Андрей Середа родился в Челябинске 4 декабря 1961 г. Свою первую книжку он посвятил родителям «с благодарностью за жизнь». Его отец — Василий Захарович — всю Великую Отечественную войну прослужил в танковых войсках. Чудом уцелел. Он не любил говорить о войне, слишком тяжкие воспоминания она оставила. В молодости он не раз бывал в Челябинске, здесь он учился в танковом училище, получал новые танки. Однажды в Городском саду имени А. С. Пушкина на танцах он познакомился с девушкой Ниной, которая в 1946 г. стала его женой. После войны отец Андрея больше 30 лет проработал инженером на Челябинском радиозаводе.
Мать Андрея, Нина Ивановна, родом из деревни Заманиха Челябинской области. Сейчас этой деревни нет, она попала в радиационный след при аварии на ПО «Маяк». Но еще задолго до этой катастрофы семья Нины Ивановны переехала в Челябинск на строительство Челябинского тракторного завода. Война помешала Нине окончить техникум. В 16 лет она поступила на работу в милицию, в паспортный стол. А потом всю жизнь проработала в ЗАГСе Советского района г. Челябинска. Как писал Андрей, «раздавала путевки к Счастью» — регистрировала браки, рождения детей.
Андрей Васильевич с большой любовью и благодарностью пишет в своих дневниках о Татьяне Павловне — родственнице матери, простой деревенской женщине, которая оказала на Андрея большое влияние. Она с детства плохо видела, с устройством на работу у нее были проблемы, и она посвятила себя воспитанию Андрея и его брата. Они ласково звали ее «бабонькой». Середа писал: «…высшим мерилом всего для нее была честность. А главным принципом — жить по совести, по справедливости. Нравственный стержень, который, словно добрую ветку на кривую яблоньку, привила она мне в детстве, остался на всю жизнь. Именно он позволил смотреть на мир, на людей по-доброму…».
Учителя приходили к Андрею домой. Он часто болел, лежал в больницах. Спасала страсть к чтению. Любил книги братьев Стругацких и Кира Булычева. Они оказали на мальчика такое влияние, что еще в детстве начал сочинять сказки о приключениях людей на фантастических планетах. Потом эти истории стали пьесами-сказками, которые он ставил вместе с детьми. Андрей с отличием окончил школу № 147 г. Челябинска.
В Челябинский педагогический институт его не принимали, мотивируя тем, что он не сможет проходить практику. Андрей написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Письмо попало в ЦК комсомола. Его приняли в институт. В годы учебы огромную помощь и поддержку ему оказывала мама: доставала и приносила необходимые книги, учебники. В 1984 г. А. Середа окончил филологический факультет Челябинского педагогического института с красным дипломом. Позже Андрей учился на заочных курсах английского языка Московского государственного университета имени М. Ломоносова и успешно их окончил.
Первой литературной заявкой Андрея Середы был выпуск буклета «Я сочинил тебя…» (Челябинск: Лад, 1997), куда вошли 30 текстов песен начинающего поэта. Потом появилась его пьеса «Из тени в свет перелетая» (1999). Ее поставил в Челябинске Новый художественный театр. Главную роль сыграла замечательная актриса Лилия Корнилова, которая стала большим другом и помощником Андрея.
В 2003 г. вышла первая книга избранных произведений Андрея Середы с тем же названием, что и пьеса, адресованная взрослым. В сборник вошла повесть «Рыжий ветер», рассказы, стихотворения, монологи из спектакля и криминальная драма «Хранитель рояля». Книга открыла читателям талантливого поэта и прозаика, знатока жизни, человеческих характеров. Она не раз переиздавалась.
У Андрея Середы был настоящий педагогический дар. Дети его обожали. В нем самом сохранилось много детского, искреннего. Он умел в детях видеть таланты и способности. С ребятами своего двора организовал детский театр «Балаганчик», где был и сценаристом, и режиссером, подготовил пьесу «Волшебники». Единственное выступление «Балаганчика» прошло в пединституте. Равнодушные взрослые закрыли детский театр. Он остался в памяти Андрея самым ярким воспоминанием до конца жизни.
Андрей Васильевич не бросил работать с детьми. В школе-интернате № 13 для детей-сирот с задержкой психического развития он два года вел уроки театра (студия «Соло»). Поставил с детьми свою пьесу «Секрет Ниф-Нифа». Очень помог ребятам Новый художественный театр (г. Челябинск), который сделал к этому спектаклю декорации, предоставил костюмы… Ребята победили в городском конкурсе «Шаг в небо», получили три награды. Спектакль сыграли девять раз, но прекратили, когда умерла одна из «актрис». Все это стоило больших моральных и физических сил Андрею.
Раз в неделю на коляске (а наши дороги и дома совсем не приспособлены для этого) Андрей с гостинцами для ребят ездил из центра города на ЧМЗ, чтобы проводить репетиции, встречаться с актерами-детьми из интерната. Кроме того, у Андрея Середы была и общественная работа: он был руководителем литературно-музыкальной студии «Созвучие», почти 10 лет — клуба «Подснежник» при библиотеке имени Л. Татьяничевой. Работал в челябинском добровольном обществе инвалидов «Лилия». Общество издавало сборники произведений инвалидов. Андрей Середа был одним из авторов и редактором этих сборников.
Челябинцы часто могли видеть его, сидящего в инвалидной коляске возле педагогического института. Продавал свои книги, общался с людьми. Как ни трудно было ему, но он старался бывать в театрах, на концертах.
Первая детская книга Андрея Середы — «Приключения Тимоши» (2007). В нее вошли пьесы, которые он писал для «Балаганчика» и театрального кружка в интернате. Пьеса «Секрет Ниф-Нифа» навеяна сказкой С. Михалкова «Три поросенка». Правда, героем он сделал не практичного Наф-Нафа, который построил себе добротный дом, а доброго Ниф-Нифа, помогающему всем, кто в этом нуждался. И пришлось в сказке добавить действующих лиц, так как оказалось много желающих играть в пьесе. У этой сказки есть посвящение — «Настеньке Черепановой, единственной и неповторимой исполнительнице роли Рыженьки». Настенька играла в пьесе роль симпатичной белочки. К сожалению, девочка неожиданно умерла. В новогодней сказке «Волшебники» действует удивительный экипаж космического корабля — Кощей бессмертный, Баба-яга, Леший… и воспитанники детского сада «Одуванчик». Детям было очень интересно играть «перевоспитателей» Кощея и Бабы-яги. В телесказке «Приключения Тимоши», давшей название сборнику, пятиклассник с трудом спасает младшего брата, попавшего в волшебное Телецарство, где с утра до вечера можно смотреть телевизор и больше ничего не делать: «ни думать, ни работать, ни книжки читать». Тимоша прошел несколько телецарских испытаний, в которых ясно видны мотивы сегодняшних радиопередач. Среди них «Поле чудес». Недаром на обложке книги экран телевизора с Леонидом Якубовичем. В пьесе есть даже надоевшие всем рекламные паузы. Серьезно и с юмором Андрей Середа говорит о чрезмерном увлечении детей телевидением.
Все детские пьесы Андрея Васильевича по существу о добре и зле. Он уверен, что «с ребенком нужно говорить понятным ему языком. Использовать то, что он видит и слышит. Так гораздо легче объяснить понятия доброты, дружбы или взаимопомощи».
Позже появился сборник прозаических и поэтических произведений «Беседка» (2011) для детей, подростков и взрослых. Журналист Олеся Горюк начинает свою статью о книге со слов: «“Беседка” — итог непростого жизненного опыта, разговоров “за жизнь” и множества встреч…». Книгу открывают рассказы и повесть «Про Машу и Никиту» о воспитанниках интерната. Раздел рассказов носит ироничное название «Наш любимый интернат». Автор не боится писать правду о суровости интернатских законов, о равнодушии воспитателей, обидах детей. Такое впечатление, будто сам Андрей Середа был воспитанником интерната и пережил все эти события. Но что бы ни происходило с героями рассказов и повести, автор заканчивает свои произведения оптимистично. Неслучайно рассказ «Колечко» из книги «Беседка» вошел в сборник «Я сижу на облаке» челябинского Издательства Марины Волковой (представлял произведения современных детских прозаиков и поэтов России).
Заканчивается сборник «Беседка» мудрыми, талантливыми стихами А. Середы (раздел «Моление»), каждое из которых заставляет задуматься. Некоторые из них посвящены близким людям Андрея: Лилии Корниловой, композитору Елене Попляновой, поэту Ирине Аргутиной, памяти библиотекаря Елены Борисовны Тимошенко…
В 2012 г. издана книга Середы «Правило Льва» о мальчике, у которого был принцип «всегда и во всем защищать маму».
Стихи и рассказы Андрея Середы печатались в различных сборниках, журналах. Его стихи очень музыкальны. С 1997 г. челябинским композитором Еленой Михайловной Попляновой на его стихи написала около 30 песен. Некоторые из них вошли в сборники композитора «Давай сыграем сказку» (1999), «Чики – брики – гав» (2001). Удивительно, но Андрей Середа мог писать стихи и на готовую мелодию. С Еленой Попляновой поэта связывала настоящая творческая дружба. Они издали совместную книжку «Души открытое окно», куда вошли 23 песни. В предисловии Елена Михайловна пишет: «В стихах поэта живет душа. В душе поэта Андрея Середы окна всегда широко распахнуты. И если заглянуть в них, увидишь столько света, почувствуешь столько тепла и доброты! И всем этим поэт делится так щедро, что начинаешь чувствовать, как за спиной вырастают крылья…». Стихотворение А. Середы «Простая радость — песни петь» вошло в хрестоматию «Литература России. Южный Урал» для 10–11-х классов (2003).
Жизнь Андрея Середы была ежедневным подвигом, совершать который помогали родители, друзья, работа над книгами, в которых, несмотря ни на что, много добра, радости, оптимизма. Он писал: «Люди зачастую проживают жизнь беспечно и легко. Для меня жизнь — экзамен называться человеком…». Он с честью выдержал этот экзамен.
Андрей Васильевич Середа скончался 15 августа 2016 г., похоронен на Преображенском кладбище Челябинска. С нами остались его добрые книги и песни.
Н. А. Капитонова
Размещен 24.11.2023