Версия для слабовидящих

Литературные объединения

В Челябинске, начиная с 1930-х гг., работали литературные объединения и студии - в школах и вузах, при заводах, в домах и дворцах культуры. Но к середине 1990-х ситуация стала резко ухудшаться. Многие из них просто не выжили, сгинули в условиях смены приоритетов. ЛИТО ЧТЗ, "Вечный огонь" ветеранов и "Алые паруса" во Дворце творчества учащейся молодежи - вот, пожалуй, и все, что осталось от былого разнообразия. Какое-то время существовал еще и "Культурный бульон" - литературная тусовка молодых авторов, которая давала возможность сначала показать себя, а затем и посмотреть других. Некоторые из них остро чувствовали необходимость творческого развития, серьезного и целенаправленного, требовавшего не только литературной среды, но и аналитического подхода к уже сделанному и определения вектора дальнейшего движения. Не "научиться писать", но научиться мастерски пользоваться тайными и явными сокровищами языка.

Нина Александровна Ягодинцева, поэт, член Союза писателей Российской Федерации, лауреат литературных премий имени П. Бажова и К. Нефедьева, с 1995 г. руководила в Челябинске литературной студией "Созвучие" для авторов с ограниченными физическими возможностями. На занятия этой студии - творческие, аналитические, теоретические - порой приходили и другие авторы, и однажды молодые челябинские поэтессы Ольга Сергеева и Эльмира Галиулина обратились к Нине Ягодинцевой с просьбой: "Давайте создадим такую студию для молодежи, для всех нас!".

За поддержкой обратились к Николаю Године, поэту, возглавлявшему в то время Челябинское отделение Союза писателей, и получили не только согласие, но и возможность проводить занятия в помещении отделения. И настал этот день, второе марта 1977 г. На торжественное открытие литературной мастерской пришло много людей, пишущих, интересующихся и сочувствующих. Новую студию "благословили" Ю. М. Александрович, председатель правления фонда "Будущее Отечества" имени В. Поляничко, и В. И. Окунев, челябинский поэт и прозаик. Столь разностороннее представительство в определенной степени отразило изначальные установки мастерской: идем своим курсом, открыты для всех, готовы учиться у всех.

Первые полгода - год запомнились не только как период организации и становления. Именно в это время Челябинскую литературную мастерскую посещали весьма подготовленные молодые люди. Достаточно назвать выпускников Литературного института Ф. Васильева и Э. Галиулину, Рафаэля и Марию Валитовых и К. Бабенкова, известных в среде любителей авторской песни, К. Рубинского, призера международной благотворительной программы "Новые имена" и автора собственного сборника стихов, А. Лебедева и др. Поэтому не удивительно, что основными и довольно частыми событиями той поры становились презентации книг участников мастерской. Не прошло и полугода с момента ее открытия, как был выпущен альманах 27 молодых авторов "Непререкаемое". В их числе: К. Рубинский, Э. Галиулина, Д. Кондрашов, Я. Симон, А. Середа, М. Алексеева, А. Урбанович… Презентация альманаха прошла в Челябинске на площади Революции в День молодежи в июне 1997 г.

Вскоре стало ясно, что сохранить уровень презентаций стабильно высоким, а еще лучше - восходящим, не удается, и мастерская переориентировалась преимущественно на учебу. Встречи приобрели характер семинарских занятий. О смысле и значении этого процесса для молодых литераторов (авторы 16-35 лет; остальные приветствовались как вольнослушатели) вполне определенно высказалась Н. Ягодинцева, бессменный руководитель литературной мастерской, в статье "Мастерская как статус": "Как можно в здравом уме и твердой памяти добровольно подвергать свое произведение коллективному обсуждению? Тем более, если от него в результате не остается буквы на букве. Зачем поэту теория, если он от природы все знает?

…Таких авторов через ЛМ прошло великое множество. Остались работать только те, кто по мере общения постепенно менял мотивацию: показал себя, посмотрел на других - и понял, что надо учиться. В мастерской преобладает учеба. Здесь можно не просто пройти хорошую текстовую практику, но и попробовать себя в литературных проектах. Мастерская дает профессиональную информацию. Конечно, каждый использует ее в меру своих сил и возможностей, но в принципе очень важно, чтобы она - была. И это - задача руководителя".

Организация занятий в литературной мастерской, их структура вырисовывались постепенно, но уже с самого начала были установлены определенные правила, со временем ставшие традиционными. Так, обсуждение стихов или прозы проводилось и проводится только по просьбе автора. Более того, автор имеет право выбрать себе "штатных критиков" и предложить им тексты заблаговременно. Такое положение вещей подразумевает всю серьезность намерений автора, рискующего получить не только и не столько комплиментарные отзывы, сколько беспристрастный, а иногда и пристрастный и безжалостный "разбор полетов", ибо сам факт, что ты пишешь, не является заслугой. В результате таких разборов порой начинают отчетливо проступать очертания тех барьеров и преград, на которые натыкается литератор, и, ощущая "сопротивление материала", сам не видит, где его средоточие. Бывает, что одна фраза, сказанная критиком, открывает автору выход в новое пространство. Справедливости ради стоит признать, не слишком часто. Но в любом случае автор предоставляет свои произведения для обсуждения добровольно и осознанно.

Еще одно правило - особое внимание к новичкам. Пришедший впервые получает привилегию говорить о себе все, что считает нужным, и читать свои произведения вне очереди и вне критики. Это дает надежду, что первый визит не станет последним.

Постепенно прочное место в работе мастерской заняло изучение теории литературной работы. В его основу лег авторский курс "Поэтика" Н. А. Ягодинцевой. Практические занятия на основе этого курса - и есть тот самый опыт работы, который, конечно, не заменит ума и таланта, но, будучи к ним приложен, дает серьезным авторам возможность роста и раскрытия потенциала.

И еще одна добрая традиция - завершение занятия чтением произведений всеми участниками заседания по очереди. Одно - два стихотворения или мини-проза по желанию, без принуждения и обсуждения, лучше новое, но можно и старое, и даже не свое, а чье-то, поразившее или порадовавшее. И все это на фоне чая, печенья, конфет, способных поддержать настроение и силы участников мастерской, готовых провести в ней пять часов своего законного выходного дня.

Практическая работа - естественный вид деятельности мастерской вообще и литературной в частности. Не ограничиваясь практическим подходом к освоению теории, т. е. фактически "упражнениями на заданную тему", в литературной мастерской открывали и создавали новые проекты. До сих пор вспоминают грандиозные коллективные работы, созданные последовательно или параллельно, в поэтическом и прозаическом вариантах. Таким был "Роман века", эпопея, которую по очереди, вводя свою лексику, сюжетные линии и лирических героев, писали все прозаики и даже кое-кто из поэтов. Такими были бесконечные варианты гуманистического рассказа "Окошко № 5". "Римские эпизоды" в течение полугода были частью жизни мастерской, и надо признать, что в ряде случаев стихи с таким названием становились самостоятельными и достойными поэтическими явлениями. То же можно сказать и о цикле "И это пройдет…", идея которого не давала людям покоя со времен царя Соломона.

В какой-то период в мастерской четко дифференцировались секции поэзии и прозы. Занятия строго чередовались, у них появились свои руководители, точнее, временные заместители, т. к. Нина Александровна никогда не выпускала их деятельность из поля своего зрения и из-под контроля. В секциях создавались собственные бюллетени. Первым напечатал свою "Литературную беседку" руководитель секции прозы Ю. Васильев. Попытка зафиксировать ход занятия так впечатлила руководителя секции поэзии Ирину Аргутину, что она отважилась выпустить "Блюда поэтической кухни". Бюллетени, сообщавшие о событиях "истекшего литературного периода", запечатлевшие отзывы штатных и внештатных критиков о представленных на обсуждение подборках стихов и прозаических опытах, не страдали от недостатка внимания. К тому же это было большим подспорьем для авторов, действительно желавших учиться как на чужих, так и на своих ошибках. Вскоре организовались еще две секции: критики (С. Алексеев) и литературного краеведения (В. Теплов). Члены первой принимали активное участие в занятиях секций поэзии и прозы, подготовке рецензий и критических отзывов, второй -выступая с докладами и сообщениями, просвещали авторов и расширяла их кругозор.

Однако, собственно занятиями, важнейшим и основным направлением деятельности, в мастерской не ограничились. Конкурсные, презентационные, издательские программы - все они работают на ее авторов.

В 1999 г. мастерская впервые объявила конкурс литературных произведений молодых авторов, ставший впоследствии ежегодным. Он посвящался 200-летнему юбилею А. С. Пушкина. В 2001 г. конкурс получил название "Стилисты добра" и стал охватывать самую перспективную категорию авторов - от 16 до 35 лет. География конкурса перешагнула за пределы не только города и области, но и уральского региона. Став традиционным, конкурс продолжает открывать новые имена, давая многим авторам путевку в большую литературу.

В сентябре 1999 г. литературная мастерская вместе с Центральной городской библиотекой им. А. С. Пушкина г. Челябинска провели семинар для старшеклассников и студентов "Литература - вдохновение и творчество" (руководитель - Е. Новожилова). В нем приняли участие лучшие профессиональные писатели города. Роль писателя в современном обществе - главная тема семинара (сама Е. Новожилова вскоре поступила в Московский литературный институт).

В феврале 2001 г. в Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошла встреча авторов четырех литературных студий (Челябинская литературная мастерская, "Созвучие" и "Апельсин" из Челябинска и "Амариллис" из Златоуста) с библиотечными работниками.

Литературная мастерская установила творческие связи с молодыми литераторами городов Златоуста, Кыштыма, Сатки, Магнитогорска, Троицка, Пласта, Миасса. В ноябре 2001 г. творческий визит членов мастерской в Екатеринбург положил начало дружбе с авторами из студии "Горный родник", которые через год побывали в гостях у челябинцев.

В 2002 г. члены мастерской и участники ее программ и конкурсов А. Петрушкин и В. Теплов из Челябинска, Д. Одиноких из Кыштыма, И. Федорова из Магнитогорска приняли участие в совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле. Через год на совещание в г. Ишим поехали И. Аргутина, А. Афонин, О. Павлов и В. Теплов. Рекомендации для вступления в Союз писателей России там получили О. Павлов и И. Аргутина и вскоре стали его членами. В том же году они и М. Еременко стали лауреатами 3-го литературного конкурса им. К. Нефедьева в Магнитогорске.

Авторы мастерской публикуют свои произведения отдельными сборниками, а также в челябинских изданиях, в журналах "Уральская новь", "Урал", "Вавилон", "Аврора", "Берег А", "Уральский следопыт", "День и ночь", "Врата Сибири" и других, продолжают расширять сферу своего проникновения и присутствия. Виртуальное пространство тоже давно освоено ими. Они участвуют в сетевых проектах и конкурсах, представляют свои произведения на литературные сайты и в электронные журналы. Из мастерской вышли две издательские группы: А. Петрушкин выпустил серию "24 страницы современной классики" - первые книги молодых поэтов и прозаиков области, а два выпуска альманаха "Новый ковчег" увидели свет благодаря О. Павлову и А. Афонину.

С 2003 г. занятия литературной мастерской проходят в Челябинском областном общественном фонде культуры. Некоторые из ее выпускников сами руководят литобъединениями, и, пожалуй, в том, что такие объединения действуют, благоприятствуя новым авторам, есть заслуга литературной мастерской, возникшей в свое время практически на пустом месте. Ее руководитель и сегодня видит свою задачу в том, чтобы не только дать инструмент в руки желающих поработать всерьез, но и "провести мастерскую по фарватеру литературы, не уклоняясь в идеологию, не изобретая моральные и аморальные подпорки: литературная работа, как любое уважаемое дело, в сторонних оправданиях не нуждается". Впрочем, считает Н. Ягодинцева, профессионалами становятся единицы. "Видимо, так и должно быть. Но даже те несколько шагов, которые автор все-таки делает в пространстве мастерской, в масштабе личности имеют огромное значение. И здесь литература как род занятий встает на свое место: ведь она всего лишь средство развития человека, но средство колоссальной силы".

И. М. Аргутина

Литература

  • НЕПРЕРЕКАЕМОЕ: лит.-художеств. альм. / ред.-сост. Н. Ягодинцева. - Челябинск: Версия, 1997. - № 1. - 62 с. Сборник произведений членов мастерской.
  • НОВЫЙ ковчег: лит.-художеств. альм. Вып. 1. - Челябинск, 2001. - 100 с.
  • ЧЕЛЯБИНСКАЯ литературная мастерская // Урал. следопыт (Екатеринбург). - 2003. - № 3. - С. 57 - 60. Краткая справка и подборка стихов поэтов.
  • ФОМИНА, В. Н. Литературная мастерская // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, 2002. - С. 473.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. А. Литературная мастерская // Челябинская область: энциклопедия. - Челябинск, 2004. - Т. 3. - С. 729.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. Мастерская слова // Челябинск. - 1997. - № 7. - С. 36 - 37.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. Секреты творческой кухни // Центр (Челябинск). - 1999. - № 1. - С. 22.
  • ЯГОДИНЦЕВА Н. А. Л. М. - мастерская слова // Урал (Екатеринбург). - 2001. - № 9. - С. 32.
  • КАЛИНИНА, Т. Сделай выбор // Госпожа удача (Челябинск). - 1998. - № 5. - (Молодеж. спец. вып.).
  • АНДРОЩУК, И. Молодые встают на крыло // Бизнес-класс (Челябинск). - 2000. - 15 - 20 сент.
  • ФЕДОРОВА, Л. Есть свой Арбат! // Вечер. Челябинск. - 1997. - 27 июня. О презентации литературно-художественного альманаха "Непререкаемое".