Семья была многодетная (четыре сестры и четыре брата, двое из которых умерли в младенчестве). Мать, Анна Ефимовна, крестьянка, знала множество стихов, пословиц и поговорок. Отец, Василий Александрович, лесник, участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., был ранен шесть раз, домой вернулся инвалидом. Большим потрясением для В. Сорокина стала трагическая смерть его старшего брата Анатолия (погиб в 1945 г. в глиняном карьере). С этого момента будущий поэт ощущал себя взрослым, ответственным человеком.
В 14 лет, чтобы помочь семье, Валентин Сорокин уходит из родительского дома. В это время он уже автор нескольких прозаических и поэтических публикаций в районной прессе (первая из них, по свидетельству самого Сорокина, рассказ «Поэт»). Окончив семилетку, поступает в челябинское ФЗО № 5, по окончании которого десять лет работает оператором электрокрана в 1-м мартене Челябинского металлургического завода. Параллельно оканчивает вечернюю школу, учится в горно-металлургическом техникуме, посещает литобъединение «Металлург», много печатается в областной прессе.
Одаренного поэта поддерживают земляки: писатель Н. Воронов публикует его произведения в альманахе «Уральская новь» (1957), поэтесса Л. Татьяничева редактирует первую книгу «Мечта» (Челябинск, 1960), стихи из которой «Мы простые парни, работяги, / Дышим вечным пламенем отваги...» позволяют впоследствии ряду критиков причислить Сорокина к продолжателям «рабочей темы». Но в следующих сборниках «Мне Россия сердце подарила» (1962) и «Я не знаю покоя» (1962) вырисовывается иной лирический герой, который ставит более масштабные задачи, чем воспевание рабочего класса: «Век поэта – грозное мерило, / Все, что есть в душе, / Не утаю. / Мне Россия сердце подарила, / Я его России отдаю!».
В 1962 г. по рекомендации Л. Соболева, Б. Ручьева и В. Федорова В. Сорокин вступает в Союз писателей СССР. В следующем году по настоянию В. Федорова он приезжает в Москву для учебы на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького, где занимается в поэтическом семинаре, руководимом критиком А. Макаровым. Дружит с писателями И. Акуловым, братьями Э. и В. Сафоновыми, Н. Рубцовым, Б. Примеровым, С. Кузнецовой, В. Машковцевым, А. Жигулиным и др. За неопубликованное стихотворение «Льву Троцкому» («Для тебя и ракета, и книга, / И такси, и гремучий состав, / Ты страшнее монгольского ига, / Ядовитый сионский удав!») и ряд других произведений Сорокин подвергается многолетнему прессингу со стороны КГБ.
После окончания Высших литературных курсов в 1965–1967 гг. В. Сорокин заведует отделом поэзии в саратовском журнале «Волга». В книге «Лирика» (1966) он выступает как яркий и самобытный поэт любовной темы: «Я люблю тебя очень и очень, / Так, что всюду – куда ни пойди, / Не глаза, а иконные очи, / Светят мне бесконечно в пути».
В 1968–1969 гг. ведет отдел очерка и публицистики в журнале «Молодая гвардия», отстаивавшего в те годы ценности национальной культуры. В это время окончательно формируются художественно-эстетические, философские и гражданские принципы писателя. В 1970–1980 гг., возглавляемое В. Сорокиным издательство «Современник», становится ведущим издательством почвеннического, национально-государственного направления. Сам поэт создает несколько произведений, вошедших в золотой фонд русской литературыры XX в.: поэмы «Евпатий Коловрат», «Пролетарий», «Дмитрий Донской», «Сейитназар», «Красный волгарь», «Две совы», «Золотая», опубликованные в книгах Сорокина «Огонь» (1973), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977), «Лирика» (1979). Критики усматривали в поэтике Сорокина тех лет близость «к поэтической стихии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Те же широта, размах, удаль, яркие живописные мазки, народный язык... Сорокин – поэт ярко выраженного национального чувства. Он – поэт громкий и громко говорит о своей любви к Родине» (Львов, М. [Предисловие] // Сорокин, В. Признание. Москва, 1974. С. 4–5).
Характеризуя значимость жанра поэмы, В. Сорокин писал, что «поэт без поэмы – царь без короны», и его творческий метод отчасти раскрывает признание, сделанное им в книге критических статей и очерков «Благодарение»: «Поэма требует иногда целого пласта жизни. Поэма – карьер, где надо работать долго и умело, терпеливо и безответно».
Примером такого труда можно считать поэму «Дмитрий Донской». Это драматическое повествование (в пяти картинах) густо населено действующими лицами. Дух победительности, торжества властвует в поэме, но не менее сильно выражено в ней ощущение беды и тревоги.
Явление Сергия Радонежского в прологе в атеистическое время 1970-х гг. было более чем смелым сюжетным ходом. Тема Родины становится ведущей в творчестве поэта: «Беречь Россию не устану, / Она – прозрение мое, / Когда умру, то рядом встану / Я с теми, кто берег ее» («Дмитрий Донской», эпилог).
В 1978 г. Сорокин подвергается целому ряду нападок со стороны партийных органов; вместе с другими руководителями журнала «Современник» он проходит через позорную и несправедливую процедуру партийного суда – Комитета партийного контроля; М. Шолохов, лично не знакомый с Сорокиным, шлет в Политбюро телеграммы с требованием снять с должности «хамоватого парня Сорокина». Эти обстоятельства существенным образом повлияли на жизнелюбивую и темпераментную поэзию В. Сорокина. Поэт В. Кочетков писал: «...на долю поколения, к которому принадлежит Валентин Сорокин, выпали вроде бы самые „тихие“, самые бескровные годы. Но на дне этих лет таилась такая горечь, которая в особый цвет окрасила не один лирический сборник, не одну прозаическую книгу. Лирика Валентина Сорокина соединила в себе и драму прошлого, и сумятицу настоящего, и надежду будущего» (Сычева, Л. Тайна поэта : док. повесть-размышление о жизни и творчестве. Челябинск, 2002. С. 118). В наиболее явном виде трагедия «тихого времени» отразилась в сборнике поэта «Посреди холма» (1983), где возникает образ одинокого и сильного человека, ощущающего грядущую катастрофу русского народа и государства: «...Но не летят знакомо журавли. / Я видел сон: они крестов коснулись, / И в заревой растаяли пыли, / И никогда уж больше не вернулись».
С 1983 г. В. Сорокин руководит Высшими литературными курсами. В 1986 г. за книгу лирики (преимущественно любовной) «Хочу быть ветром» (1982) поэт удостоен Государственной премии РСФСР. В 1980-е гг. Сорокин борется за опубликование большой эпической поэмы «Бессмертный маршал» (о Георгии Жукове), завершенной еще в 1978 г. Цензурные и партийные преследования были таковы, что в отдельные годы из поэмы вымарывали до 1500 строк – власти обвиняли автора в «антисоветчине», требуя убрать образы Берии, Сталина, да и сам Жуков казался ЦК КПСС «недостаточно коммунистом». Полностью поэма была опубликована только в 1989 г.
Распад СССР в 1991 г., национальные войны на окраинах некогда единой державы поэт переживает очень тяжело. Именно в эти годы в периодике появляются очерки Сорокина о погибших русских поэтах – Сергее Есенине, Борисе Корнилове, Павле Васильеве, Николае Рубцове и др., составившие впоследствии документально-публицистическую книгу «Крест поэта» (1995). Кровавые события 1993 г. в Москве легли в основу поэмы «Батый в Кремле». В этом произведении кроме характерных для Сорокина горько-обличительных, гневных интонаций много народной лексики и сатирических приемов. В 1996 г. в книге «Будь со мной» В. Сорокин возвращается к любовной лирике. Для поэта характерно слияние любимой женщины, России, матери в едином образе лирической героини: «Глаза твои, глаза ее / И колокольный звон, / Все это – вечное, мое, / Протяжное, как стон!». Его любовная лирика отличается глубокой интимностью и чувственностью: «Нам тоской разлуки не согреться. / Белые деревья. / Лунный чад. / И тебе под маленькое сердце / Кровь и свет страстей моих стучат».
Параллельно поэт работает над циклом политических басен («Басни и сказы про ельцинские проказы», 1997) и очерками новейшего «смутного времени» («Обида и боль», «Отстаньте от нас!..», 2002). Очерки В. Сорокина отличаются большой страстностью, бескомпромиссностью, ярко выраженным национальным чувством. Документальный роман в новеллах «Биллы и дебилы» (2003), где Сорокин касается в основном своей работы в «Современнике», – образец прозы поэта, импульсивной, ироничной, точной в оценках, с многочисленными лирическими отступлениями. В поэтическую книгу «Голос любви» (2003) вошли стихотворения, написанные в последние годы, а также те, что не были опубликованы в советское время из-за цензурных препятствий.
После распада СССР в качестве сопредседателя Союза писателей России В. Сорокин способствует восстановлению литературного процесса в национальных республиках, с 2002 г. работает заместителем председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. В 2000 г. за поэму «Бессмертный маршал» ему присуждена Международная премия им. М. А. Шолохова. В. Сорокин также удостоен литературных премий имени А. Твардовского, В. Федорова, В. Тредиаковского и др.
В последние годы в стихах Сорокина все яснее звучат христианские мотивы. Поэт осознает свое творчество как мессианское служение: «К Родине склоняясь головою, / Знаю, Бог мне указал перстом / Стать землей, молитвою, травою, / Эхом стать в моем краю пустом!..» (Сравните у Пушкина: «И неподкупный голос мой / Был эхом русского народа»).
В. Сорокин – автор очерков о писателях, своих современниках: Б. Ручьеве, Л. Татьяничевой, В. Федорове, П. Проскурине, Ю. Бондареве, Е. Исаеве, В. Семакине, И. Шевцове, Н. Воронове, И. Акулове, М. Львове, Д. Ковалеве, В. Бокове, С. Куняеве, А. Маркове, А. Прокофьеве, С. Богданове, В. Машковцеве, А. Филатове, С. Викулове, С. Поделкове, В. Кочеткове, Ю. Прокушеве, О. Шестинском и др.
Стихи В. Сорокина переведены на многие европейские языки, на арабский язык (у поэта есть большой стихотворный цикл «Древняя песнь Иордана»), японский и хинди.
Л. А. Сычева
Размещен 12.08.2020 г.