Е. Прокопьева ; предисл. О. Кожуховой. – Москва : Современник, 1974. – 223 с., 1 л. портр. – (Первая книга в столице). – Содерж.: Гостья ; Ведьмин круг ; За тихой речкою ; Доски для баньки ; Лиюшка ; Розовая птица : рассказы ; Такая длинная ночь : повесть. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Белая мель : повести / З. Е. Прокопьева ; предисл. В. Цыбина. – Москва : Современник, 1976. – 302 с. – (Новинки «Современника»). – Содерж.: Звереныш ; Такая длинная ночь ; Под гитару ; Белая мель. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Таловая сторона : [повести] / З. Е. Прокопьева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 350 с. : ил. – Содерж.: Такая длинная ночь ; Звере¬ныш ; Под гитару. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Ведьмин круг : повести и рассказы / З. Е. Прокопьева. – Москва : Современник, 1985. – 240 с. – Содерж.: Звереныш ; Под гитару ; Белая мель : повести ; Гостья ; Ведьмин круг ; Лиюшка ; Розовая птица : рассказы. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Своим чередом : роман. Кн. 1. / З. Е. Прокопьева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. – 413, [2] с. : портр. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Своим чередом : роман. Кн. 1. / З. Е. Прокопьева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 511 с. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Своим чередом : роман / Зоя Прокопьева. – Челябинск : Пресс-Мастер, 2008. – 509, [2] с. – Текст : непосредственный.
  • ПРОКОПЬЕВА, З. Е. Своим чередом : роман / Зоя Прокопьева. – Москва : Вече, 2019. – 493, [2] с. – (Урал-батюшка). – Текст : непосредственный.

Литература