В раннем возрасте поэт остался без отца, указного муллы. Чтобы помочь семье, мальчику приходилось наниматься в батраки к богатым баям. К 13 годам окончил школу первой ступени в д. Сарино. Затем последовали четыре года учебы в Аргаяшской средней школе. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он начинает писать стихотворения. Принимает активное участие в работе школьной газеты, литературного журнала.
В 1928-1930 гг. С. Галимов трудится учителем начальных классов в деревнях Аргаяшского и Кунашакского районов. Возглавляет комсомольские ячейки. Участвует в организации колхозов. В газетах «Молодежь Башкирии» и «Красная Башкирия» печатаются заметки и стихи молодого селькора из уральской глубинки.
Сирень – вдоль садовой дорожки,
Вдоль улицы – строй тополей.
В лесу примеряет сережки
Березка, снега белей.
Прозрачной струей родниковой
Вокруг перелесок звенел.
Никто от напитка такого
Сильнее меня не пьянел.
Я – молод. А этому цену
Мы в юности может забыть.
Но молодо, самозабвенно
Кричу я: « Как хочется жить!»…
В 1930 г. девятнадцатилетнего юношу приглашают на работу в редакцию газеты «Башкортостан» (г. Уфа). Он становится литературным сотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактирует приложение «Трактор». В 1933 г. поступает на филологический факультет Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимирязева.
При этом продолжает активно заниматься литературным творчеством. В 1932 г. выходит первая книга стихотворений «Тревога». Салям Галимов избирается делегатом I Съезда советских писателей Башкирии, I Съезда Союза писателей СССР.
После окончания института трудится научным сотрудником Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1938 г. поступает в аспирантуру Ленинградского филиала АН СССР.
19 июля 1939 г. Салям Галимович Галимов скоропостижно скончался от менингита. Похоронен на Волковском кладбище г. Санкт-Петербурга.
За десять лет творческой деятельности талантливый юноша, писавший под псевдонимом Г. Салям, успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихотворений, перевести на башкирский язык произведения А. С. Пушкина («Цыганы», «Сказка о золотом петушке»), записать несколько эпосов, выпустить сборник «Башкирские советские народные песни» (1939), напечатать десятки очерков и фельетонов. Поэма «Бала» («Дитя») стала не только литературным, но и заметным общественно-политическим явлением. Она была очень популярна. Поэму изучали в учебных заведениях. В список ста лучших произведений по башкирской истории вошло стихотворение Г. Саляма – «Башкортостан. Пролог к поэме будущих дней». Вспоминая друга, писатель Баязит Бикбай писал, что Салям никогда не гнался за славой и деньгами. Он беззаветно любил Отечество. Пафос поэзии Г. Саляма – светлое будущее народа.
Машинист, замедли бег машины,
Медленнее мимо проезжай,
Пусть посмотрят лучше пассажиры,
Как он светел,
Наш рассветный край.
Пусть услышат,
Как башкир читает
Пушкинских стихов оригинал,
Пусть «немым» башкира не считают,
Как когда-то Пушкин посчитал.
Пусть увидят
Наш полет высокий,
Устремленный в будущность веков,
И узнают:
Край наш – это сокол,
Вырвавшийся гордо из оков.
В 1967-1990 гг. Башкирским областным комитетом ВЛКСМ была учреждена премия имени Г. Саляма за лучшие произведения литературы, музыки, живописи и исполнительского мастерства.
В Сосновском муниципальном районе чтят память о талантливом земляке. В деревне Большое Таскино его именем названа одна из центральных улиц. На доме, где родился поэт, установлена мемориальная доска на двух языках. В районном историко-краеведческом музее оформлена постоянная экспозиция. В 2011 г. учреждена районная литературная премия имени Галимова Саляма.
Большую работу по популяризации наследия классика башкирской литературы проводит Центральная межпоселенческая библиотека и литературное объединение «У камина» (руководитель – У. Ф. Кулушев). В 2016 г. вышел в свет сборник «Жизнь – полет», в который вошли произведения лауреатов премии имени Галимова Саляма 2011-2015 гг. Проводятся научно-практические конференции, вечера памяти поэта, конкурсы чтецов; организуются выставки; выпускаются буклеты. К 110-летию со дня рождения в газете «Сосновская нива» создана ежемесячная страница «Салям», на которой публикуются архивные материалы, фотографии, произведения поэта.
Если б жизнь становилась длинней
С каждой новой из созданных строк!
Но, ей-ей,
Не прими за упрек:
Чем их больше в тетрадке моей,
Остается все меньше дней,
Сокращается жизни срок.
Только, сердце мое, не старей,
Не ищи под глазами теней
И не думай,
Что я изнемог.
Я пройду еще с Музой своей
Десять жизней и сотни дорог!
Урал Кулушев, Марина Ушакова
Размещено 27.06.2024
Сокол башкирской поэзии
Во все времена люди стремились излить какие-то нахлынувшие на них эмоции в поэтической стихотворной форме. У одаренных складывать свои мысли в рифмы, обладающих более тонким восприятием окружающего мира это происходит зачастую самопроизвольно. Многие из них на протяжении всей жизни сохраняют чистоту души, на их мироощущение не влияют, скажем так, погодные процессы, происходящие в мире. Где бы они ни находились, они несут положительную энергию, делясь с окружающими своей теплотой.
Именно таким человеком был выдающийся башкирский поэт Галим Салям, который внес неоценимый вклад в развитие поэтического творчества своего народа. Его творчество составляет одну из ярких страниц богатой башкирской литературы начала ХХ века. Он вошел в историю литературной жизни башкирского народа как поэт-новатор, как поэт-лирик, чьи пронзительные строки волнуют сердца спустя десятилетия.
...К сожалению, жизнь отпустила ему немногим более четверти века. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет...
С. Г. Галимов родился 18 января 1911 года в старинной башкирской деревне Тягеш Кунашакского района (ныне д. Таскино, входит в состав Сосновского района) Челябинской области в семье указного муллы.
В семье царила теплая, дружная атмосфера, родители много общались с сыновьями, учили их грамоте, арабскому и башкирскому языкам. Когда Саляму было десять, его отец умер, оставив жену практически без средств к существованию. Она была вынуждена работать учительницей при медресе в мечети... Маленький Салям с детства привык к тяжелому сельскому труду — занимался батрачеством у богатых башкирских баев (земледельцев). Но именно эта закалка и сформировала его крепкий стержень, позволивший многого добиться в жизни.
Мальчика воспитывали мама и бабушка. Особенно большое влияние на молодого поэта оказала бабушка. Она помнила и рассказывала внуку множество башкирских сказок, пословиц и поговорок, народных четверостиший — баитов и колыбельных.
К 13 годам мальчик уже окончил школу первой ступени в башкирской деревне Сары. Затем четыре года подросток учится в Аргаяше, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам окончил среднюю школу. В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе 2-й ступени, вступил в комсомол. Пожалуй, именно в этот период впервые проявилась любовь юноши к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.
По окончании школы работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево, активно участвовал в организации первых колхозов. В течение двух лет преподавал в школах Аргаяшского района литературу, вызывая неподдельный интерес учеников к художественному слову. Делал все возможное, чтобы развить у них эстетический вкус.
Начал печататься в 1929 году. Работал селькором, публикуя заметки в республиканской комсомольской газете «Башкортостан йэштэре» («Молодежь Башкортостана») и «Кызыл Башкортостан» («Красный Башкортостан»).
Весной 1930 года будущего поэта приглашают в редакцию газеты «Кызыл Башкортостан», он становится литературным сотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактирует приложение к газете — журнал «Трактор».
Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского государственного пединститута им. К. А. Тимирязева. Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г. Салям.
Его идейные и художественные интересы были широки и разносторонни. Нет такой области современной ему действительности, которую не затронул бы он в своих произведениях. Его увлекают вопросы социалистической индустриализации и технического прогресса, коллективизации сельского хозяйства, дружбы народов, участия женщин в жизни общества.
В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм — синтеза различных традиций — составляли новаторство Г. Саляма в поэзии того времени.
В 30-е годы ХХ века Галим Салям буквально вихрем врывается в башкирскую литературу. Пишет стихи, которые отличались от иных как стилистикой, стихосложением, так и тематическим разнообразием. Как говорил сам поэт, он писал лишь тогда, когда не мог не писать. Стихи рождались один за другим. Содержание, рифмованность строк, напевность его стихов привлекали внимание поэтов и писателей того периода. Он часто печатался в периодических изданиях, много трудился над переводами классиков русской литературы. Стихи поэта были опубликованы и в Кунашакской районной газете «Колхозсы» («Колхозник»), выпускавшейся на башкирском языке выездной редакцией республиканской газеты «Башкортостан». В эти же годы С. Г. Галимов принят в Союз писателей Республики Башкортостан. Жемчужина башкирской лирики, одно из его лучших произведений — стихотворение баллада «Сквозь годы» написано в тот период.
В 1937 году С. Г. Галимов работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. В Ленинграде он тяжело заболел менингитом.
В аспирантуре Салям Галимов учился весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Были попытки перевести ее на русский язык. Его просили сделать подстрочники, чтобы выпустить сборник на русском языке, но он был настолько поглощен научной работой, что так и не сумел выбрать время для этого. Между тем столь редкая и коварная болезнь продолжала неуклонно развиваться, пока не свела его в могилу.
С. Г. Галимов скончался 19 июня 1939 года До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Салям был похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна.
За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой башкирской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов. Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г. Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций социологизма в 1930-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.
Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и др. Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей. Молодой поэт воспевал активную роль советской молодежи в строительстве новой жизни, отражал великие исторические преобразования в стране, воссоздавал портрет родного Башкортостана, превратившегося в индустриально-колхозную республику, раскрывал роль комсомола в деле просвещения, культурно-духовного развития народа.
Ясность мысли, простота изложения, мелодичность и плавность стиха — вот то главное, над чем неустанно работал поэт, отделывая и шлифуя каждое слово, каждую строчку, доводя их до совершенства. Лаконизм, умение при минимальной затрате слова сказать о многом — характерные свойства поэзии Саляма, который стремился к точности, краткости, афористичности. Язык его поэзии — живой, народный. Он знал множество притч, кубаиров и мастерски мог их рассказывать. В его записной книжке, с которой он никогда не расставался, каллиграфическим почерком были записаны жемчужины поэзии, классические башкирские баиты. Он постоянно искал и находил новые стихотворные формы, мог часами трудиться над одним словом.
Одним из первых Г. Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей империалистической агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствует о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов ХХ века поэт создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации — к образности, от риторики — к истинной лирике.
Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, «Гренаду» М. А. Светлова. К жанру поэмы питал особую любовь, что для того времени было довольно внове.
Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая такие серьезные — особенно для восточной, мусульманской поэзии — проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т. д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. Поэма имела широчайший резонанс. Книгу зачитывали до дыр, мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением.
В своих поэмах автор передает характер эпохи, сочетающей в себе романтическую устремленность, величие замыслов с невероятно тяжелыми испытаниями. Поэт никогда не занимался нарочитым словотворчеством, он не любитель напыщенных фраз. Привлекает в его поэзии ясность мысли, строгость формы, взыскательность к слову, отсутствие украшательства.
Поэзия Г. Саляма отличается богатством выразительных и изобразительных средств, многогранной образностью. Он из той плеяды башкирских поэтов, которые никогда не оставались в стороне от жизненных проблем соотечественников, от трудностей и радостей своей страны, своей земли. Ему пришлось жить и творить в сложнейший период советской действительности, когда не только не приветствовалась отражающая писателями действительность, но за малейшее свободомыслие преследовали и сажали в тюрьмы и даже подвергали ссылке или смертной казни.
Башкирский поэт Мухамедьяр Хай был очень рад успеху своего друга, совершенно искренне называл его лучшим поэтом и мастером жанра поэмы в башкирской литературе. Замечательный башкирский литературовед и критик, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева Ким Ахмедьянов серьезно занимался творчеством Г. Саляма, учитывал и сильные, и слабые стороны его поэзии. Высоко оценивая его произведения, их художественность и внутренний смысл, он выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана неподдельно глубоким лиризмом. В 1960-е годы Газим Шафиков, под влиянием К. Ахмедьянова, сделал перевод поэмы Г. Саляма «Гумер» («Жизнь»).
Имя Саляма носила Премия за лучшие произведения литературы, музыки, живописи и исполнительского мастерства (премия Башкирского комсомола), в перестроечное время название изменено — премия имени Шайхзады Бабича. В Уфе какое-то время С. Г. Галимов жил в знаменитом доме по ул. Ленина, 2, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на здании установлена мемориальная доска.
Галим Салям принадлежит к тем могучим художникам слова, кто продолжил, развил и обогатил лучшие традиции многовековой башкирской поэзии. Его поэзия отличается высоким художественным мастерством, глубокой эмоциональностью и задушевностью, современностью тематики и общечеловеческим содержанием. В 50–70-е годы ХХ века он был кумиром творческой молодежи, его произведения для многих начинающих поэтов стали школой поэтического мастерства. Лучшие представители творческой интеллигенции тех лет пытались подражать манере мастера слова, его поэтическому стилю и романтическому духу сочинений.
Поэзия Галима Саляма — это прежде всего пламенное, проникновенное слово, всегда глубоко волнующее. И благодарный народ свято хранит в своем сердце память о талантливом сыне башкирского народа. Свидетельство тому — улицы, скверы, названные его именем, портреты, написанные на холсте, издание его произведений.
Трагический, ранний уход из жизни не дал возможность раскрыть все грани его таланта. Сколько талантливых произведений Галима Саляма могли бы пополнить фонды библиотек! В памяти тех, кто его знал, а его знали и уважали ветераны библиотечного дела, он остался молодым, энергичным, не терпевшим ни лжи, ни лицемерия, смелым, человечным. Словом, настоящим гордым башкиром. Он ушел, оставив неиссякаемый родник душевного света, добра, любви и преданности своему народу. Многое сделал за столь короткий жизненный срок. Произведения поэта вошли в золотой фонд башкирской литературы и внесли заметный вклад в ее становление и развитие.
Наследие Галима Саляма — неотъемлемая часть духовного богатства, национального достояния башкирского народа и всего тюркского мира. И сегодня оно не утратило своего значения, играет важную роль в идейно-эстетическом воспитании башкирского народа.
М. Хабиров
По материалам издания «Знаменитые башкиры Кунашакского района» (Челябинск, 2024)
Размещено 18.07.2025