Род писателя идет с Украины. Дед по материнской линии, Антон Буряк, родился в 1885 г. в Запорожской Сечи. В Столыпинскую реформу (начало XX в.) семья деда переехала жить в казахстанскую деревню Тавричанка, на свободные земли. Там он познакомился со своей будущей женой Екатериной. Антон Матвеевич служил в церкви дьяконом, был певчим в хоре, имел много земли, на которой выстроил кирпичный дом-пятистенок под железной крышей. Просторный двор был полон скотины. В 1937 г., чтобы не быть раскулаченным, дед собрал свою большую семью (восемь детей) и ушел из дома. Летом жили в лесу, а зимой – на частных квартирах. Скитались два года, потом, по совету родственника, отправились на челябинские копи, где в то время строили шахты и можно было затеряться, чтобы никто не нашел. Попав в Копейск, дед Антон устроился в горноспасательную службу маляром-штукатуром.
«Мой дед был дитя природы, художник по натуре и крестьянин по социальному положению, он далек был от политической борьбы. Это безнаказанно ему не прошло. За это непонимание он расплатился личной трагедией…, за его блуждание высокой ценой расплачивается его потомство, в частности я и мои сородичи». Здесь и далее приводятся цитаты из дневников писателя (Ружин, В. М. Дневниковые записи. Записные книжки. Рисунки и наброски. Челябинск, 2012. С. 98).
Отец писателя, Ружин Марк Иванович, родился в 1917 г. в Киевской области в многодетной семье. В 1931–1932 гг. его родители и родственники погибли от голодомора. Оставшись вдвоем с сестрой, спасаясь от голода и холода, бродяжничали. Попали в колонию. Когда подросли, их разделили по разным колониям, где они и потерялись. Там, в колонии, спасаясь от одиночества и безразличия окружающих, Марк начал рисовать. И чем лучше рисовал, тем надежнее его это занятие спасало. Став взрослым, Марк приехал на Урал, учился в школе ФЗО. Окончив ее, устроился работать саночником на шахту № 7–8 г. Копейска. В столовой этой шахты работала дочь Антона Буряка – Анна. Здесь и произошло знакомство будущих родителей писателя.
В 1939 г. родилась семья Ружиных. В 1940 г. Марк и Анна стали родителями. 17 февраля на свет появился первенец – Виктор, немного позже – еще один сын. Однако счастье длилось не долго. В 1945 г. по доносу соседки отца арестовали и посадили. Начались испытания: мать потеряла работу, жилье, скитались по квартирам… Младшего сына мать вынуждена была отдать в приемную зажиточную семью. Его следы затерялись на просторах России.
Из лагерей отец не вернулся. Но, чтобы у сына не было сложностей, мать скрывала арест отца, говорила, что он погиб на фронте, пропал без вести. И только перед своей смертью решилась рассказать сыну правду.
Становление личности, или, говоря современным языком, социализация Виктора Ружина началась с яслей, затем детский сад, школа. В 1949 г. в первый класс для него отрыла двери школа № 12. Через полгода семья переехала в поселок Северный рудник. В новую школу Виктор ходил с удовольствием и учился на «отлично», принимал участие в художественной самодеятельности. На сцене поселкового клуба танцевал «Яблочко».
В 1953 г. вновь смена жительства. Теперь «домом» стал поселок «Подземгаз» (ныне Вахрушево). Учебу Виктор Ружин продолжил в семилетней школе № 35.
От своего отца Виктор унаследовал умение рисовать, что очень пригодилось в жизни. В школе в числе любимых предметов, кроме литературы, музыки и физкультуры, были рисование и черчение. Он был одним из создателей стенгазет. Много рисовал, вначале акварелью, затем – маслеными красками. Рисовал на холсте картины, знакомым – ковры. В школьные годы проявляется интерес к литературному творчеству, пробует писать стихи.
Одной учебой жизнь в юные годы не ограничивалась. Чтобы помочь семье, приходилось летом работать. Пас коров, был подпаском.
Окончив семилетку, в 1956 г. Виктор Ружин поступает учиться в строительное училище Копейска. Получив профессию плотника, работает на стройке домов в своем родном поселке и одновременно учится в вечерней школе рабочей молодежи. В 18 лет круто меняет свою жизнь и становится шахтером.
Работу прервала служба в армии в танковых войсках. Первый год службы прошел в Даурском полку Лисичанской дивизии в Свердловской области. В штабе рисовал с набросков начальника штаба карты-схемы тактических боевых учений в увеличенном виде. Пройдя курс молодого бойца, службу продолжил на Дальнем Востоке.
Демобилизовавшись, вернулся в шахту. Далее была учеба в вечерней школе; работа учителем рисования, черчения, физкультуры и труда в школе села Петровка и поселка Вахрушево; возвращение в шахту; учеба в горном техникуме, университете марксизма-ленинизма на факультете журналистики; работа художником и слесарем на Челябинском тракторном заводе, электриком на Челябинском металлургическом заводе.
Получив профессию журналиста, Виктор Ружин работать в ней не стал. Увлекла литература, которая, по его словам, стала для него ангелом-хранителем, «она спасла меня от тюрьмы и от смерти» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 84).
Сначала Ружин писал «в стол». В 1963 г. пишет первый рассказ «Деревенские встречи». «В 1970 г. написав рассказ “Паек”, я посчитал его неудачным, слабым, кому-либо читать стеснялся. Но, учась на факультете журналистики, набравшись смелости, на защите дипломной работы я прочел этот рассказ. Одна женщина заметила мне: “так ты писатель”. Я посчитал это насмешкой и забросил рассказ. В 2005 г., роясь в бумагах, я наткнулся на него и поразился: неплохо написано» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 88).
«Плотно творчеством не занимался – семья и работа на шахте отнимали все время. Надеялся, что когда уйду на пенсию, стану писать. В 90-м году настало долгожданное время, а тут перестройка. Пришлось снова взяться за работу. Через четыре года понял, что трудиться над произведениями нужно неотложно» (Старикова, О. Писатель Виктор Ружин посетил Красноармейский район // Маяк. Миасское, 2014. 28 мая).
Первые публикации (рассказы «Деревенские встречи», «Где моя жизнь») появились в июне 2005 г. в газете «Вечерний Челябинск». С этого времени и начинается систематическое творчество. Виктор Маркович не расстается с ручкой и блокнотом, записывает новые истории и характеры героев. Работать над рассказами предпочитает ночью, когда никто не мешает.
Участие во Втором областном литературном конкурсе «Прекрасен наш союз...» принесло победу В. Ружину и положило начало изданию книг. Первым стал сборник рассказов «Распутица» (2007). Рассказы публиковались в местных газетах, альманахах, российских журналах, за рубежом. «Неожиданно для меня вышел на мою страничку [в Интернете – сост.] священник Кригер из города Торонто и предложил издать в Канаде мои произведения. Я дал согласие. Издав книги в Канаде, мне прислали несколько экземпляров». Так Центральная городская библиотека Копейска получила «канадский подарок» – четыре книги Виктора Марковича: «Повести и рассказы» (2014), «Сборник рассказов» (2017), «Змея кручина» (2018), «Рукописи – черновики и рисунки» (2018).
В. Ружин много размышляет о литературе, творчестве. В его дневнике есть такие записи:
«Меня спрашивают, как Вы пишете? Просто жил, накапливал увиденное, а теперь увиденное вылезает наружу. Вот и все» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 90).
«Все жизненные коллизии: драмы, трагедии, комедии – все вьется вокруг нас. Умей только видеть это. Бери, выстраивай в стройную систему, и все зазвучит» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 165).
«Своими рассказами я хочу, чтобы у человека была мерка, от которой он становился бы лучше» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 108).
«"Почему вы такие тяжелые рассказы пишете"? Я не тешу и не развлекаю людей, а заставляю задумываться… Почему я так пишу? Потому что я люблю Россию и хочу, чтобы она была лучше» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 109).
«Я не ищу материала, материал ищет меня, мне только приходится его обрабатывать» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 82).
«Многие не довольны моим творчеством, что я пишу не так, пишу чернуху. Зато я уйду на тот свет спокойным, что я высказал этому свету о его несовершенстве» (Ружин, В. М. Дневниковые записи… С. 112).
Рассказы Ружина короткие, но поразительно глубокие. Они о жизни и судьбе русского человека. Его герои – простые люди, чистые, совестливые. Персонажи подсмотрены на улице, в деревне, на заводе. «Я не ищу тем, героев, они рядом со мной. Я люблю их, я в долгу перед ними и мне совестно перед ними их не видеть и о них не писать» (С. 154).
Как отмечает председатель Челябинского отделения Союза писателей России Олег Павлов, герои повестей и рассказов Виктора Ружина «очень несчастливые люди. Но это не потому, что “все кругом плохо”. Беда в том, что у них болит душа, что мечтают не о том, что имеют, не о том, что сбылось, и часто витают в облаках. Что страдают и любят по-настоящему… По-ружински, нет человека на Земле, а тем паче, в России, в душе которого не живет Драма. Каждый человек ведет незримую, жестокую борьбу с окружающей средой, и очень редко, почти никогда, не одерживает победу… Вся его литературная деятельность – по сути, есть призыв: приглядитесь к ближнему своему, он нуждается в вашем участии и сочувствии. Виктор Ружин… умеет ненавязчиво, скупо, как бы отстраняясь от жизни своих героев, заставить нас полюбить их или хотя бы разделить их страдания» (Павлов, О. Н. Об авторе // Ружин, В. М. Повести и рассказы. [Канада], [2014]. С. 3).
Павлов видит в писателе Ружине современного Дон-Кихота, «до сих пор бьющегося за человеческие идеалы в обществе». Копейский писатель Виктор Соколов относит его «к тем самородкам, которые как бы сами по себе иногда возникают в глубинках России». Их он называет совестью, пророками России (Соколов, В. М. Творчество Виктора Ружина : (жизнь без узора) // Ружин, В. М. Рукописи – черновики и рисунки. [Канада] : Altaspera, [2018]. С. 4–5).
Ученицы копейской школы № 4 провели исследование «Мотивы раннего творчества Ф. М. Достоевского в произведениях нашего современника, земляка В. М. Ружина» (Проза В. М. Ружина. – Текст : электронный ресурс) // МОУ СОШ № 47 г. Копейска : офиц. сайт. – URL: http://74213s47.edusite.ru/p125aa1.html (дата обращения: 06.02.2020). Изучая творчество двух писателей, показали, как раскрывается тема «бедных людей», маленького человека в их произведениях.
Критики относят творчество В. М. Ружина к традициями русской литературы, которая восходит к Достоевскому, Платонову, Шукшину.
Материал подготовлен Н. И. Кочуновой
Размещен 14.02.2020
Аудиозаписи добавлены 09.04.2021
Источники:
- Ружин, В. М. Дневниковые записи. Записные книжки. Рисунки и наброски / Виктор Ружин. – Челябинск : Цицеро, 2012. – 322 с. : ил.
- Материалы беседы автора статьи с В. М. Ружиным.