«Труд оседлого человека», по словам Шишова, человека, вся жизнь которого прошла в одном городе, родившегося на границе двух частей света, в стране, всё время идущей по грани катастроф и открытий, – такой труд не может не подниматься до обобщений глобальных, поэтических, космических, рассматривающих противоречия в единой сфере бытия. Иначе остаются совершенно необъяснимыми ни истоки человеческих характеров, ни перипетии судеб, ни сама история Родины. Эта бытийно-философская позиция писателя – ключ к пониманию его творчества.
Родился К. А. Шишов 19 ноября 1940 г. в г. Челябинске, в семье служащих. Отец Алексей Алексеевич – офицер Советской Армии, погиб в Великую Отечественную войну на Северо-Западном фронте в 1943 г. Мать – врач-оториноларинголог (1904–1996) в годы войны работала начальником отделения Челябинского госпиталя, затем – врачом поликлиники завода им. Колющенко. В 2010 г. К. А. Шишов издал книгу отцовских сочинений «Литературное наследие: апология», сохранив память о глубоко интеллигентном, талантливом человеке трагической эпохи.
В середине 1950-х гг., будучи школьником, начал заниматься в литературном кружке «Алые паруса» Дворца пионеров и школьников имени Н. К. Крупской. Руководила кружком поэтесса Л. А. Преображенская, благодаря подвижническому труду которой в литературу Урала пришло целое поколение ярких, талантливых писателей и журналистов. Уже тогда для творчества К. А. Шишова была характерна общественная направленность, ярко выраженная гражданская позиция. В 1956 г. была опубликована его «Баллада о погибшем отце».
Окончил среднюю школу № 2 (ныне № 53) Южно-Уральской железной дороги с золотой медалью, в 1963 г. окончил Челябинский политехнический институт (ныне Южно-Уральский государственный университет), получив специальность инженера-строителя. В 1965–1970 гг. учился в аспирантуре Московского инженерно-строительного института, в 1970 г. защитил диссертацию кандидата технических наук. С 1970 г. преподавал на кафедре металлоконструкций ЧПИ, пройдя путь от ассистента до исполняющего обязанности заведующего кафедрой металлических и деревянных конструкций.
Гуманитарная, творческая составляющая его деятельности разворачивалась параллельно производственной, технической работе. Будучи студентом, вступил в Общество охраны памятников истории и культуры, в 1970-х гг. возглавлял Челябинский городской совет Всероссийского общества по охране памятников, активно участвовал в реставрации ряда историко-культурных объектов – Собора Александра Невского на Алом поле и Троицкого собора, церкви в селе Николаевка Варненского района и Башни Кесене. С 1975 г. является членом Областного Совета ВООПИК. В 1988 г. при поддержке Н. С. Михалкова и Д. С. Лихачёва избран Председателем регионального Фонда культуры и остаётся в этой должности по настоящее время, полностью переключившись на культурно-общественную деятельность. В 2012 г. вышел в свет «Краткий курс истории фонда культуры и творческие портреты его сподвижников», составленный К. А. Шишовым к 25-летию ЧООФК, отражающий активную созидательную деятельность Фонда, его сотрудников и соратников.
В ранних повестях К. А. Шишова «Политехники» (1976), «Записки Вахонина» (1977) и «Золотое сечение» (1988) много автобиографического – не буквально, но поэтически, – и сама проза пронизана музыкой юношеской тоски по идеалу и ощущением света. Сюжеты полны подробностей, описанных просто и достоверно, и движутся не переменой событий, а изменениями во внутреннем мире героя, глубоко рифмующегося с автором. Это тонкое психологическое и лирическое отражение перипетий его собственной судьбы, судьбы его поколения. В 1978 г. за книги «Взрыв» и «Иду по земле» Кирилл Алексеевич принят в Союз писателей СССР по рекомендациям известных писателей В. Д. Захарченко и А. А. Шмакова. Совместно с Л. Л. Оболенским и А. М. Кербелем К. А. Шишов руководил литературным театром Дворца культуры железнодорожников.
Объездил весь Урал в исследовании старинной архитектуры промышленных зданий. Выпустил несколько книг по этой теме: «Иду по Земле» (1981), «Наследие отчего дома» (1985), за которые был удостоен уральской литературно-краеведческой премии им. В. П. Бирюкова. Активно печатался во всесоюзной печати, в частности, в журнале «Техника молодёжи», организовал Всесоюзный автопробег «Каменный пояс», который впоследствии был описан в книге «Наследие отчего дома», вышедшей в 1985 г. Он способствовал сохранению на Урале многих промышленных памятников – в Нижнем Тагиле, Кыштыме, Златоусте, Магнитогорске.
Когда литература и культурное подвижничество стали основным занятием К. А. Шишова, знание истории техники помогло писателю глубже раскрыть роль Урала в судьбе России. Одна из его лирико-философских книг, вышедших в 1996 г., так и называется – «Урал в судьбе России». Совместно с историком И. Г. Непеиным создал своеобразный индустриальный роман-исследование «Ясное зрелище уральских заводов», посвященный 300-летию отечественной металлургии.
Будучи автором более 30 научных работ и ряда специальных статей, Кирилл Алексеевич постоянно публиковал прозу и поэтические произведения в газетах и журналах. Книги Шишова являются результатом глубокой рефлексии, осмысления жизни в самых разных литературных жанрах – от повествовательных полотен до поэтических взлётов, от «прикладной» публицистики до лаконичных лирических эссе. Писатель выполняет свою задачу, как и полагается ему «по должности», т. е. по душевному и духовному призванию. Вопреки стремительно мчащемуся времени, его разрушительной силе, автор словно берет нас за руку, останавливает, показывает: смотрите...
«...Вот эта церковь... Мера ее – человек, его рост, его взгляд, обращенный к Богу, к алтарю, его распахнутые руки, подобные распятому на кресте... Нигде не нарушена эта пропорция. Поищите ее в великокняжеских соборах, во всей петербургской гигантомании – там иные меры, иная цель. Там человек должен трепетать перед величием, склоняться ниц перед государством, царем, Богом... А эти скитальцы остались самими собою в таежной глуши. Золотое сечение, мастерски найденное соотношение – и вы полны доверия к природе, к себе, не унижены и не подавлены...».
Это невозможно написать без глубокого поэтического осмысления техники, мира, созданного человеком – и довлеющего над ним сегодня, угрожающего разрушить и превратить в механизм саму человеческую душу. Кириллу Шишову посчастливилось соединить и осознать в своей жизни несколько, казалось бы, несоединимых сфер деятельности – это строительство, труд на земле и литература. Редкая удача, ибо многие пишущие ориентируются преимущественно на внутренний духовный опыт, и интравертивная их установка, с одной стороны, помогает личности состояться, но с другой – является причиной крайне острых конфликтов с действительностью. Шишов выбрал иную творческую установку – более рискованную, испытывающую личность «на разрыв»: он полностью открыт, «распахнут» реальной жизни. Он попытался соединить в себе все, что предложила ему жизнь, и осмыслил это не просто как данность, но в обобщающем единстве – такое под силу только поэту. Не случайно, говоря о впечатлениях молодости, он упоминает о по-трясённости, растерянности отчаянья, оглушённости... А позже – о мудрости, восхищении, преклонении...
Произведения Шишова отличаются широтой охвата тем истории и культуры Урала, России, глубиной изучения современных проблем. Это неслучайно. Под эгидой Челябинского областного фонда культуры реализуется множество масштабных культурных проектов области. Фонд стоит у истоков Бажовского фестиваля, программ «Наследие Урала» и «Новые имена» и многих других.
Открытие природных памятников «Аркаим», «Зюраткуль», «Пороги» потребовало создания культурных концепций их освоения, сохранения и пропаганды. Автором их стал К. А. Шишов. Позднее, в 2005 г., он разработал и концепцию нового областного краеведческого музея, стал членом Совета музея, одним из инициаторов и авторов энциклопедий о Челябинске и Челябинской области (2001–2008), книги «Челябинская область в фотографиях» (2000–2004). Писатель внёс значительный вклад в разработку масштабных проектов: книги «Пушкинский трилистник», фотоальбомов «Челябинск-2000», 1-го тома издания «История культуры Челябинского края» (совместно с Е. В. Кармановой).
Деятельность К. А. Шишова на посту председателя Челябинского областного общественного фонда культуры многогранна. Она, так или иначе, касается всех культурных проблем, задач, проектов Челябинской области. Руководя Фондом культуры, стал инициатором многих региональных и городских событий: создания Камерного театра и оркестра «Малахит», проведения Фестиваля им. Бажова. Принимал участие в возрождении многих архитектурных памятников зодчества в Челябинске: Белой Мечети, Синагоги, здания филармонии.
За общественно-культурную и литературную деятельность К. А. Шишов удостоен медалей «За развитие культуры и искусства» (2000), В. И. Вернадского (2004), «К 100-летию М. А. Шолохова» (2006). Он – лауреат краеведческой премии им. В. П. Бирюкова, премии Законодательного собрания Челябинской области, награждён Благодарственным письмом Российского Фонда культуры, Почётной грамотой Общественной палаты Челябинской области (2015).
Кирилл Алексеевич – член коллегии Министерства культуры Челябинской области, Совета по культуре Законодательного собрания Челябинской области, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Много лет К. А. Шишов являлся ведущим лектором областного общества «Знание». Вёл школу литературного мастерства для пожилых людей «Воспоминание» в информационно-обучающем центре этого общества, благодаря чему в свет вышло несколько их коллективных и авторских сборников, а также несколько переизданий книги К. А. Шишова «Из безвестья возникнуть...: методология и практика писательской школы для пожилых людей. Из опыта работы».
Дважды писатель возглавлял жюри творческих союзов Всероссийского кинофестиваля «Новое кино России», с 2010 по 2017 г. работал в жюри Южно-Уральской литературной премии. Долгое время был председателем Комиссии по культуре, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Челябинской области.
Активная жизненная позиция председателя Комиссии Общественной палаты Челябинской области по культуре, межэтническим и межконфессиональным отношениям, пропаганде и сохранению культурного наследия в 2008–2018 гг. привела к созданию Ассамблеи народов Урала в регионе и более 30 культурных центров, открытого Университета Евразийства при Урало-Сибирском Доме Знаний, Челябинского музея уральской кинематографии и его филиала в деревне Кундравы, на родине С. А. Герасимова, музея Лидии Сейфуллиной в деревне Варламово и целого ряда других культурных проектов. В 2014–2018 гг. автор выпустил трилогию о Советском районе г. Челябинска, его истории и о замечательных людях, за что был удостоен звания «Человек года» по Советскому району.
С 2003 г. публиковалось собрание избранных произведений К. Шишова в 10 томах. Это одно из первых многотомных изданий в истории литературы Южного Урала, включившее в себя произведения разных жанров и предоставляющее наиболее полную панораму творчества писателя. Председатель Законодательного Собрания Челябинской области В. В. Мякуш отметил: «В каждом произведении от малой до крупной формы автор … раскрывает незримую нить взаимной связи поколений России… Оптимизм, самовоспитание характера сегодня наиболее востребованы молодежью».
Большое внимание писатель уделяет «малой» прозаической форме. Его новеллы, рассказы и эссе по тону составляют единое целое с «большой прозой», но это более широкое прозаическое полотно, не ограниченное сюжетной линией, сюжет здесь – сама жизнь. Записи почти дневниковые – литературное значение они приобретают благодаря глубокой исповедальности.
Например, рассказ о «простом» пасхальном чуде: у героя новеллы забарахлила машина, на помощь ему пришел некто Василий, а когда машину дотолкали до автосервиса и добровольный помощник ушел, герой обнаружил отсутствие портфеля, в котором самой ценной вещью был дневник... Поиски ни к чему не привели, Василий как сквозь землю провалился, – и вдруг портфель обнаруживается в боксе у машины: сам герой выставил его там, а потом забыл, захлопотавшись... «Господь вернул мне в Пасху мое сокровище, Господь дал мне хорошего бескорыстного человека, и он же испытал меня на малодушие и подозрительность. Все выдержали испытание, кроме меня...». Все в этой новелле с точки зрения прагматики поставлено «с ног на голову»: наибольшую ценность имеет исповедальный дневник, а история мнимой обиды на мир и людей оборачивается осознанием собственного малодушия... И живой нравственный урок читателю, особенно молодому, вступающему в жизнь..
Поэтические произведения К. Шишова продолжают линию исповедальности, открытой дневниковости. Стихи для автора – то же ежедневное осмысление жизни, но – словно на иной высоте, когда волнение души естественно становится поэтической речью. Поэзия Кирилла Шишова – из ежедневности. Вот стихи о матери: «А мне дано лишь воскрешать // Ее на память, как бывало... // Лишь лягу вечером в кровать, // Она поправит одеяло. // И, кремом руки растерев, // Мне молока приносит чашку, // На плитке с маслом разогрев // И сахар положив в поблажку. // И эту детства теплоту // Доныне странно помнит тело, // Как наслаждения мечту // Хранит мой разум неумело...».
Перу Шишова принадлежат две пьесы в стихах. Пьеса «Екатерина III» представляет фрагмент русской истории и посвящена подвигу, совершенному императором Александром Павловичем Романовым в Отечественной войне 1812 г. и в последовавшим за ней освобождении Европы. Автор призывает читателя: «Новое время XXI века, спустя два столетия, взыскует о пристальном сыновнем взгляде на подвиг, совершенный лидером Отечества... Всмотримся зоркими глазами в те дни, о которых так ошибались даже такие гении наши, как Пушкин и Толстой... Дни Славы русской нравственности перед лицом лицемеров и двоесердных политиков Европы. Это потребно для нашего возмужания как свободных людей и патриотов». Вторая пьеса – «Кровь и деньги» – посвящена памяти Марины Цветаевой, однако действие ее происходит в «продвинутом городе России в последний год XX века».
«Научно-художественные», по определению самого автора, произведения раскрывают «тайны личности в сцеплении с особостью судьбы Отечества»: «Я продолжаю думать, что в этом мире нет незыблемых истин, и человек сам творит свою историю. Но я знаю, что кое-что в мире все-таки незыблемо, и это – боль земли, которая взыскует к человеку. В этом мире самое хрупкое и истощимое – вовсе не ресурсы, а доброта... Ты усмехаешься: дескать, что это значит – спасти доброту? Но я прокричу изо всех сил: это значит не калечить землю, это значит не искать от нее свободы вдали, это значит впрягаться в лямку предыдущих поколений...».
Особенностью авторской публицистики является взгляд на историю родного края с поэтической высоты. К. А. Шишов записал и сохранил для будущего беседы с актером Леонидом Оболенским, статьи-реплики в ответ на события быстротекущего времени, множество портретов наших земляков и современников.
В произведениях К. А. Шишова малая родина – Челябинск, Урал – ощущается и осознается как часть целого Отечества и всей Земли. Эта духовно-нравственная установка, позиция становится все более актуальной и востребованной в наши дни. Его произведения входят в школьные программы регионального компонента в младших и средних классах, став подлинно «классическими» при изучении Южного Урала.
Литературные лирические дневники К. А. Шишова – стихи и проза – выходят в свет практически ежегодно, и это прекрасная возможность для читателей почувствовать, сколь глубоко и остро отражается бытие мыслителя, философа, общественного деятеля в поэтических образах, драматических и прозаических сюжетах. В этом уникальность творчества писателя-уральца, современника сложной, противоречивой эпохи.
Кирилл Шишов остается «удивительно современным в лучшем смысле этого слова. Современность его не в кричащих сюжетах и экстравагантных способах выражения мысли, а в том, что живой опыт автора созвучен духовному поиску молодого поколения, он актуален и как образец отражения жизни в литературе и литературы – в жизни. То, что пережито, становится повествованием, а записанное чистым и поэтичным языком, в свою очередь, напрямую влияет на саму жизнь, делает её осмысленной, глубоко продуманной и осознанной.
Н. А. Ягодинцева
Размещен 24.10.2018