Версия для слабовидящих

Писатели

Родилась Лидия Николаевна 3 апреля 1889 г. в казачьей станице Варламово (сейчас это село Чебаркульского района). Она с гордостью всегда говорила: «Я — коренная уралка». Писала: «Личная моя судьба тесно связана с жизнью моего отца. Отец мой — татарин. Мой дед был плотником и проживал в селе Мамарыш Казанской губернии... Пожар. Сгорела не только дедова изба, но погибли в огне моя бабушка и тетка, сестра моего отца. Дед помешался в уме. Круглыми сиротами остались два мальчика. Младшего — моего отца — взял к себе на воспитание священник Ронгинский». Отцу Л. Сейфуллиной тогда было пять лет. Его крестили, дали имя Николай, а отчество — крестного отца, фамилию оставили деда. Так появился Николай Егорович Сейфуллин.

Приемный отец дал мальчику образование. Николай закончил учительскую семинарию в Казани, работал учителем татарского языка, переводчиком. Но умерла от скоротечной чахотки его невеста, и он решил посвятить себя православию. Для того чтобы стать священником, женился на молодой русской девушке Анне Елиной, из большой и бедной семьи. Брак оказался счастливым, но очень недолгим. Родились две дочери, старшая Лидия. Когда Лиде было пять лет, умерла мать. (тогда матери было 23 года, отцу — 30). Николай Егорович в то время служил священником в Варламовском храме. Он был интеллигентным, честным, очень мягким и добрым человеком. После смерти жены посвятил себя воспитанию дочерей.

Лидия Николаевна писала, что они росли на руках двух неграмотных крестьянок (бабушка и нянька). С детства слушали народные сказки и сказания. Читать и писать учили девочек отец и крестная мать. Семья была небогатой, не было ни коровы, ни лошади, зато была богатая духовная атмосфера. Николай Егорович любил играть на скрипке, слушать пение. Но особую роль в доме играла литература. Отец выписывал детям журналы, покупал книги. Много читал детям наизусть. Пробовал писать сам. Николаю Егоровичу пришлось не раз менять место работы, жила семья в Кустанае, Орске, Оренбурге, в глухих деревнях.

Лидия получила начальное образование в церковноприходской школе. В семь лет уже пыталась писать. Училась в Оренбургском епархиальном училище, куда принимали дочерей священников. В училище еще долго хранили ее сочинения, как лучшие. Отец очень гордился своей дочкой, мечтал, чтобы она стала писательницей.

Лидия окончила Омскую женскую гимназию. Там же появились ее первые статьи в газетах. В 1907 г. вместе с отцом приехала в Оренбург, работала учительницей начальных классов. Вскоре Николай Егорович получил назначение в Орск, куда вслед за ним переехала и дочь. Здесь она увлеклась театром. Первое упоминание о ее участии в любительском спектакле встретилось в заметке, напечатанной в «Оренбургской газете» за 13 марта 1908 г. Затем пробует силы на профессиональной сцене. Три сезона (1909–1911) играла в антрепризе З. А. Малиновской под театральным псевдонимом Л. Н. Нелидова, ездила с гастролями по стране: Вильно (Вильнюс), Ташкент, Владикавказ. Играла детей и комических старух. Она была маленького роста с большими темными глазами. Заболев, в театр уже не вернулась.  До революции 1917 г. Лидия Николаевна кочевала по глухим уральским и мордовским селам, учила грамоте детей и взрослых, создавала сельские библиотеки-читальни. Деревенские бабы тогда о ней говорили: «Собой маленька да немудрященька, а башкой мозговита». Перед революцией Сейфуллина работала в селе под Оренбургом. Революцию 1917 г. встретила в Орске. Была целиком на стороне революции.

В марте 1919 г. (по некоторым данным — в 1918 г.) Лидия Николаевна с мужем — писателем Валерианом Правдухиным — приезжает из Оренбурга в Челябинск. Поселяются в доме купцов Шиховых по улице Большой (ныне ул. Цвиллинга). Дом не сохранился.

Жизнь тогда была чрезвычайно трудной. Разруха, голод (хлеба выдавали по 5 фунтов в месяц), холод, тиф, холера. «Непредставимый в своей жестокой фантастике быт», — писала Лидия Николаевна. Но они с мужем были молоды, энергичны. Оба — блестящие организаторы. Поле их работы — культура и просвещение. Оба работали в Челябинском Губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин — заведующим внешкольным подотделом. Оба читали лекции в Народном Доме (сегодня Челябинский Молодежный театр), бывшем реальном училище, городских клубах. И Сейфуллина, и Правдухин были активными журналистами газеты «Советская правда» (современное название — «Челябинский рабочий»).

Правдухин называл жену «заядлой книжницей». Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской губернии. Она заведовала Челябинской городской народной библиотекой-читальней (сегодня это Челябинская областная универсальная научная библиотека) в 1919–1920 гг., с июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в губернском управлении народного образования. Ко времени назначения заведующей Челябинской библиотекой-читальней Лидия Николаевна имела опыт работы в библиотеке: в 1915 г. заведовала библиотекой-читальней в Самарско-Раевском селе Оренбургской губернии.

За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии в Челябинском уезде было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках.

Начала активно работать по пополнению библиотечных фондов реквизированными книгами. В январе 1920 г. была командирована в Москву «для закупки литературы и учебных пособий» не только для городской библиотеки, но и для близлежащих сельских библиотек. За период с лета 1919 г. по весну 1920 г. в Челябинском уезде было собрано и отправлено в городские и уездные библиотеки до 24000 книг.

Особое внимание Л. Н. Сейфуллина уделяла библиотечной работе с детьми. Лидия Николаевна часто «уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей». В 1919 г. в Челябинске на съезде по внешкольному образованию выступила с докладом о работе библиотек с детьми. В 1920 г. в Челябинском педагогическом техникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: «Библиотекарь».

Л. Н. Сейфуллина не раз бывала в Москве, на учебе, на совещаниях, была знакома с Н. К. Крупской. Еще в 1917 г. она окончила в столице трехмесячные библиотечные курсы (университет А. Л. Шанявского). Всегда и везде выступала в защиту городских, сельских библиотек. В феврале 1920 г. она становится делегатом III Всероссийского совещания по внешкольному образованию, на котором горячо выступала о необходимости создания детских библиотек.

Удивительно, когда только она все успевала! Днем в библиотеке, вечером в театре. Иногда приходилось ночевать в библиотеке или театре. А еще и лекции, и журналистская работа!

Лидия Николаевна является инициатором создания детского театра в Челябинске. В стране еще не было таких театров и детского репертуара. Об этом она писала в статье «О детском театре», опубликованной в газете «Советская правда» 18 сентября 1920 г. К «Неделе ребенка» в Челябинске был объявлен конкурс на детскую пьесу. Произведение Сейфуллиной «Егоркина жизнь» получило первую премию, пьеса Правдухина «Новый учитель» также была отмечена. Что значила тогда премия? Лидия Николаевна получила баранину и папиросы, а Правдухин — пуд муки и три фунта масла.

Пьесы были поставлены в Народном доме, где играли сами авторы, в театре на острове реки Миасс. Все школьники города посмотрели эти спектакли. Кроме того, Лидия Николаевна писала сценарии по русским народным и зарубежным сказкам, хотя в стране тогда сказки преследовались.

После революции инструкциями Народного комиссариата просвещения за подписью Н. К. Крупской запрещалось издательствам издавать сказки, а библиотекам иметь в своих фондах. Считалось, что они не способствуют коммунистическому воспитанию детей. Разрешены были только сказки А. Пушкина, «Конек-горбунок» П. Ершова и три русских народных сказки: «Колобок», «Репка» и «Три медведя». Только в 1933 г., когда заработало издательство детской литературы (Детгиз), благодаря хлопотам писателей М. Горького, К. Чуковского, С. Маршака запрет на сказки сняли.

Наш земляк Юрий Либединский вспоминает инсценировку по сказке «Мальчик с пальчик» (приблизительно в Новый 1921 год): «Детей было множество. Большой зал Народного Дома в Челябинске, наверное, никогда не видел столь крикливой, восторженной  аудитории, — это были дети городской бедноты, пришедшие из привокзального поселка Порт-Артур, из хибарок заречной стороны... Сидели в этом нетопленом зале и с замиранием сердца следили за похождениями отважного малютки, который, то выручал своих неуклюжих, огромных братьев, роли которых исполняли самые рослые актеры, то спасал своих престарелых отца и мать, то ловко обманывал хитрую бабу-ягу... Но откуда достали такого мальчика, который действительно ростом был под стать аудитории, прыгал, как мячик, голос звонкий, а глаза необыкновенные — огромные, добрые, умные, они так и летали по аудитории, словно освещая ее...   В этой маленькой и ловкой, худощавой фигурке, казалось, не было ничего женского — мальчишка, и все тут. Но глаза выдавали, нетрудно было догадаться, что роль “мальчика с пальчика” играет талантливая актриса. Это вовсе не была профессиональная актриса, это была молоденькая учительница Лидия Николаевна Сейфуллина».

Либединский не совсем точен. Сейфуллину можно считать профессиональной актрисой. Играла на сцене Народного дома, работала в театре на острове реки Миасс, где с 1919 по 1925 г. выступала драматическая труппа во главе с директором И. М. Сметаниным-Уральским и главным режиссером С. М. Сапуновым. В Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранилось удостоверение, выданное актрисе Л. Н. Нелидовой (Ф. 153. Оп. 1. Ед. хр. 20). Только в Челябинске она сыграла около двадцати ролей. И молоденькой в тридцать лет ее уже трудно было назвать. А в остальном Либединский дал верную картину.

Сейфуллина была прекрасной рассказчицей. Ей свойственны безукоризненный вкус и верность классической литературе. Она часто выступала перед взрослыми и детьми с рассказами по книгам «Овод» Э. Войнич, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Спартак» Р. Джованьоли и др. Писала статьи, где с горечью говорила о том, что традиция рассказывания забывается («Забытое искусство»).

Одно время в Челябинске Л. Н. Сейфуллина работала секретарем уполномоченного ВЦИК «по улучшению жизни детей в Челябинской губернии», в отделе по борьбе с беспризорничеством. Но и до этой работы Сейфуллина не могла спокойно смотреть на сотни голодных, замерзающих детей, которые из-за Гражданской войны остались без родителей. Не раз бывала в детском приемнике, который тогда размещался в бывшем женском Одигитриевском монастыре (теперь на этом месте гостиница «Южный Урал»).

В 1920 г. была организована первая на Урале сельскохозяйственная трудовая колония для беспризорных детей на окраине поселка Тургояк. Лидия Николаевна помогала в ее организации. Потом она с мужем почти месяц в ней жила, ходила с детьми в походы, много им рассказывала, ставила с ними спектакли.

В 1920 г. Л. Н. Сейфуллина окончила Высшие научно-педагогические курсы при Академии социального воспитания в Москве.

Осенью 1921 г. Валериана Правдухина направили в Новосибирск руководить государственным издательством. И там Лидия Николаевна «с головой окунулась» в работу.

В 1922 г. вместе с мужем приняла участие в создании журнала «Сибирские огни». В первом его номере напечатано дебютное художественное произведение Лидии Николаевны «Четыре главы» (о судьбе актрисы). Во втором номере за тот же 1922 г. — ее повесть «Правонарушители», посвященная истории Тургоякской детской колонии. У главных героев были реальные прототипы. Колония исправляла людей, делала их жизнь другой, разумной.

Это произведение стало первой в стране книгой о беспризорниках. Еще не было повести Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика Шкид», «Педагогической поэмы» А. Макаренко. Сейфуллина впервые в литературе XX в. говорила о беспризорности как о большой и очень острой проблеме. Макаренко высоко ценил ее повесть.

Сейфуллина позже признавалась, что писала ее «с веселой душой, сразу, как никогда уже больше написать не могла и не смогу... В моем небогатом вкладе в советскую беллетристику я считаю его самым ценным».

«Правонарушители» оказались самым читаемым детьми и взрослыми произведением в послереволюционной России, как и повесть «Неделя» Юрия Либединского, напечатанная в это же время. Книгу издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири ее ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством.  В 1933 г. фашисты в Германии бросали в костры и эту книгу. То, о чем писала Сейфуллина, актуально и сегодня.

Детская колония в поселке Тургояк просуществовала до 1924 г. Сегодня здесь детский дом для глухих и слабослышащих детей. К столетию Лидии Николаевны миасские книголюбы установили на этом доме мемориальную доску, посвященную писательнице.

Уехав из Челябинска, Лидия Николаевна не рассталась с Уралом. Они не раз приезжали с мужем в наши края. Валериан Правдухин собирал тогда материал для своей книги «Яик уходит в море», писал рассказы о путешествиях по Уралу, об охоте.

Некоторые произведения Сейфуллиной написаны на уральском материале: повесть «Александр Македонский» (прототип героя — отец челябинской революционерки Риты Костяновской), рассказ «Поневоле» (описано озеро Тургояк), рассказ «Юный коммунист» и очерк «Мужицкий сказ о Ленине» (место действия — села Кузино и Карагай Верхнеуральского района).

За сравнительно короткий срок жизни в Челябинске Сейфуллина собрала столько материала, что его хватило на несколько книг. Она писала сдержанно, просто, но за скупыми строчками — целая эпоха. В ее произведениях органично сочетались жестокая правдивость и вера в победу справедливости. «Меня сделала писателем сама жизнь», — говорила Лидия Николаевна.

В 1922 г. Сейфуллина написала повесть «Перегной» — о том, как темные, забитые деревенские жители встретили революцию и Гражданскую войну. Читать книгу тяжело, она заканчивается кровавой драмой, но в библиотеках на нее устанавливалась очередь. Удивительно, как в один год Лидия Николаевна сумела написать три разных, больших повести: «Четыре главы», «Правонарушители» и «Перегной», которые сделали Сейфуллину знаменитой.

В 1923 г. Сейфуллина с мужем переехали в Москву, поселились в доме брата Валериана Правдухина.

Лидия Николаевна много работает. В 1924 г. вышла ее известная повесть «Виринея», где описана степная южноуральская деревня и драма Виринеи — деревенской Кармен с сильным характером, бунтарской душой, достоинством. Неповторим язык повести.

В 1925 г. они с мужем написали пьесу по мотивам «Виринеи». Ее ставили в МХАТе, в Театре им. Евгения Вахтангова и других театрах страны. Вместе с Вахтанговским театром Сейфуллина выезжала за границу: в Варшаву, Берлин, Париж. В Берлине подружилась с В. Маяковским, выступала с ним и в Париже. Маяковский называл Лидию Николаевну Сейфуллинкой (за малый рост). По повести «Виринея» ленинградский композитор С. Слонимский написал оперу (1967), режиссер В. Фетин на киностудии «Ленфильм» снял фильм (1968), где роль главной героини сыграла Людмила Чурсина.

К 1925 г. к Лидии Николаевне пришла большая литературная слава. М. Горький назвал ее «человечицей, влюбленной в литературу». Вышли подряд собрания ее сочинений: трехтомное (1925), пятитомное (1926–1927), шеститомное (1929–1931), отдельные произведения. Но жизнь писательницы становилась все сложнее. Она все дальше уходит от тех идеалов, в которые верила. Наступил творческий кризис. Лидия Николаевна называет это время «черным периодом». Болезни, операция, бытовые трудности, провал ее пьесы «Попутчики», написанной в 1932 г. Лидия Николаевна все более требовательна к себе. Начала большую повесть «Страна». Написала шесть глав, рукопись ей не понравилась. В итоге получился всего один рассказ «Таня» (напечатан в 1934 г. в журнале «Новый мир»). Это был один из лучших ее рассказов, в котором она впервые в советской литературе заговорила о репрессиях.

Писатель Ю. Либединский, рассказывая о встречах с Лидией Николаевной в Ленинграде в конце 1920-х гг., в своих воспоминаниях писал: «Движимая пафосом первой пятилетки, Лидия Николаевна пошла работать на завод "Красный треугольник" в Ленинграде, встала к станку. И хотя ей физически приходилось трудно, она с честью выполнила эту задачу, и любопытный очерк ее "Письма к родне" остался свидетельством этого важного этапа жизни и деятельности Л. Н. Сейфуллиной». Но изменить себя в творчестве писательница не могла. Ей предлагали писать о заводах и социалистическом строительстве, а Лидии Николаевне ближе была тема крестьянства. В дневниках за 1932 г. К. Чуковский пишет о Сейфуллиной, что ей было так плохо, что она пила, много курила, ее мучили сердечные приступы: «Лицо у нее остекленелое, глаза мертвые». Валериан Павлович Правдухин был при ней неотлучно. В том же году Лидия Николаевна с мужем получили квартиру в писательском доме на углу ул. Тверской и проезда Художественного театра (Камергерский переулок). В этом доме жили М. Светлов, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, М. Шагинян. Сейфуллина вновь окружена людьми, опять в гуще событий, но пишет трудно и мало.

Несмотря на это, в 1934 г. ее избирают членом правления Союза писателей СССР. Ей приходится вести большую организаторскую работу. В 1936 г. государство пожизненно выделило ей дачу в Переделкине по соседству с дачей А. Фадеева. Здесь она подружилась с К. Чуковским, Б. Пастернаком, Ю. Либединским, А. Фадеевым. Но наступил 1937 г., ночью на даче арестовали Валериана Правдухина. Это было для Лидии Николаевны страшным ударом. Сама она чудом избежала ареста. В 1939 г. мужа расстреляли (в 1956 г. реабилитировали посмертно). Продолжается творческий кризис. Все, что было написано ею раньше, почти перестали издавать, а на новые произведения не было сил. Важным событием в ее жизни в те годы стало награждение орденом Трудового Красного Знамени (1939).

Л. Н. Сейфуллина была смелым человеком. Об этом не раз рассказывали те, кто хорошо знал Лидию Николаевну. В 1932 г., в период подготовки первого съезда писателей, известных авторов собрали на квартире у М. Горького. Приехал Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но настойчиво рекомендовали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина и вдруг громко и четко ему сказала: «Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что Вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут одеть?» Это было, как разорвавшаяся бомба. В 1946 г. она защищала А. Ахматову и М. Зощенко, несмотря на опасность, грозившую за это ей самой.

В начале Великой Отечественной войны Лидия Николаевна просилась на фронт. Не пустили. Работала на радио. В 1942 г. добилась командировки на Западный фронт военным корреспондентом. Составила сборник статей о гвардейцах, была награждена гвардейским значком. Солдаты называли ее «Гвардии мамаша». «Для меня это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя», — писала Л. Сейфуллина. По возвращении в Москву писала очерки, статьи, вела радиопередачи. В первую военную зиму Союз писателей СССР отметил двадцатилетие литературной деятельности Лидии Николаевны. Вышел сборник ее избранных произведений. Она много работает в комиссии по приему в Союз писателей СССР. Пишет повесть «На своей земле» о героине — партизанке Лизе Чайкиной. Немного раньше — очерк «Сережа Воронцов» о мальчике-партизане. И вновь она первой из писателей поднимает тему героизма детей в трудное для страны время. Еще не было повестей В. Катаева «Сын полка» и Л. Кассиля «Улица младшего сына».

После войны Лидия Николаевна много работала с молодыми литераторами, но произведения самой писательницы почти не публиковались. Скрашивала жизнь Сейфуллиной семья ее сестры Зои, которую она еще до войны позвала жить к себе. Внуки сестры называли Лидию Николаевну бабушкой. Особенное влияние оказала «бабушка» на любимого старшего «внука» — Льва Шилова. Он — автор книги «Голоса, зазвучавшие вновь». В последние годы жизни (он умер в 2004 г.) Лев Шилов был директором Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине.

Л. Н. Сейфуллина ушла из жизни 25 апреля 1954 г. Похоронена на Введенском кладбище Москвы. В те дни А. Фадеев прислал телеграмму: «Мне лично она всегда была дорога как человек кристальной чистоты, прямоты, как чудесный товарищ, как учитель, поддержавший мои первые шаги в литературе».

О Л. Н. Сейфуллиной не раз писали челябинские писатели и литературоведы А. Шмаков, А. Лазарев, Л. Гальцева, А. Казаков, М. Фонотов. Но нет пока популярной книги, рассказывающей о связи Лидии Николаевны с Южным Уралом. В ее родном селе Варламово есть улица Сейфуллиной и музей писательницы в местной школе, которая носит имя Сейфуллиной. К сожалению, нет мемориальной доски, ей посвященной, в Челябинске. Есть в Челябинске улица имени Правдухина, писателя, ее мужа, но нет улицы Сейфуллиной. Была библиотека, но и та имя «потеряла» при централизации библиотек.

Произведения Л. Н. Сейфуллиной включены в челябинские сборники: «Старица: проза и поэзия писателей Урала начала ХХ века» (2006), «В железной реальности века» (2008). В библиотеках Челябинской области есть ее книги. Должна быть и память, достойная Л. Н. Сейфуллиной.

 

Н. А. Капитонова

Размещен 14.09.2023

 

Сочинения

  • В список включены только произведения Л. Н. Сейфуллиной, написанные на уральском материале. Аннотации взяты из источника: Л. Н. Сейфуллина и Южный Урал : указатель литературы / Челябинская областная публичная библиотека, Отдел библиографии и краеведения ; составитель Л. П. Кутлина. — Челябинск, 1975. — 31 с.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Перегной : повествование / Л. Н. Сейфуллина. — Екатеринбург : Уралкнига, 1924. — 92 с. : ил. Изображена глухая зауральская деревня в первые послереволюционные дни.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Мужицкий сказ о Ленине / Л. Н. Сейфуллина. — 3-е изд. — Ленинград : ГИЗ, 1925. — 15 с. — (Ленинская библиотека). Записан в поселке Карагае, ныне село Карагайское Верхнеуральского района.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Виринея / Л. Н. Сейфуллина. — Москва : Госиздат, 1927. — 160 с. Прототип главной героини повести — девушка Ариша из деревни Карайгыр Оренбургской губернии.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Александр Македонский : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина. — Москва, 1953. — С. 93–121. Описаны события восстановительного периода в одном из южноуральских городов. Прототип главного героя — бывший заведующий Челябинского УОНО, рабочий-выдвиженец Албычев.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Милость генерала Дутова : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Повести, рассказы, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Новосибирск, 1957. — С. 142–145. Описаны действительные события, имевшие место в г. Оренбурге в 1919 г.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Поневоле : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Повести, рассказы, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Новосибирск, 1957. — С. 154–160. В повести есть описание озера Тургояк.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Юный коммунист : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 128–130. Произведение написано на основе подлинных событий, происшедших в селе Кузино Верхнеуральского района.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Павлушкина карьера : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Собрание сочинений : в 4 т. — Москва, 1968. — Т. 1. — С. 50–52. В тексте упоминается Челябинск первых лет революции.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Встреча : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — Москва, 1980. — Т. 2. — С. 7–164. По словам З. Сейфуллиной, сестры писательницы, в основе сюжета — материалы судебного процесса, имевшего место в Челябинске.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Из дневника охотника : рассказы / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — Москва, 1980. — Т. 2. — С. 294–312. Описывается охота и рыбалка на реке Урал.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Правонарушители : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — Москва, 1980. — Т. 1. — С. 74–106. В основе повести — жизнь воспитанников и воспитателей Тургоякской детской колонии.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Ноев ковчег : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Четыре главы : повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина. — Москва, 1989. — С. 89–128. В основе повести — события революции и Гражданской войны в Оренбургском крае.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Собственность : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Старица : поэзия и проза Урала начала XХ века / редактор: О. Павлов ; составитель: В. Романико. — Челябинск : Челябинская областная писательская организация Союза писателей России, 2006. — С. 69–78. События предположительно происходят в дореволюционном Челябинске.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Виринея : 12-я, заключительная глава из повести / Л. Н. Сейфуллина // В железной реальности века : стихи и проза писателей Южного Урала / составитель и редактор А. К. Белозерцев. — Челябинск : Издательство Марины Волковой, 2008. — С. 5–9.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Правонарушители : отрывок / Л. Н. Сейфуллина // Краткая история Челябинской детской литературы / редколлегия: Т. О. Бобина [и др.]. — Челябинск : Издательство Марины Волковой, 2013. — С. 11–12.
  • * * *
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Великий Октябрь и дети / Л. Н. Сейфуллина // Семья и школа. — 1946. — № 11. — С. 2–4. Воспоминания автора о положении беспризорных детей в Челябинске в начале 1920-х гг.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Забытое искусство / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 143–145. Об искусстве устного рассказа и комиссии рассказчиков в библиотечной секции Челябинского губернского отдела народного образования.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Не будем могильщиками культуры / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 146–148. Критика работы библиотек и читален в Челябинской губернии.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. О детском театре / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 131–134. О необходимости создания в Челябинске детского театра и драматургии для детей.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Критика моей практики / Л. Н. Сейфуллина // Собрание сочинений : в 4 т. — Москва, 1969. — Т. 4. — С. 258–296. С. 260–261: Л. Сейфуллина — о своих первых шагах в литературе на Южном Урале; С. 273: Посещение Магнитогорска и Свердловска.
  • СЕЙФУЛЛИНА, Л. Н. Ленинский декрет : очерк / Л. Н. Сейфуллина // Собрание сочинений : в 4 т. — Москва, 1969. — Т. 4. — С. 107–111. Описываются занятия Л. Сейфуллиной по обучению грамоте бойцов Пятой армии красных в Челябинске в период Гражданской войны.

Литература

  • АНТОНОВА, К. И. Сейфуллина Лидия Николаевна / К. И. Антонова, А. Л. Казаков // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. — Челябинск, 2006. — Т. 5. — С. 808–809.
  • Л. Н. СЕЙФУЛЛИНА в жизни и творчестве : воспоминания и статьи / составитель А. Л. Коптелов. — Новосибирск : Книжное издательство, 1958. — 184 с., 1 л. портр.
  • ЯНОВСКИЙ, Н. Н. Лидия Сейфуллина : критико-биографический очерк / Н. Н. Яновский. — Изд. 2-е, доп. — Москва : Художественная литература, 1972. — 246 с.
  • «ЧЕЛОВЕЧИЦА, влюбленная в литературу…» : к 100-летию со дня рождения Л. Н. Сейфуллиной : в помощь лекторам, пропагандистам книги, библиотекарям, краеведам / Челябинская областная организация общества «Знание» ; подготовила Л. П. Гальцева. — Челябинск : [б. и.], 1990. — 32 с.
  • ФОНОТОВ, М. С. Истома земли // Соловьиный остров / Михаил Фонотов. — Челябинск, 2001. — С. 97–99. О жизни и творчестве Л. Сейфуллиной.
  • СЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна (1889–1954) // Литература России. Южный Урал : хрестоматия : 5–9 кл. / составители: Н. А. Капитонова [и др.]. — Челябинск, 2002. — С. 65–90.
  • ЖУРАВЛЕВА, Н. С. Южноуральцы — создатели творческих объединений Советской России в 1920-е гг. / Н. С. Журавлева // Возрождение культуры народов Челябинской области : материалы региональной научно-практической конференции 15 дек. 2003 г. / редколлегия: Н. Г. Апухтина [и др.]. — Челябинск, 2003. — 204 с. С. 32–36: О Л. Н. Сейфуллиной.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. «Коренная уралка» / Н. А. Капитонова // Исторические чтения : материалы научной конференции «Культура Урала. XX век», посвященная 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по организации разумных развлечений, 24 нояб. 2005 г. / редактор-составитель Э. Б. Дружинина, И. А. Казанцев. — Челябинск, 2007. — Вып. 10. — С. 399–407.
  • КАПИТОНОВА Н. А. Л. Н. Сейфуллина / Н. А. Капитонова // Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова. — Челябинск : Абрис, 2012. — Вып. 2. — С. 52–60.
  • ЕГУНОВА, Т. Н. Лидия Сейфуллина / Т. Н. Егунова // Краткая история Челябинской детской литературы / редколлегия: Т. О. Бобина [и др.]. — Челябинск : Издательство Марины Волковой, 2013. — С. 10.
  • * * *
  • КАЗАКОВ, А. Л. Уральская Виринея / А. Казаков // Челябинский рабочий. — 1989. — 2 апр.
  • ЛАЗАРЕВ, А. И. «Знаменитая наша уралка» / А. Лазарев // Вечерний Челябинск. — 1989. — 19 апр.
  • ФОНОТОВ, М. С. Лидия Сейфуллина / М. Фонотов // Челябинский рабочий. — 1995. — 15 нояб.
  • МОИСЕЕВ, А. П. Челябинская карта Лидии Сейфуллиной : по страницам повестей / А. Моисеев // Челябинск. — 1999. — № 4. — С. 38–39.
  • * * *
  • СЕЙФУЛЛИНА в воспоминаниях современников / составители: А. Л. Коптелов, З. Н. Сейфуллина. — Москва : Советский писатель, 1961. — 298 с.
  • СЕЙФУЛЛИНА, З. Н. Моя старшая сестра : воспоминания / З. Н. Сейфуллина. — Москва : Советский писатель, 1970. — 167 с. : ил.
  • ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Л. А. Встреча в Покровском / Л. Преображенская // Вечерний Челябинск. — 1979. — 7 апр. Воспоминания писательницы о встречах с Л. Сейфуллиной.
  • ЛИБЕДИНСКИЙ, Ю. Н. Зрячая любовь : воспоминания / Ю. Либединский // Избранные произведения : в 2 т. — Москва : Художественная литература, 1980. — Т. 2. — С. 350–364.
  • * * *
  • Л. Н. СЕЙФУЛЛИНА и Южный Урал : указатель литературы / Челябинская областная публичная библиотека, Отдел библиографии и краеведения ; составитель Л. П. Кутлина. — Челябинск, 1975. — 31 с.
  • Электронный каталог Челябинской ОУНБ