Наталья Борисовна Рубинская родилась 29 апреля 1948 г. в Челябинске в семье музыкантов и инженеров. В доме бабушки – Валентины Александровны Князевой-Рубинской (1903–2004) – музыка и литература всегда почитались. Здесь часто бывали интересные гости – артисты, музыканты городского симфонического оркестра, литераторы. В семье Рубинских играли на различных музыкальных инструментах: дед Ювеналий профессионально владел скрипкой, Вениамин, Евстолия и Мария (брат и сестры бабушки) были хорошими пианистами. «Валентина Александровна была из семьи русских интеллигентов, где родилось четырнадцать детей. Все они много читали, учились живописи и музыке. Девочка прекрасно играла на рояле и при поступлении в Ленинградскую консерваторию (1920) успешно держала экзамен перед ректором А. К. Глазуновым, учеником Римского-Корсакова. Отлично владеют инструментом и ее дочь Мира Константиновна, внучка Наталья, правнук Константин, известный поэт и драматург. Валентина Александровна много лет дружила с А. И. Цветаевой, в семейном архиве хранятся письма Анастасии Ивановны, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, Никиты Михалкова, Юнны Мориц», – сказано в одной из биографических статей. В том же архиве есть рекомендация Ю. Мориц от 26.01.1999 г. для вступления Натальи Борисовны в Союз писателей России: «Я знаю Наталью Рубинскую как талантливую, оригинальную поэтессу более 20 лет. Она мало издавалась, поскольку в лучших своих стихах опережала время “другой поэзии”, не организованной вокруг “генерального направления”, которое рухнуло под тяжестью крепких штампов и триумфальных интонаций. Наталья Рубинская вложила в свою поэтику сложный, противоречивый, многоканальный мир, где музыка и философия – не тема и не иллюстрация на тему, а способ жизни души и духа, судьбы и плоти. Без ее сложных, мучительных поисков путь поэзии и вещество стиха утратили бы то упорство прекрасного безумия, без которого невозможно прочесть ни Хлебникова, ни Заболоцкого, ни Хармса, ни Цветаеву, ни Соснору, – к счастью, список этот далеко не полон и литература наша чрезвычайно богата поэтами “из ряда вон”. Рекомендую Наталью Рубинскую в члены писательской организации по ее публикациям и рукописям, свидетельствующим о серьезном и плодотворном пути талантливой русской поэтессы».
Дед Натальи Борисовны – Константин Васильевич Князев – был инженером-керамиком, проектировал абразивные заводы на Южном Урале, автор многих изобретений. А прадед – Александр Иванович Рубинский, служивший в Уфе, – был журналистом, публиковавшим свои репортажи о губернских событиях. Он автор двух книг: «Второе пришествие» и «Рождественская ночь». Его брат Константин Иванович Рубинский – известный ученый, библиотековед, переводчик. Ему принадлежит инициатива открытия библиотеки Харьковского университета. Константин Иванович оставил богатое научное и литературное наследие. Все они были большими ценителями музыки.
Мать Натальи Борисовны – Мирония Константиновна Князева – до войны училась в музыкальной школе № 1 по классу фортепиано у педагога Н. И. Дубакиной. Она хорошо помнит музыкантов-учителей: И. Я. Плонского и С. Ф. Рубинштейна. В 1946 г. поступила в музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение в класс М. А. Цветаева. В 1969 г. заняла 2-е место (1-е не было присуждено никому) во Всеуральском конкурсе композиторов, организованном Свердловским отделением Союза композиторов СССР, за песню «Черемшанка» на слова поэта-миассца Артема Подогова.
Воспитанная в атмосфере семейной любви к музыке, искусству, в 7 лет Наташа поступила в челябинскую музыкальную школу № 3 в класс И. С. Бутенко. Затем училась в музыкальном училище в классе знаменитой пианистки Ревекки Германовны Гитлин, ученицы А. Б. Гольденвейзера. В 1969 г. Наталья поступила в Уральскую государственную консерваторию (УГК) им. М. П. Мусоргского в класс лауреата международных конкурсов С. И. Кручина. По окончании получила распределение в Челябинскую областную филармонию, стала работать пианисткой-солисткой, концертмейстером и лектором в музыкальном лектории. С бригадой лекторов она гастролировала по многим городам и районам области.
В 1976 г. Н. Рубинская в связи с рождением сына перешла на работу в Челябинское музыкальное училище на должность преподавателя специального фортепиано и концертмейстера. Многократно участвовала в конкурсах солистов-исполнителей на духовых инструментах и как концертмейстер получила ряд дипломов и грамот. В год 150-летия со дня рождения Бетховена она стала инициатором первого в Челябинске исполнения его Фортепианного квинтета. В 1989 г. при Челябинском отделении Российского фонда культуры начала работать Международная благотворительная программа «Новые имена», ее главной задачей было пестование юных дарований в области музыки, поэзии, живописи, балета. Талант и эрудиция Натальи Борисовны как педагога, концертмейстера, журналиста были сразу востребованы программой. За 19 лет многие концерты, презентации, творческие семинары в Москве, Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе обогатились ее творческим, инициативным участием. Яркой страницей в судьбе программы стали придуманные ею традиционные концерты «Учитель и ученик», «Рождественские радости», цикл концертов-спектаклей «Семейный портрет». Все эти события отмечены благодарностями президента фонда «Новые имена» И. Н. Вороновой.
«Дорогая Наташа! Наконец, сдав работу, прочла Ваше обо мне, отвечаю: конечно, оно не по адресу, не я это – преувеличено по значению, – но написано хорошо, в цветаевской манере (не подражание, а родство стиля, и, конечно, Вы имеете талант к прозе, – во всяком случае, не меньший, чем к поэзии; может быть, – больший... Храни Бог Вас, маму, бабушку. За любовь – спасибо, но я куда грешней, слабей, хуже Вашего портрета... Обнимаю Вас! Ваша А. Ц.» (из письма А. И. Цветаевой от 22 ноября 1979 г.).
Литературные способности Н. Рубинской проявились еще в школе, затем в музыкальном училище и в консерватории, она возглавляла редсоветы стенгазет. По совету известных композиторов и музыкантов В. Бибергана, И. Зетеля, С. Кручина, В. Хлопковой, И. Ганелина она выступала в местной печати в качестве рецензента и обозревателя концертной жизни Свердловска. Известный российский композитор Вадим Биберган приглашал способную девушку на свою кафедру заняться музыковедением. После окончания консерватории (1974) ей удалось сочетать музыкантскую и писательско-журналистскую деятельность. Н. Рубинская была приглашена участвовать в конкурсе Литературного института им. М. Горького. Наставниками Н. Рубинской в литературе в разные годы были поэты: Е. Винокуров, Ю. Мориц, В. Сидоров, и А. Цветаева. Огромное влияние оказали на нее уникальные лекции московских профессоров М. Чудаковой, М. Еремина, Ю. Минералова, С. Джимбинова. Окончив в 1988 г. Литинститут, Наталья Борисовна стала автором нескольких книг и большого числа публикаций в центральных и региональных изданиях, сборниках: «Тверской бульвар, 25» (1990), «Держится мир на любви» (1992), «Челябинские акварели» (1996), «Городской романс» (1996), «Молчание, твой голос так высок» (2000), «Сто пятьдесят новых стихотворений» и др. Она – автор поэтических книг: «Репетиция» (1995), «Бродячая музыка» (2004), «Однажды здесь» (2005), «Тропою трав» (2007), «Дневник одной поэтессы» (2008), «Свет-перезвон» (2009), «Седьмая книга» (2011), «По расписанью звезд» (2014), «Где дом» (2017).
«Рубинская – музыкант в прямом смысле слова, она и в словесном творчестве передает прежде всего мелодическую основу речи, на которую уже после как бы накладывается смысловой пласт... Бытие струится вокруг, ежесекундно меняя очертания, и все чудо только в этом:
Разгребешь тишину, не спеша поплывешь,
молчаливая ночка с тобой,
волны сладкие пьешь, звезд баюкаешь дрожь,
веки в ласковый прячешь прибой...
Тишина начинает звучать сама, ее мелодии разнообразны, в ее ритме звучит пульс времени, в котором живет поэт. Наталья Рубинская умеет слышать именно эту музыку», – пишет челябинский поэт Н. Ягодинцева в рецензии на сборник «Бродячая музыка».
«Бродячая музыка» – это не стихи, это музыка, записанная особыми знаками, которые придумали Кирилл и Мефодий, называемыми буквами», – отмечал В. Феркель, издатель Интернет-газеты «Челябинский глобус».
«На пиршество вечерних солнц
уже не поспеваю. Снова
закат, минуя горный лес,
свершает свой балет ледовый.
...Вот такой совершенный философ живет рядом с нами. Поэтесса колдует над кларнетом будто фея:
"Наверное, это и есть моя внутренняя эмиграция. Из социума не выскочить, но я, таким образом, спасаюсь и спасаю других... Это уход в музыку слова. А музыка растворяет словесность. Это иной поток, иная реальность, тут нет смысла говорить о драматизме, я скорее импрессионист... Чистое созерцание – моя эмиграция внутрь. Ухожу я и в память. Моя крестная мать – Анастасия Цветаева, я публиковала очерки о встречах с ней и беседах. Погружаюсь в медитации к ее имени, и она меня удерживает в некоем трансфизическом пространстве, которому чужда агрессия. Поэтому я человек кроткий”», – цитирует Н. Рубинскую магнитогорский поэт Р. Дышаленкова в отзыве о ее творчестве.
«Для ее творчества характерен пронзительный лиризм, тонкая живописность, органичное слияние музыкальной пластики с философским поиском идеала. Поэзия Рубинской сочетает созерцание и романтический пафос, любование земными приметами и проповедь искусства», – так оценивает Н. Рубинскую прозаик А. Бухарин.
Книга Рубинской «Однажды здесь» представляет творчество поэтессы почти за сорок лет. Критик Айвар Валеев в рецензии «Интенсивная терапия» пишет: «Наталья Борисовна – поистине ренессансная личность: поэт, эссеист, музыкант. Она же мама Константина Рубинского, некогда “вундеркинда”, а теперь автора либретто мюзикла, получившего в этом году “Золотую маску”... В предисловии сказано: “Музыка, живопись, философия, литература, театр, ботаника, история, география, психология – цветными осколками светятся и путешествуют в калейдоскопе этой поэтической книги, образуя самые невероятные и причудливые сердечно-сосудистые узоры”. Эти осколки создают “каталог счастья” поэтессы... В сей каталог автор в течение многих лет отбирает все, что может радовать культурного человека, живущего в довольно суровом городе, куда поэт может ездить только “на побывку”... В стихах Рубинской поклонник эстетики серебряного века найдет немало милых сердцу намеков и отблесков. Мечты и тоска о том сказочном укладе, где люди, кажется, повседневно говорили стихами посреди репетирующего опусы Шуберта и Вебера оркестра, – и есть суть авторского высказывания. Само название книги – своего рода позиция и эксперимент одновременно: да, здесь, да, сейчас – смогу ли я построить свои отношения с миром так, как это сделали бы они?..” Наталья Борисовна – искушенный человек, значит, есть во всем этом смысл, важный для нее. Интенсивную терапию провоцирует тонкость здешнего культурного гумуса. Значит, чем обильнее микрофлора прекрасного, светлого и возвышенного в Челябинске, тем лучше».
В 2007 г. вышла из печати «Тропою трав» (в издательстве московского Дома-музея Марины Цветаевой). Эта связь имен неслучайна. Анастасия Ивановна Цветаева, сестра Марины Ивановны, была крестной Н. Рубинской в жизни и в литературе. В январе-феврале 2006 г. в Доме-музее Марины Цветаевой (Москва, Борисоглебский переулок) состоялись чтения, посвященные выходу в свет книги «Дом Куниных» (сост. М. М. Кунин). С докладом выступила Наталья Рубинская, как автор одного из эссе. Книга – яркий документ, разносторонне отразивший целую эпоху в жизни литературно-музыкальной Москвы. Круг Куниных был одним из островов, притягивавших творческую молодежь столицы. В этом доме в 1969 г. состоялся своеобразный “консилиум” под председательством знаменитой пианистки М. В. Юдиной по поводу дальнейшей судьбы Наташи. А. И. Цветаева совместно с Куниными собрала группу московских музыкантов для прослушивания Натальи. Программа состояла из Сонаты Шуберта, Второго концерта Чайковского, Токкаты и Фуги Баха в обработке С. Рахманинова, а также прелюдий Миры Князевой. Творческая комиссия единогласно решила, что поступать надо в консерваторию. После этого Наталья блестяще сдала в Челябинске госэкзамен и поступила в консерваторию в Свердловске. Но ее литературное творчество продолжалось, как и переписка с семьей Куниных, Цветаевых, Ю. Мориц.
Сочетание двух видов творчества нашло отражение в судьбе представителя следующего поколения Рубинских – сына Натальи Борисовны Константина. Унаследовав от прадедов, дедов и родителей художественный дар (отец Кости журналист и литератор С. А. Гржебинский), мальчик одновременно усваивал премудрости музыки и литературы. Он закончил Челябинское музыкальное училище им. П. И. Чайковского по классу флейты и Литературный институт им. М. Горького, стал победителем многочисленных конкурсов и фестивалей. Константин – член Союза писателей России.
Наталья Борисовна – литературный редактор челябинского журнала об искусстве «Автограф. Челябинск-арт» и газеты Челябинского института музыки «Акцент», член Союза литераторов России, лауреат журналистских и литературной премий, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Ее либретто и поэтические тексты положены на музыку уральскими композиторами: Е. Гудковым, А. Кривошеем, Ю. Гальпериным, В. Веккером, Е. Попляновой, К. Рубинским, М. Князевой, М. Илларионовой, И. Смирновой.
В последние годы общественное внимание к личности Рубинской значительно возросло благодаря ее книгам стихов. В любом городе поэтов единицы, ибо поэт – тот, кто концентрирует в себе самое сущностное. Челябинский поэт Николай Болдырев писал в одном из предисловий: «Губы героини Рубинской прикасаются к кроткой дудочке – к флейте почти бесконечного смирения, из которого вырастает почти бесконечная воля созерцать. То, что, абсолютно невообразимое, – здесь, перед нами, в этот уникальный момент. Разумеется, сила нашего дыхания-вдувания весьма конечна, оттого-то конечно и наше смирение и наша воля к созерцанию. Однако здесь важно не то, что мы конечны, а глубинное понимание сути своей конечности и сути своей бесконечности, которая становится ясной, когда прикасаешься к дудочке, край которой уходит в мир, нам неведомый». Эта высокая оценка, принадлежащая известному культурологу и эстетику, не случайна. Отчасти она объясняет интерес, с которым сегодня следят за творчеством Рубинской те любители поэзии, для кого стихи – не игра в духовность или в словесно-ритмическое остроумие, а форма исповеди. Ведь исповедь сегодня – вещь почти невозможная. Настолько современный человек (и человек пишущий, прежде всего) научился себя обманывать. Корни Н. Рубинской помогают ей в нескончаемом искусстве движения к самой себе.
Ж. Б. Субботина, Д. А. Чернов
Материал размещен 25.08.2019