Уральский поэт Николай Яковлевич Мережников в 2004 г. в своей статье «Штрихи слагаются в черты (Н. Ягодинцева)» писал: «…в нашей уральской поэзии мы можем выделить имена поэтов известных, состоявшихся, но все еще продолжающих удивлять читателей, да и себя, наверное, тоже неожиданными приращениями и превращениями, тем самым “рядом волшебных изменений милого лица”. … Нина Ягодинцева – поэт из этого же ряда» (Бажовские лауреаты / [сост.-ред. Ю. К. Матафонова]. Екатеринбург, 2004. С. 73).
Родилась поэтесса 29 января 1962 г. в Магнитогорске. Впервые опубликовала стихи в 1973 г. в возрасте 11 лет в газете «Знамя» Магнитогорской швейной фабрики, где работала ее мама. Еще школьницей, ученицей 9-го класса, она пришла в городское литературное объединение, которым руководила Нина Георгиевна Кондратковская. Перед поступлением в Литературный институт им. А. М. Горького (Москва) с 1979 по 1982 г. работала на Магнитогорском металлургическом комбинате. В годы учебы в Литературном институте в поэтическом семинаре Ал. Михайлова и Г. Седых занимаясь переложениями поэтических сур Корана, пришла к новому пониманию смысла и средств поэтической работы. Уже в институте у нее наметился критико-аналитический подход к литературе – она стала одним из ведущих рецензентов в семинаре.
После окончания института в 1987 г. Н. Ягодинцева уехала в Челябинск. В Челябинске в Южно-Уральском книжном издательстве вышли большая публикация в коллективном сборнике трех молодых авторов «Майский дождь» (1989) и первая отдельная книга Нины Александровны «Идущий ночью» (1991), куда вошли переложения поэтических сур Корана. На следующий год в издательстве «Форум» была издана книга стихов «Перед небом» (Челябинск, 1992). Поэтесса провела ряд литературно-критических и публицистических передач на областном радио (1995–2000), вела Литературный клуб «3-й четверг» в челябинском Фонде культуры.
На I Всероссийском совещании молодых писателей в Москве в 1994 г. Н. Ягодинцева была принята в Союз писателей России. В 1997 г. увидел свет новый поэтический сборник – «Амариллис», который включил стихи за 15 лет.
Следующий сборник «На высоте метели», вышедший в Челябинске в 2000 г., был отмечен Всероссийской литературной премией им. П. Бажова (2001). В нем Нина Александровна остается верной русской классической традиции.
Начиная с этой книги, поэтесса строго придерживается одного для себя установленного правила: издавая свои стихи, точно датировать их. Сборник «На высоте метели» составили произведения, созданные в 1998–2000 гг. Это как раз те годы, когда драматизм жизни в стране достигал очень высокого напряжения. Н. Мережников отмечал: «Ощущение драматизма и даже трагизма бытия сказывается в сборнике во всем: в строении сюжета, в соотношении света и тени в палитре автора, словом, во всем, вплоть до оттенков эпитета». (Бажовские лауреаты / [сост.-ред. Ю. К. Матафонова]. Екатеринбург, 2004. С. 76–77). Уже первое стихотворение сборника – «Зеркало» – вводит читателя в атмосферу сгущенного драматизма: «Умножая свет, отмеряя мрак…». Неслучайно слово «метель» вошло в заглавие книги.
Новую книгу стихов Нины Ягодинцевой «Теченье донных трав» отделяют от предыдущей всего два года. За эту рукопись она стала лауреатом Всероссийской литературной премии им. К. Нефедьева (2002). Как писал Н. Мережников: «Открываешь новый сборник и словно попадаешь в другой мир… В этом мире, по сравнению с тем, что открывался читателю в «На высоте метели», мире строгом, драматичном, все исполнено блеска, движения, красок, словом, главенствуют здесь свет и цвет» (Бажовские лауреаты / [сост.-ред. Ю. К. Матафонова]. Екатеринбург, 2004. С. 77). Примерно на эту же особенность «Теченья…» обратила внимание екатеринбургский поэт Е. Изварина в своей рецензии, опубликованной в журнале «Урал» (2003. № 2. С. 243). Она пишет: «В полном соответствии с названием, новая книга стихов Нины Ягодинцевой способна заворожить – и приворожить. В этой книге есть нерв и ритм, в ней есть глубинный покой и фантастическое, присущее как раз этим самым “донным травам” движение в покое. В ней есть главенствующая и всепроникающая – но не идея, не мысль, не эмоция, а – стихия, то есть естественная мелодия». Но Н. Ягодинцева и здесь верна себе. Просто драматизм стал тоньше, он не столь эффектно выражен внешне, потому что стал глубинным.
Для Н. А. Ягодинцевой наступает фантастически творческий период: почти каждый год выходят новые поэтические сборники: «Тихие имена» (Челябинск, 2004), «Азбука жизни: мужчина и женщина» (в соавторстве с екатеринбургским поэтом В. Осиповым, Екатеринбург, 2005), «Меж облаками и людьми: избранная лирика» (Магнитогорск, 2008), «Свиданье тайн: стихотворения 2005–2006 гг.» (Челябинск, 2008, 1 эл. опт. диск (CD-DA), «Иная мера: стихотворения, 2003–2009 гг.» (Челябинск, 2009), «Листая пламя» (Магнитогорск, 2011), «Подорожная: избранное» (Барнаул, 2012), «Вишенье» (Германия, 2012).
В 2012 г. Нина Александровна приняла участие в проекте Челябинской областной библиотеки для слабовидящих и слепых «Живая книга родного края». Был подготовлен диск со стихами Н. Ягодинцевой в исполнении автора.
В том же году санкт-петербургское издательство «Маматов» выпустило книгу стихов Нины Александровны «Избранное» в серии «Библиотека российской поэзии». В него вошли произведения 1982–2011 гг. В предисловии к сборнику было опубликовано письмо Ал. Михайлова, вице-президента Международной ассоциации критиков, профессора Литературного института им. Горького, у которого в свое время училась Н. Ягодинцева. Он писал: «В Ваших стихах есть понимание иных уровней бытия, в том числе и сосредоточенных в нас самих, в нашем подсознании, где таятся “тяжелые хищные корни” необычайного притяжения:
Слезами иль кровью политы,
Растут, как дурная трава,
И глушат стихи и молитвы,
Как боль заглушает слова
И все-таки вряд ли мог состояться поэт, если бы в нем изначально, генетически не доминировало духовное начало, причем по самому высокому спросу. То, что Вы следуете классической стиховой традиции, для Вас так же естественно, как, скажем, слушать пение птиц, любоваться медленным струением ручья… В этой стиховой традиции Вы не однообразны и вовсе не скованы каноном. Широка амплитуда ритмических и метрических вариантов, уверенно звучит разностопная строфа. И важно то, что в лучших стихотворениях на малом стиховом пространстве Вам удается так сгустить содержание, что в нем находит отражение драма целой жизни:
Пирует жизнь с ее приливами,
С ее утратами несметными,
Где мы посмели быть счастливыми,
Несчастными и даже смертными.
Лучшие Ваши стихотворения отличаются чистотою и благородством слога, согласием слова с душевным настроем, с мелодией чувства, глубиною переживания.
Целомудренны и чисты «Четыре письма к А*», это любовные стихи, такие нынче очень редко встретишь. Метафорика свежа, прозрачна, она вовсе не показная, она как бы из природы вещей…
Пейзаж Ваш весь словно как-то приподнят, облегчен, просвечен небесным светом… Хорош поэтический ход, когда образ видеоряда “упрятан” в область психологии: “Она светла, как ночь перед побегом”. Или метафорическое представление: “Июль во все распахнутые окна // Холодное вливает молоко”. Привлекает и такое сравнение, усиленное звукорядом: “зачем мы мешаем вино с водой, // Как раньше мешали вину с бедой”».
(Ягодинцева Н. А. Избранное. Санкт-Петербург : Маматов, 2012. С. 6–7).
Челябинский поэт К. Рубинский отмечал, говоря о творчестве Нины Александровны: «Вечность, по Ягодинцевой, не мертва, не амбивалентна – она так же по-человечески наполнена вполне земным, так же уютна и утешна:
За тем невидимым пределом,
Где все невинны и чисты,
Как будто в фильме черно-белом:
Вокзал, автобусы, часы.
…………………………………….
Из мира в мир, всегда навстречу
Иным улыбкам и слезам,
В слепое утро, зыбкий вечер,
Другой сырой автовокзал.
Но не только городские пейзажи наполняются ощущением вечности – взять хотя бы “горные” стихи. Горы для Ягодинцевой – это там, где ближе всего к “пределу”; вечность в горах похожа “на синюю стаю китов, плывущих навстречу солнцу”, а взбирающиеся на вершины однажды делают это в последний раз, “чтобы потом вернуться в город и жить как все”, но их дети наследуют крылатую страсть к высотам» (Ягодинцева Н. А. Избранное. Санкт-Петербург : Маматов, 2012. С. 7–8).
Другой челябинский поэт К. Шишов писал: «Третья – и заключительная – часть “Избранного” была создана в первое десятилетие XXI века (2002–2011 гг.). Как известно, столетие заканчивается в своем культурном наследии где-то спустя десять-пятнадцать лет, забегая в следующий век. XVII век Руси кончился победами Петра, XVIII век – разгромом Наполеона, XIX век – Октябрьским переворотом. Где-то в середине десятых годов произойдет окончательный отказ от книгочтения и классического искусства, как ясно всем нам сегодня.
Автору «Избранного» посчастливилось обрести зрелость в так называемые “нулевые” годы начала XXI века, и это время было ею озаглавлено “Трава-тишина”. “Листья травы” – любимая тема великого Уолта Уитмена – переосмысливаются Ниной Ягодинцевой как бессмертие жизни, всего живого на земле: “Да будут родники целительно-медовы, // Полны живой водой, // И ноши никакой в пути – и только Слово // Всегда с тобой…”. Ей, ставшей воительницей, владелицей великого наследия, уже не страшно вступать в схватку с любыми химерами, смущавшими еще древних греков. Поэт азартно одолевает “птице-змея” и “пауко-льва”, “ящеро-пса” и “рыбо-дракона” (последнего – впоследствии), в которых она “мещет стрелы огненные”… “Дай стрелу. Уйди за спину. // Учись. Я на мгновение застыну // Меж двух ударов сердца наяву // И отпущу тугую тетиву…”.
Поэт, находясь в бывшем стольном граде древней Руси, украшенном соборами девяти веков с языческим узорочьем, гордо и с вызовом произносит: “А где ж еще // До бела снега догорать, // Как не в России, во Владимире, // Где ты несешь домой свечу, // А я шепчу: “Прости, прости меня”, – // Но быть прощенной не хочу…”. Зорким зрением видит Поэт далеко за рубежами своей тысячелетней Отчизны все ее смутные и судьбоносные времена: “Листвы взволнованная речь // Ошеломляет, нарастая… <…> // Спасти, утешить, оберечь, // Дать мужество на ополченье, // И небо – речь, и поле – речь, // И рек студеные реченья…”.
Она обретает искусство точно и лаконично передать суть гражданского братоубийства: “Непогода пришла, как отряд батьки Махно”, исполинскую трагедию Великой Отечественной: “Военные грузовики, брезент заиндевелый… <…> // На три открытых стороны – // России, вечности, войны…”. В ее строках выстраиваются и собственные героико-эпические заповеди: “Помилосердствуй же! И впредь, // Где горя горького напластано, // Не дай соблазна умереть, // Не допусти соблазна властвовать!”, “Руки ли греют, Богу ли мстят // За немоту свою? // Ты принимаешь пламенный стяг: // – Я и в огне спою!”. Отчеканиваются категорические императивы, коими и будет питаться та неокрепшая поросль, что ныне скитается без пастырей, без милосердия: “В немилосердии прошедшего – // Немилосердие грядущего!”, “Обжигая губы об имена, // Не позаришься на чужую ложь… // Три глотка спасительных: “Ро-ди-на” – // И опять живешь…”, “Все кажется: тебе // Какой-то смысл загадан, // И если ты его сумеешь отгадать – // Как посуху пройдешь…”.
Надо ли говорить, сколь целительным и жизнеспособным оказывается такое слово, подземными токами связанное с древне-сказовым и исконно русским наследием, языческим или перво-христианским, или фольклорным, былинным, каким свободно владеет ныне Нина Александровна – признанный знаток культурных заповедей наших предков и – одновременно – яркий публицист, борец за сохранение наследия русского языка, как “кода нации”. “Моя любовь навсегда останется здесь, // На этой горькой земле, // Вымирающей каждый день, // Чтобы просто жить, // В потоках липкой, // Политой синтетическим шоколадом лжи…”. Юному сыну, вступающему в жизнь, своему выкормышу-“стрижу” она исповедально пишет: “Никто не обещал тебе покоя, // Но вот они – воздушные пути! // А сбудется – лети – совсем другое. // Совсем другое сбудется. Лети…”.
В финале «Избранного» дерзко и с вызовом стоят аллегорические строфы: “Я – жизнь твоя. Я сон твой безымянный, // Припоминаньем спутанный к утру. // Не окликай Мариной или Анной – // Без имени умру!.. <…> Под утро просыпаешься – пустое // Купе, сквозняк, озноб и тишина… // Я жизнь твоя. Я ничего не стою, // Сама себе цена…”. Так наследуется в исповедальности традиция безымянных русских иконописцев и летописцев. Так отрекаются от всемирных авторитетов слова во имя смирения и бескорыстия; что тоже признак достоинства и благочестия. И хотя сквозняк и пустота явно предсказывают катастрофу брошенности наших детей и внуков в грядущие времена, думается, что книга и опыт Нины Александровны будут востребованы в “немилосердном Грядущем”.
Остается только констатировать, как доказанный факт, наличие в нашем крае мощного поэтического таланта, прошедшего свой, уникальный и мало оцененный современниками, путь Художника высокого самоотверженного труда, преданности Отчизне и – самое главное – феноменальной трудолюбивости и бескорыстия. Прикосновение как к ее творчеству, так и к ее искусству бытия – всегда знаменательно для нас, ее земляков и современников» (Шишов К. Избранница муз // Большая Медведица. Екатеринбург. 2013. № 1 (34). С. 11).
Н. А. Ягодинцева – педагог со стажем. В 1995–1996 гг. преподавала в Челябинском колледже культуры курс литературы XVIII в. и авторский курс «Литература Уральского региона». С 2001 г. преподаватель, затем – доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. Ведет дисциплины: «Основы драматургии», «Сценарное мастерство», «Драматургия конкурсных игровых программ», «Сценарные технологии в работе с документальным материалом». Защитила кандидатскую диссертацию по культурологии «Русская поэтическая культура XX – начала XXI в.: сохранение целостности личности человека» (2006).
Философия поэтического творчества – одна из областей интересов Н. Ягодинцевой. В 2003 г. в челябинском издательстве «Библиотека А. Миллера» вышел курс ее лекций «Поэтика: модели образного мышления». Тема эта получила продолжение в книге «Поэтика: двенадцать тайн: речевой практикум для студий и курсов литературного мастерства» (Челябинск, 2005). Затем была издана «Поэтика: принципы безопасности творческого развития: лекции по психологии творчества» (Челябинск, 2008). В основу ее лег собственный поэтический путь автора и опыт работы с начинающими литераторами. За эту книгу Н. Ягодинцева стала лауреатом Всероссийской литературной премии им. Д. Мамина-Сибиряка (2008). В цикле книг «Поэтика» сформулированы философская основа, конструктивные принципы и психологические особенности творческой деятельности.
Поэтесса много работает с молодыми начинающими поэтами. В 1995–2000 гг. читала лекции в литературных студиях «Созвучие» (Челябинск) и «Амариллис» (Златоуст) для авторов с ограниченными возможностями здоровья. С 1997 по 2009 г. руководила Челябинской молодежной литературной мастерской, поэтической мастерской проекта «Южный Урал глазами детей» (2007, грант Минатома), с 2001 г. по настоящее время – детской студией «Апельсин» МАОУ СОШ № 26 и межвузовской литературной мастерской «Взлетная полоса», с 2010 г. ведет Литературные курсы в Челябинском государственном институте культуры (ЧГАКИ). 17 учеников Ягодинцевой стали членами Союза писателей России, 15 – студентами Литературного института в Москве, ее воспитанники – лауреаты Всероссийских литературных конкурсов и фестивалей в Москве и Сочи.
С 2010 г. ежегодно на базе ЧГИК проводит региональное совещание молодых писателей Челябинской области. В качестве руководителя творческих семинаров работала на региональных, всероссийских и международных совещаниях молодых писателей в Омске, Красноярске, Кирове, Сургуте, Каменске-Уральском, Барнауле, Ленинске-Кузнецком, Бугуруслане, Самаре и других городах России.
Сегодня Н. Ягодинцева – автор 29 изданий: стихов, цикла учебников литературного творчества, монографий, изданных в России и Германии, электронной книги литературной критики, переводов с азербайджанского и башкирского языков, аудиодисков, а также более 700 публикаций в литературной и научной периодике России, Испании и США. Стихи Ягодинцевой вошли в ведущие современные поэтические антологии России. В качестве редактора и редактора-составителя подготовила к выпуску более 70 книг авторов Южного Урала и России.
В течение 7 лет Нина Александровна была членом жюри Всероссийской литературной премии им. П. П. Бажова (Екатеринбург), с 2012 г. – председатель жюри Международной Южно-Уральской литературной премии. С апреля 2013 г. ведет популярную авторскую рубрику «Прикладной смысл» на официальном сайте Союза писателей России «Российский писатель», где публикует культурологические статьи, рецензии и стенограммы «Открытого семинара» – творческой лаборатории мастерской «Взлетная полоса» ЧГИК.
С 2001 г. работает как фотохудожник – фотовыставки прошли во многих городах Челябинской области и Екатеринбурге, фотоработы публиковались в журналах и использовались в оформлении книг. Выставка «Уреньга – библиотека вечности» в 2012–2013 гг. работала в Новой Пристани, Межевом, Трехгорном, Сатке, Бакале и Челябинске.
Лауреат Всероссийских литературных премий:
– им. П. Бажова (2001, за книгу «На высоте метели»),
– им. К. Нефедьева (2002, за рукопись книги «Теченье донных трав»),
– им. Д. Мамина-Сибиряка (2008, за книгу «Поэтика: принципы безопасности творческого развития»).
Лауреат региональных литературных премий:
– Клайновской литературной премии (Челябинск, 2009, за книгу «Иная мера»),
– Сибирско-Уральской литературной премии в номинации «Поэзия» (2011, за рукопись книги «Листая пламя»),
– литературной премии Уральского федерального округа (2012, за электронную книгу литературной критики «Жажда речи», в соавторстве с А. П. Расторгуевым).
Лауреат конкурсов:
– Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга-2007» (за монографию «Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности»),
– Международного конкурса переводчиков тюркоязычной поэзии (2012, за переводы современной поэзии с азербайджанского и башкирского языков),
– Конкурса сайта «Российский писатель» в номинации «Русская мысль» по итогам 2013 г.,
– Конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию «Лучшая южноуральская книга-2013» в номинации «поэзия»,
– Международного литературного конкурса «Память сердца» (2014),
– IV Всероссийского интернет-конкурса «Творческий учитель – одаренный ученик» (2015, за разработку темы «Формы литературно-творческой работы с детьми»),
– в разные годы лауреат конкурсов журналов «Урал», «Наш современник», «Бельские просторы», «Русское слово».
Награждена:
– Благодарственным письмом Главного управления социальной защиты населения Челябинской области (2003),
– Почетной грамотой Правления Союза писателей России (2004),
– Почетной грамотой Российского Фонда Культуры (2007),
– Благодарностью Законодательного Собрания Челябинской области (2012),
– Почетной грамотой Министерства культуры Челябинской области (2012),
– Почетной грамотой Губернатора Челябинской области (2012),
– Благодарностью Губернатора Челябинской области (2013),
– Благодарностью Полномочного представителя Президента РФ в УРФО (2015),
– Медалью Ассоциации писателей Урала «За служение литературе» (2012),
– Нагрудным знаком Союза писателей Белоруссии «За вялiкi ўклад у лiтаратуру» (2014),
– Медалью М. Ю. Лермонтова (2015).
Процитируем Н. Мережникова вновь: «Возможно, сейчас, когда пишутся эти строки, на столе поэтессы уже лежит готовая рукопись новой книги. И, возможно, когда новый сборник увидит свет, мы станем опять свидетелями явления еще одной Ягодинцевой» (Бажовские лауреаты / [сост.-ред. Ю. К. Матафонова]. Екатеринбург, 2004. С. 81).
Материал подготовлен И. Н. Пережогиной
Размещен 03.03.2017
Источники
КУЛЕШОВА, Л. В. Ягодинцева Нина Александровна / Л. В. Кулешова // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2002 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; сост.: И. Н. Пережогина [и др.]. – Челябинск, 2002. – С. 47–50.
ИЗВАРИНА, Е. «Я знаю, как плачет вода…» / Е. Изварина // Урал. – Екатеринбург, 2003. – № 2. – С. 243–244. – Рец. на кн.: Теченье донных трав : стихотворения 2000–2003 гг. / Н. Ягодинцева. – Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2002. – 69 с.
МЕРЕЖНИКОВ, Н. Штрихи слагаются в черты (Н. Ягодинцева) / Н. Мережников // Бажовские лауреаты / [сост.-ред. Ю. К. Матафонова]. – Екатеринбург : ПАКРУС, 2004. – С. 72–81.
ФОМИНА, В. Н. Ягодинцева Нина Александровна / В. Н. Фомина // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск : Камен. пояс, 2008. – Т. 7. – С. 590.
О ТВОРЧЕСТВЕ // Избранное / Н. Ягодинцева. – Санкт-Петербург : Издательство «Маматов», 2012. – С. 6–12. – (Библиотека российской поэзии). – Содерж.: Ал. Михайлов. – С. 6–7; К. Рубинский – С. 7–9; Е. Изварина. – С. 9–10; А. Расторгуев. – С. 10–12.
ШИШОВ, К. Избранница муз / К. Шишов // Большая Медведица. – Екатеринбург. – 2013. – № 1 (34). – С. 11.
Ягодинцева Нина Александровна [Электронный ресурс] // Челябинский государственный институт культуры. – Режим доступа: http://chgik.ru/ftkt_rtpp_yagodinceva, свободный. – Загл. с экрана. – – Дата обращения: 18.01.2017.
На сайте проводится расширенный список сочинений Н. А. Ягодинцевой и литературы о ее жизни и творчестве.
Личный фотоархив Н. А. Ягодинцевой.
Читайте лекцию Н. А. Ягодинцевой "Традиция и современность: вневременность творческого поиска писателя"