А. Г. Терпугова родилась в Челябинске 2 июня (по паспорту 22 июня) 1942 г. в многодетной семье. Отец — Григорий Иванович Мунькин (1893 г.р.) — бывший казак оренбургского казачьего войска, участник Первой мировой и Гражданской войн. Мать — Ксения Фёдоровна — урождённая Рязанова (1897 г.р.)
Аля читать научилась в 4,5 года, стихи начала писать в 12 лет. В 1959 г. окончила челябинскую среднюю школу № 49. Увлекалась литературой, выпускала школьную стенгазету и литературный бюллетень, мечтала поступить в Литературный институт, «бредила» стихами русских поэтов, но после десятого класса пришлось работать на оборонном предприятии. В 1960 г. поступила на филологический факультет Шадринского государственного педагогического института. Активно включилась в общественную жизнь: была избрана в комитет ВЛКСМ, назначена главным редактором институтской сатирической стенгазеты «БОКС» (боевой орган комсомольской сатиры). Занималась в студенческом литобъединении. Была инициатором создания городского Клуба любителей поэзии, читала свои стихи на творческих встречах в учебных заведениях и на предприятиях города и Курганской области. За активное участие в общественной жизни награждалась Почётными грамотами горкома и обкома ВЛКСМ.
Первые публикации лирических стихов появились в 1962 г. в газетах «Советское Зауралье», «Сельская новь», «Шадринская правда», «Молодой ленинец» под девичьей фамилией.
Получила специальность «учитель русского языка, литературы и английского языка», работала в Лесниковской восьмилетней школе Кетовского района Курганской области учителем русского и английского языка.
В 1964 г. вышла замуж за Терпугова Германа Олеговича (1941—2009). В браке родилась дочь Татьяна — в настоящее время кандидат культурологии, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков Челябинского государственного института культуры.
После возвращения в 1965 г. в Челябинск Алевтина Григорьевна более трёх лет преподавала русский язык, литературу и английский язык в средней школе № 146. Около 20 лет руководила учебно-методическим кабинетом при управлении торговли Челябинского облисполкома.
В 1987 г. училась на факультете повышения квалификации в Ленинградском государственном университете. Несколько лет работала на Челябинском учебно-курсовом комбинате, в учебном центре «Вариант» в должности заместителя директора, преподавала профессиональную этику, психологию общения. Проводила областные педагогические конференции, семинары, школы передового опыта для педагогических работников, была организатором творческих конкурсов среди отраслевых профессиональных училищ. Выступала с докладами на Всесоюзных и Всероссийских семинарах и конференциях (в Москве, Вильнюсе, Горьком, Перми и др.). Неоднократно участвовала в министерских проверках учебных заведений разных регионов РСФСР.
За успехи в подготовке кадров массовых профессий неоднократно награждалась Почётными грамотами областного уровня, знаком «Победитель соцсоревнования». Имеет правительственные награды: знак «Ударник девятой пятилетки» (27.05.1976), знак «Ударник десятой пятилетки» (31.03.1971). За долголетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда» (19.03.1988).
Все эти годы писала стихи «в стол». С 2003 г. начала активно публиковать стихи и статьи о творчестве русских поэтов в литературных альманахах, научных изданиях челябинских вузов. Первая книга стихов «Судьба моя» вышла в 2004 г.
В 2011 г. принята в НО «Рубцовский творческий союз» (Москва), включена в актив его правления, является представителем «Рубцовского творческого союза» на Южном Урале.
А. Г. Терпугова часто выступает с лекциями и докладами о современной поэзии, её статьи опубликованы в материалах научных конференций, литературных альманахах Челябинска, а также в альманахе «Звезда полей» (Москва). На сайте Союза писателей России «Российский писатель» есть три подборки её стихов и статья о поэзии О. Н. Павлова «Будь сторож брату твоему», написанная в соавторстве с Т. Г. Терпуговой.
В Союз писателей России принята в апреле 2015 г., активно участвует в работе областной писательской организации, в течение трёх лет была членом правления. Продолжает сотрудничать с вузами Челябинска. Выступает перед преподавателями, аспирантами и студентами на научных конференциях.
Некоторые творческие награды Алевтины Григорьевны Терпуговой:
— Сертификат победителя конкурса «Всенародная поэзия России» (Москва, 2007).
— Диплом победителя Международного поэтического конкурса «Звезда полей – 2011» в номинации «Привет, Россия, — родина моя» (2011).
— Диплом лауреата Международного поэтического конкурса «Звезда полей» (2012, 2013, 2014).
— Диплом Челябинского отделения Международного литературного фонда и Челябинского отделения Союза писателей России за сборник стихов «Пространство и ветер» (за верность традиции тихой лирики в русской поэзии и популяризацию творчества Николая Рубцова) (2013).
— Диплом лауреата Челябинского областного литературного конкурса «Прекрасен наш союз» (в номинации «поэзия») (2011, 2013, 2019).
— Диплом лауреата Пушкинского фестиваля «Моя Пушкиниана» (литературное творчество) (2011).
— Диплом Челябинского городского фестиваля-концерта «Глаголь Добро» (2013).
— Грамота Челябинской епархии РПЦ за участие в конкурсе «Вначале было Слово: от Древней Руси к современной России» (работа «Мои родники», жанр эссе).
— Диплом лауреата фестиваля поэзии «Возрождение поэта», посвящённого Сергею Чекмарёву (2015).
— Диплом участника челябинского конкурса «Планета людей», посвящённого Году памяти Экзюпери (2014) и другие.
По мнению критиков, А. Терпугова «исповедует русскую классику, а именно, “тихую” лирику». Челябинский писатель О. Н. Павлов предлагает называть такую поэзию «глубинной». Сама Алевтина Григорьевна считает свою лирику «философской». В книге стихов «Высокий свет» (2022) она пытается «дотянуться до небес, разгадать загадки мирозданья».
Что за причуда — рваться в небеса,
разгадывать загадки Мирозданья?
Зачем тревожит звёздное мерцанье,
не отпускает вера в чудеса?
Не в Бесконечность, лишь за горизонт,
туда, где «недоступное» сокрыто…
Через препоны суетного быта
услышать звёзд хрустальный перезвон…
И возрождаться, обретая смысл,
искать ответы в тайниках Вселенной
и говорить с мирами вдохновенно,
как только мысли вознесутся ввысь…
Не в Бесконечность, лишь за горизонт…
И слушать звёзд хрустальный перезвон…
* * *
Не дотянуться до небес…
К чему бесплодные мечтанья?
Но как оставить без вниманья
к высоким тайнам интерес?
А вдруг дотянемся? — хоть раз
коснёмся царственной прохлады…
И всё. И большего не надо.
Пусть не сегодня, не сейчас…
Вот почему из века в век,
небесным светом оглушённый,
глядит на звёзды изумлённо
неугомонный человек.
Алевтина Григорьевна убеждена, что именно русская традиционная поэзия способна связывать времена и поколения, хранить ключевые ценности и традиции «русского мира», великой русской культуры. Об этом стихотворение «Наследники Рубцова»:
Среди тотального безумья,
Рекламной «мути» и торгов
Живёт Поэзия — шалунья,
Врачуя души чудаков.
Что им Поэзия? Забава?
Прикольный имидж? Дар небес?
Кому-то — сладкая отрава.
Кому-то — добровольный крест.
Они читают повсеместно
Стихи «с листа» и — наизусть.
Живут в провинции, безвестны,
Их не печатают — и пусть!
Они, наследники Рубцова,
Готовы славой пренебречь,
Но ковш водицы родниковой
Не расплескать — живую речь.
А в ней — диковинная сила,
И силе этой нет конца…
Не факт, что главная Россия —
Внутри Садового кольца.
Поэзия Алевтины Терпуговой получила высокую оценку в Союзе писателей России. С 2018 по 2022 г. на официальном сайте СПР «Российский писатель» были опубликованы три цикла её стихотворений и статья «Будь сторож брату твоему», написанная в соавторстве с Татьяной Германовной Терпуговой. В циклах стихов «Светла останется Россия», «Не растерять…», «Не покидай, Поэзия, меня!», опубликованных на сайте, много стихов о связи времён и поколений, особенно в стихах, посвящённых России:
Рассвета светлая полоска…
Россия. Росы. Россыпь звёзд…
В поля сбегающий откос…
И расставанье у погоста…
Неистребимо. Сердцу близко.
Старинный мраморный фасад
и тихий «полуночный» сад.
И лагеря… и обелиски….
* * *
Родное. Памятно до боли:
клик отлетевших журавлей,
от пушкинских «Покой и воля»
к рубцовскому «Звезда полей»
В часы вражды и неустройства
спасали Русь во все века
сыны «Бессмертного полка» –
святое праведное войско…
Вот ссылки на публикации Алевтины Терпуговой на сайте СПР «Российский писатель»:
— Подборка стихов «Не покидай, Поэзия, меня!» (https://rospisatel.ru/terpugova-novoje1.html).
— Цикл стихотворений «Не растерять…» (https://rospisatel.ru/terpugova-novoje.html).
— Подборка стихов «Светла останется Россия» (https://www.rospisatel.ru/terpugova-stihi.htm).
— статья «Будь сторож брату твоему» (о творчестве О. Н. Павлова). В соавторстве с Т. Г. Терпуговой (https://www.rospisatel.ru/terpugova-pavlov.htm).
Алевтина Григорьевна более 20 лет публикует статьи и выступает с лекциями о русской поэзии. Около 30 статей вошли в её книгу «Связь времён. Заметки о русской поэзии» (Челябинск, 2014). Главный посыл книги: русская поэзия способна гармонизировать общество, так как осуществляет связь времён и поколений, сохраняет корневые ценности. Книга рассчитана на широкий круг читателей, неравнодушных к поэзии; написана живым эмоциональным языком. Поэтому издание вызвало интерес членов южноуральских ЛИТО, преподавателей гимназий и лицеев, аспирантов, студентов гуманитарных факультетов.
Автор анализирует наиболее значимые для отечественной поэзии периоды и творчество поэтов, оказавших влияние на развитие русской словесности: поэзию Тютчева, поэтов «серебряного» века, творчество Н. Рубцова, феномен поэтического бума, современных поэтов. Несколько рецензий посвящено сборникам уральских авторов: Олега Павлова, А. Петрова, А. Виноградова, Г. Фёдоровой, А. Кожейкина, Л. Дубковой.
В заключительной части книги опубликована статья О. Н. Павлова «Глубинный ток русской поэзии», в которой отмечается глубинный характер русской поэзии. По его мнению, она «способна незримой нитью связывать времена, пространства и поколения по горизонтали и вертикали».
У Алевтины Терпуговой в центре внимания всегда человек — наш современник, которому нелегко осмыслить коллизии сложного и непредсказуемого времени:
Будто конница, вскачь
мчится время лихое.
Не оставит, хоть плачь,
ни минуты покоя.
Ах, деньки-мотыльки!
Не успеешь осмыслить,
где они, тайники
сокровенного смысла.
Человек одинок
перед бездной познанья.
Он — не царь и не бог,
не «венец Мирозданья».
Без защитных очков
он в пространство заброшен —
только вихры торчком,
только шорты «в горошек».
Одинокий, стоит
на краю Мирозданья…
То ли маг, то ли гид
в лабиринтах Познанья…
Подобно молитве о совершенстве поэзии звучит её стихотворение «Осени меня, Осень…»:
Осени меня, Осень,
сияньем лесов светоносных,
величавостью сосен,
чарующим шумом берёз.
Вознеси мои мысли
в небесную высь и возвысь их
до сокрытого смысла
тревожно мерцающих звёзд.
Успокой моё сердце
восходами зорь и рассветов
и серебряным скерцо
дождинок над тёмной рекой.
Закружи меня, Осень!
В кругу листопадных балетов
осени судьбоносной,
зарёю летящей строкой!
В книгах А. Терпуговой много стихов об Урале, русской природе, родном доме. В них тоже есть философские нотки:
Признание
Послушать лес… Грибам поудивляться…
Утешиться сиянием берёз…
Вот без чего не мыслю жизни, братцы,
И вот о чём тоскую я всерьёз.
В глаза озёр глядеть — не наглядеться,
На камушке сижу на берегу.
За что такое щедрое наследство,
Такой простор. А вдруг не сберегу…
А в вышине, над заповедным бором,
Спокойное величие и грусть…
Урал… Урал… Синеющие горы…
Сплелись в объятьях Азия и Русь.
Моя земля
Лес. Озерцо. Непуганые рыбы
ворочаются тихо в глубине…
Осколки скал — причудливые глыбы.
И камешки на дне.
Пестреет лист в берёзовом подлеске.
В моём лукошке дюжина грибов.
Рыбак в воде натягивает леску,
предчувствуя улов.
Желтеет в поле медоносный донник.
Я — дома. Это прадедов земля.
Качается светло и отрешённо
султанчик ковыля…
Капустный бабушкин пирог…
Врасплох застала ностальгия:
Пришла, и села на порог…
Приснились лица дорогие,
капустный бабушкин пирог.
Моё родное захолустье!
(рвалась отсюда на простор).
Рябина уронила бусы
на серый старенький забор…
Здесь живы прежние привычки:
в морозы ездить по дрова,
оставить сала для синичек,
и свадьбы ждать до Покрова.
Зимой — сугробы до подмышек,
буксует трактор поутру.
А летом половодье вишен
смывает зимнюю хандру.
Так привыкаешь понемногу,
и оставлять всё это жаль.
Но непроезжая дорога
манит, зовёт в чужую даль…
А там дежурит ностальгия.
Уже уселась на порог.
…………………………………
Застолье. Лица дорогие.
Капустный бабушкин пирог…
Стихотворение «Осенний этюд», посвящённое Дню города Челябинска, простое и незамысловатое на первый взгляд, вдруг вызывает ассоциацию с философской повестью Вольтера «Кандид», обретает глубокий смысл и, несомненно, раскрывает жизненное кредо поэта Алевтины Терпуговой:
Осенний этюд
Причудливый коктейль — салат
На блюде мокрого асфальта!
Листы берёзы, сделав сальто,
В него слетают наугад.
Прощальный праздник — листопад
Стремительно справляет осень
И всех неравнодушных просит
Прибыть на празднество в горсад.
Здесь пышно доживает век
И пламенеет лист осенний…
А ты всё бьёшься над решеньем
Проблемы счастья, человек!
Философов перечитай,
Чтоб одолеть свои сомненья.
Возделай сад, свари варенье
И позови друзей на чай!
Алевтина Григорьевна свою двенадцатую книгу стихов «Высокий Свет» заканчивает стихотворением «Не покидай, Поэзия, меня!». Пусть так и будет!
Не покидай, Поэзия, меня!
Сквозь тьму прорвись отважно и мятежно —
ни ветру, ни дождю, ни бурям снежным
не дай задуть священного огня!
Оберегай, Поэзия, меня.
Прости мою весёлую мятежность,
сердечный пыл и искренность, и нежность,
дерзанье необъятное обнять.
Пусть миг купанья красного коня
вновь повторится в обновлённом мае!
Тебе навстречу двери отворяю...
Не оставляй, Поэзия, меня.
Не покидай, Поэзия, меня! —
и сохрани то светлое мгновенье,
ту радость и восторг, и вдохновенье
в улыбке угасающего дня...
Не покидай, Поэзия, меня!
Т. Г. Терпугова
Размещен 22.08.2022