Версия для слабовидящих

Литературные журналы

Предлагаем вашему вниманию воспоминания С. Б. Школьниковой, одного из инициаторов создания журнала и главного его редактора.

В сентябре 1996 г. в Челябинске вышел первый номер «Тропинки». Литературно-познавательный иллюстрированный журнал для дошкольников и школьников. Чёрно-белый. Скромный, непритязательный, выдержанный в осеннем духе. На 32 страницах (впоследствии на 40). Тираж его большим не назовёшь — всего 500 экземпляров. Выпускался с 1996 по 1999 г., вышло 19 номеров. Распространялся он в основном по школам и библиотекам. Мне, одному из инициаторов, издателю, главному редактору, а также одному из авторов журнала очень интересно узнать, помнят ли его челябинцы, как выступавшие на его страницах, так и просто читавшие…

Как раз в то время, как я задумалась над этой статьёй, случайно обнаружила в своих бумагах небольшую, написанную собственной рукой записку — именно о том, как это всё начиналось. Привожу её полностью:

«18.XI.84 первое заседание детской секции, которую совместно образовали журнал “Тропинка” и Союз писателей. Секция предполагает объединить всех, пишущих для детей, рисующих детские книжки и т. д. В Союзе писателей собрались уже известные детские писатели: Ховив, Школьникова, Шилов, Пикулева… Чем будут заниматься? Обсуждением, подготовкой рукописей к изданию в журнале, сборников поэзии и прозы…».

Презентация первого выпуска «Тропинки» в литературно-краеведческом музее «Кораблик» школы «15 г. Челябинска. Сентябрь 1996 г.

 

КАК ПРИДУМАЛАСЬ «ТРОПИНКА»?

 

а) Детская секция.

 

В Челябинске и Челябинской области детских авторов на душу населения всегда было больше, чем в соседней Свердловской. И все жаждали не только друг с другом встретиться и поговорить, но и издаться, появиться в печатном виде. Первое желание можно было исполнить сравнительно просто.

Детская секция… Что это за организация, в которой впервые прозвучали слова о журнале?

В Челябинском отделении Союза Писателей СССР (СП) ответственным секретарём был тогда К. В. Скворцов. С его благословения (по мысли двух членов Литературного объединения (ЛитО) им. М. Львова (на ЧТЗ) — Е. Г. Ховива и автора этих строк С. Б. Школьниковой) была создана детская секция (ДС). Вскоре в ней оказались — не скажу все, но по крайней мере значительная часть местных детских авторов. И возникла она как предполагаемое ядро гипотетического журнала. Вспомнили, что был когда-то, до 1959 г., на Южном Урале детский альманах «Уральские огоньки». Он выходил под «крышей» и руководством государства в Челябинском государственном издательстве (ЧелябГиз). А в то «наше время» такого издания ни в каких планах нигде предусмотрено не было. Так что о солидном периодическом журнале или хотя бы альманахе мы пока могли только мечтать. Ещё и потому, что на него скорей всего нужно было бы получать разрешение. А это — вопрос очень серьёзный, особенно для тех лет.

Тем не менее, кроме встреч и обсуждений собственного творчества мы, члены ДС, с помощью Бюро пропаганды художественной литературы при СП, часто выступали в школах Челябинска и Копейска, выезжали в Златоуст, Миасс и другие города. Здесь следует вспомнить большое участие Л. А. Тарико, заведующей детской библиотекой № 10, Г. В. Хариной, руководителя литературного объединения «Алые Паруса», Ю. П. Кропотова, директора Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Они помогали устраивать такие встречи с юными читателями. В «арсенале» у нас были всего две книжки Е. Г. Ховива, по книжке Л. Я. Рахлиса, Л. А. Преображенской, П. С. Мельниковой, моей и… всё! Но беседовали, читали с листочков или по памяти свои стихи, разговаривали с ребятами. А дети активны и любознательны в любое время и в любые годы. И мы, писатели, видели — чтобы удовлетворить и их потребность в познании мира, и наше желание им в этом способствовать, нам всё-таки нужно не только свои книжки издавать. К тому же дело это в те времена было очень трудное и долгое. Но желательно иметь и свой печатный орган, в котором бы оперативно появлялись «горяченькие» стихи, рассказы, сказки… Один такой «орган» в городе был — «Теремок» при «Вечернем Челябинске» (имеется в виду специальная детская страница «Терем-Теремок» в газете «Вечерний Челябинск», где печатались произведения челябинских писателей и первые литературные опыты детей — сост.). Вёл его детский писатель А. Г. Борченко, который в этой газете работал. Но «Теремок» — избушка маленькая… Да и над ним висел дамоклов меч газетного объёма — того и гляди запретят…

И неугомонная ДС решила во что бы то ни встало издаваться. Собрали богатый материал по всей области, напечатали в виде сборника «Читай-ка». Он вышел в 1991 г. в Южно-Уральском книжном издательстве (ЮУКИ), на 94 страницах. Вошли в него 32 произведения 13 членов детской секции. (Правда, никакого намёка в нём на то, что он был собран по инициативе и стараниями ДС не найдёте… Такова жизнь). Потом задумались о более «быстродействующем» и периодическом органе… Хотя бы газете… Но кто бы стал и мог её издавать?

 

б) Ассоциация детских авторов. Газета «Тропинка».

 

И тут грянули 1990-е годы. Новые законы, новые возможности… Детская секция по желанию авторов и в соответствии с новым законодательством преобразовалась и зарегистрировалась под «крышей» Фонда культуры как юридическое лицо «Ассоциация детских авторов» (АДА), в которой я стала председателем. Это уже вполне самостоятельное учреждение. Цель её была помочь детским авторам в их общественно полезной деятельности — издании их произведений, ознакомлении широкого круга детей, учителей, родителей с богатой южно-уральской детской литературой. Создали свою «рабочую» контору: пригласили бухгалтера, необходимых сотрудников (не писателей), открыли счёт, взяли в банке небольшой кредит. Я съездила в Москву в соответствующую организацию, получила лицензию на издательскую деятельность, номер издательства и выкупила номера ISBN (международный стандартный книжный номер — сост.).

Занялись мы «хозяйственной деятельностью». Стали зарабатывать средства на издание книг наших авторов и на свой печатный орган. Сначала на газету. Для этого при существовавшем в те времена книжном голоде (компьютеров на каждом шагу и интернета ещё не было, родной советский народ ещё любил книгу!) закупили в Москве фуру книг (проделывали эту операцию трижды) и реализовали их.

Первым делом издали то, о чём мечтали: два номера (декабрь 1991 – январь 1992) 16-страничной детской литературной газеты. Назвали её «Тропинка», рассчитывая продолжить в ней традиции выходившего в России в начале ХIХ в. одноимённого детского журнала. В первых номерах газеты были напечатаны стихи и рассказы (в каждом 12 и 14 местных детских авторов, 5 и 8 авторов-детей соответственно). Тираж первого номера 15000, второго 10000 экземпляров. В работе над ними участвовали Т. А. Лебедева, А. Б. Горская, А. Г. Борченко, Г. В. Харина. Газета разошлась, но выяснилось, что издание её — дело во всех отношениях очень сложное. Даже печатать пришлось из-за формата в Златоусте. И объём не позволял публиковать большие материалы.

И постепенно вновь возникло и укрепилось желание издавать свой более значительный печатный орган — журнал.

Однако… Годы с 1992 до 1996 оказались для самостоятельной АДА очень трудными в моральном и финансовом отношениях. Было уже не до газеты и журнала. Надо было выжить. И ассоциация всё-таки выжила, вышла из почти патового положения. Палочкой-выручалочкой оказалась книга «Операция “Аптека” для больших и маленьких» о лекарственных растениях Южного Урала (авторы С. Б. Школьникова, Н. Л. Меньшикова, Н. П. Строкова). Она в 1992 г. уже была готова к печати, а денег на издание нет!.. Взяли кредит… Но не в банке, а у населения: объявили подписку на книгу! На собранные деньги издали её в тогда ещё существовавшем челябинском издательстве «Металл», руководитель П. И. Коновалов. Пока книга печаталась, в стране произошли новые денежные катаклизмы… После выхода реализовали подписчикам… С некоторым возмущением, не очень сильным, с пониманием — за доплату, ворчали, но стояли в очереди у железнодорожной библиотеки, куда был вывезен её тираж (том объёмом 24 печатных листа — 410 страниц — тираж 20000 экземпляров). Тем не менее выручка дала возможность выкупить в издательствах уже напечатанные книжки наших авторов, помочь некоторым: оплатили работу художников-иллюстраторов, предоставили кредиты (!), бумагу и т. п., а также стали опять думать о журнале.

 

 в) О литературном процессе

 

К тому же меня одолевала мысль о том, что журнал поможет литературному процессу. И я «отправилась» в своё детство. Вспоминала, как знакомилась с детскими писателями. Это происходило по детским журналам: «Чиж», «Мурзилка», «Дружные ребята», затем «Пионер», «Костёр». Через них формировался литературный процесс: произведения авторов государственные издательства (частных-то не было!) не спешили издавать в виде отдельных книжек, пока их сочинения не пройдут «апробацию» у читателей. Знакомясь с современными начавшими выходить детскими книжками самодеятельных авторов, в которых писали кому что и как заблагорассудится, а также бывая на встречах нашего ЛитО, видела, что для получения доброкачественной продукции она всё-таки должна проходить через определённое «чистилище», которое не только отбросит всё несуразное, но и подскажет, поможет отшлифовать произведение.

И появилось желание сделать такой журнал как орган ассоциации детских авторов: и для «старых» и опытных, и для юных начинающих авторов. Прежде чем выпустить книжку, предложить читателю своё произведение на его страницах. Причём журнал должен быть не просто литературным, а литературно-познавательным, для широкого круга возрастов и интересов подрастающего поколения. И в то же время, стать более обстоятельным и объективным периодическим изданием для литературного процесса… Эту идею я предложила обсудить на совещании писательской части ассоциации детских авторов. Её поддержали: кто-то с сомнением, кто-то с энтузиазмом, хотя она и была вначале отвергнута некоторыми писателями.

Назвали журнал, осуществив давнишнюю мечту — «Тропинка». Пришли к выводу, что это название самым лучшим образом отвечает нашему пожеланию детям идти вперёд, по тропинке знаний, воспитания нравственности.

И вот, наконец, вышел наш журнал — небольшой, но, сколько в него вместилось! Первый номер издан в сентябре 1996 г., когда Челябинск отмечал своё 260-летие. Начинается он с рассказа о первых новорождённых — в 1736 году! — челябинцах. Названо 18 имён. Эти фамилии и сейчас встречаются у жителей города. Вполне возможно, что это их потомки в 10-м поколении! Далее — рассказ об улице Сибирской (ныне — ул. Труда) — первой улице Челябинска. В этом номере были напечатаны стихи и рассказы известных вам южноуральских писателей: Аси Горской, Николая Шилова, Аркадия Борченко, Льва Рахлиса, Ефима Ховива, Геннадия Комарова, Фёдора Васильева, Ирины Ежовой, Нины Пикулевой, Северины Школьниковой, Юрия Подкорытова, Анатолия Дементьева. И это далеко не всё! Однако больше рассказывать не буду. В некоторых детских библиотеках г. Челябинска, в Челябинской областной универсальной научной библиотеке сохранились все или несколько номеров «Тропинки». Можно их найти и прочитать.

 

КТО БЫЛИ ТЕ ЭНТУЗИАСТЫ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЛИ ЖУРНАЛ?

 

К этому времени мы практически распростились с коммерческой торговой деятельностью — закупкой и перепродажей книг. Но не потому, что возникли мощные книготорговые ОО и т. п. Поскольку зарабатывать на книготорговле не являлось нашей самоцелью, а только для получения средств на издания книг наших авторов, естественно, что выдерживать массу возникших «конкурирующих» крупных торговых организаций мы не могли, да и не хотели. В ассоциации детских авторов остались только руководитель в моём лице, и люди, входящие в редакцию в качестве «волонтёров», то есть работающие… без зарплаты. Пришли к пониманию, что журнал должен зарабатывать сам на себя. Помещение мы уже тоже не снимали — сборы и совещания проводили в Фонде культуры, а основную работу члены редакции делали дома. От бухгалтера отказались — бухгалтерию и всё, что с ней связано, я вела сама. И уже не очень надеялись на социальную поддержку нашего начинания как общественно полезного и поэтому заслуживающего и какую-либо финансовую помощь от соответствующих организаций.

Образовался более-менее постоянный состав редакции. Это были С. Б. Школьникова, то есть я, в качестве главного редактора и издателя, Р. М. Степакова (со второго номера), В. Н. Киселёва (Фомина), Ф. А. Васильев (пять номеров), Н. П. Шилов, М. С. Гершуни, Д. Прокопьев, В. В. Лурье (с шестого номера).

О каждом из них и их вкладе в журнал я расскажу подробно.

Школьникова Северина Борисовна. Что могу сказать о себе? С детских лет писала стихи. Во времена учёбы, да и работы, состояла в редколлегиях стенгазет. Во время Великой Отечественной войны, когда мне было десять лет, в дни, как мир узнал о подвиге Зои Космодемьянской (тогда назвавшей себя Таней), написала на эту тему большую поэму. Хотела отправить её в газету «Пионерская правда», упаковала в конверт и положила в книжную сумку, которая, как у большинства учеников, была матерчатой. Ранним утром, зимой, в полной темноте, шла в школу по широкой покрытой льдом и снегом речке… Сумка прорвалась. Толстое письмо выпало… Темно, длинный путь, как найдёшь? Тем более, что хватилась я потери только в школе… И восстановить, хотя всё было в голове, невозможно — по очень простой, но в те времена весьма серьёзной причине — не на чем было писать… Не было бумаги… Оно, конечно, к лучшему — что бы мне ответили поэтические асы из «Пионерки»? Мечтала стать журналисткой. Но судьба деревенской девочки из большой семьи в те далёкие и трудные послевоенные годы сложилась совсем другим образом. Много училась, но не по этой части, работала в разных местах Союза ССР, объехала его по работе от Выборга до Сахалина. Получила хорошее многостороннее образование. Стихи писала в свой стол как отдохновение души, даже не мечтала о какой-либо поэтической книжке. А о детских стихах и вовсе дум не было. Уже во многих местах опубликовано, как на написание детских стихов меня подвигла моя трёхлетняя дочь. И до сих пор не пойму, как я взялась за такое дело, как журнал «Тропинка». Наверное, всё-таки жило во мне какое-то журналистское начало… Сейчас, перебирая выпуски, я поняла, какая гигантская и добрая работа проделана нами, мною и горсткой энтузиастов — в атмосфере отнюдь не способствовавшей альтруизму. Хвала вам и честь, мои бывшие незабываемые соратники!

В самом начале подготовки первого номера журнала появился в ассоциации детских авторов Фёдор Алексеевич Васильев — молодой литератор, учившийся в Литературном институте — поэт, мечтатель и фантазёр, почитатель Велимира Хлебникова. Он с большим энтузиазмом сразу же поддержал меня. Был моим помощником и в редакционной деятельности, и в производственных вопросах; и. о. гл. редактора в пяти первых номерах — значительная часть материала подготовлена им — написана, подобрана… Он ввёл в журнал хлебниковскую «Зангези» — страну наших мыслей и желаний (рубрика в журнале — сост.). Писал сам, а его жена Марина Васильева сделала много рисунков для журнала. И я очень им обоим благодарна. Причина его ухода — семья… Работа, как я уже писала, большая, но практически волонтёрская. Но ничем помочь я не могла.

Очень хотелось бы, знать, что и как с ними сейчас.

Ревмира Михайловна Степакова, профессиональный редактор, до выхода на пенсию 28 лет проработавшая редактором в Южно-Уральском книжном издательстве. Редактор областной «Книги Памяти» (15 томов), член Союза журналистов СССР, лингвист-филолог по образованию. Она, эвакуированная во время Великой Отечественной войны из Харькова, жила с матерью в Челябинске, училась в Тракторозаводском районе и получила поощрение — путёвку в первую послевоенную смену в восстановленный всесоюзный пионерский лагерь «Артек» в Крыму. Человек исключительно грамотный, с высокой редакторской выучкой и интуицией. Начиная со второго номера, ею проделана огромная работа по редакторской и корректорской подготовке «давальческого» материала, впервые появляющегося и приходящего в машинописном, а то и вовсе в «ручном» виде. Она основательно и скрупулёзно отредактировала много рукописей, в частности повесть С. М. Гершуни «Жучка-Сит». И так же, не зарплаты ради — и работа была чисто волонтёрской — а руководимая глубоким убеждением в важности, полезности, нужности этого дела, искренней заинтересованностью в нём.

К большому сожалению, Ревмирой Михайловной ко времени существования «Тропинки» ещё не были написаны её воспоминания о войне и военном детстве «В сердце и памяти», и они в ней не оказались. Она была главным моим помощником и по распространению, реализации журнала. Об этом я ещё расскажу дальше.

Вера Киселёва (Вера Николаевна Фомина) (1940–2006). Поэт, постоянный с первого и до последнего номера член редакции журнала. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького в Москве, член Союза писателей России. В «Тропинке» она занималась литературной оценкой и подбором поэтических материалов, сделала множество авторских врезок, вставок. Сколько времени мы с ней просиживали над очередными номерами, раздумывая, прикидывая, разыскивая, и составляя различные подборки стихов, над чтением поступивших материалов, литературной обработкой их, компоновкой в журнале… Часто материалы требовали существенной корректировки, пояснительных текстов… И это вовсе не потому, что Вера Николаевна состояла тогда в правлении Союза писателей России — его представителем она в данном случае не являлась, это был результат и личной дружбы, и соучастия в ЛитО ЧТЗ, и большая её душевная потребность.

Самуил Матвеевич Гершуни (1920–2003) — писатель, член Союза журналистов СССР. Разносторонне одарённый человек, знал несколько языков, делал литературные переводы. Фронтовик, артиллерист-разведчик. Призван в армию в 1939 г. С начала Великой Отечественной войны — на Южном фронте. Был командиром отделения разведки. Однажды ему пришлось вызвать «огонь на себя». Чудом остался жив. Весной 1943 г. во время боя погиб командир батареи, и лейтенант Гершуни взял командование. Прошёл Сталинградский, Брянский фронты. Был тяжело ранен, перенёс несколько операций, около года лечился в тыловом госпитале, признан «ограниченно годным» к военной службе, но ещё 10 лет прослужил в армии. За эти годы окончил английское отделение Центральных заочных курсов иностранных языков. Закончил воинскую службу в звании капитана. Самуил Матвеевич удостоен 14 боевых наград, среди них — орден Отечественной войны I степени, две медали «За боевые заслуги» (их вручали прямо на передовых позициях, между боями).

В Челябинске С. М. Гершуни сначала работал учителем английского языка в школе. Писать и печататься он начал ещё во фронтовых газетах в 1942 г., продолжил в газете Уральского военного округа. И стал известен как поэт и прозаик. Во время работы на Челябинском телевидении Самуилом Матвеевичем написаны повести, рассказы, стихи, басни, очерки. Сотрудничал с областными газетами, печатался в сборниках, альманахах. С 1957 г. стал писать для детей. В его поэтических детских книжках главная тема — труд, его необходимость, его радость, а также добрые стихотворения о важности любви к природе, животным.

 Большой удачей для нас и для него самого явилось появление его в «Тропинке». Он «вывел» журнал на широкую «сцену» — организовал в газете «Южноуральская панорама» детскую литературную страницу «Солнышко-колоколнышко», на которой печатались особо интересные материалы из «папки» журнала. И участие в «Тропинке» разбудило в нём дремавшее писательское перо — им за время работы в ней созданы две военные повести: «Жучка-Сит», напечатанная на страницах журнала в 1998 г. с № 4 по № 6, впоследствии изданная книжкой, и «Димка и Ребус» — эта повесть, уже после прекращения издания «Тропинки», была напечатана в журнале «Луч».

Николай Петрович Шилов (1947–2010) постоянный член выпускающей редакции практически с третьего номера. Окончил Ленинградский институт культуры имени Н. К. Крупской, доцент Челябинского государственного института культуры. Прекрасный детский поэт, неугомонный выдумщик, весёлый и добрый человек. Он придумал Кактуса и Кукушку Риту, «с их помощью» отбирал и помещал стихи, рисунки, рассказы и сказки южно-уральских авторов для самых маленьких в «Детский сад» журнала, а также писал сам. Кроме того, он «ввёл» в журнал своих «учениц» по институту культуры — Д. Колотовкину, М. Мельник.

 Владимир Владимирович Лурье. С 6-го выпуска журнала (сентябрь 1997 г., с № 4) в редакцию пришёл Владимир Владимирович Лурье, преподаватель ЮУрГУ, специалист по электронике, компьютерам. Он сам и его супруга Татьяна Ивановна набирали журнал. С его приходом сложности с электронной компоновкой журнала и набором прекратились, выпуск журнала стал более-менее бесперебойным. В «орбите» «Тропинки» был до последнего номера… Много сил и времени отдал журналу и как организатор, и как автор и редактор интересных материалов. Был также и. о. гл. редактора.

Дмитрий Прокопьев — великолепный оригинальный художник, выпускник скульптурного отделения Челябинского художественного училища, участник скульптурного оформления Ленинградского моста в Челябинске — «обрисовывал» «Тропинку», начиная с третьего номера. Кроме того, он же, иногда совместно с Ольгой Кромер, ещё и автор нескольких весёлых комиксов на обложке и в тексте. Рисованные портреты членов редакции журнала — «его рук дело».

Ася Борисовна Горская (1937–2003), Нина Васильевна Пикулева и Елена Михайловна Поплянова не были постоянными членами редакции. Но они готовили и приносили в редакцию свои материалы по детскому творчеству — «плоды» занятий кружков и других детских творческих организаций — литературных и музыкальных литобъединений, размещали и свои произведения. Н. В. Пикулева вела рубрику «Лёгкое пёрышко», Е. М. Поплянова — «Музыкальную шкатулку».

Нельзя не вспомнить и Ефима Григорьевича Ховива (1928–2003), который был идейным вдохновителем организации журнала, но потом от членства в редакции отказался в пользу своей юмористической детской газеты «Стреляный воробей», выпускавшейся с помощью заводской газеты ЧТЗ. Иногда мы с ним обменивались материалами.

Владимир Иванович Харьковский, бывший сотрудник Южно-Уральского книжного издательства, писатель, как единственный среди нас специалист-издатель по своей основной деятельности, много помог в оформлении первых номеров журнала, он же набирал на компьютере его первый и второй номера.

Вскоре уехал из Челябинска, фотографии я его, к сожалению, не нашла.

За «плановым» материалом обращались к самым разным людям. Но не меньше половины его, как в художественном плане, так и в журналистском, поступало стихийно.

Каким-то образом писатели «старые» и дебютирующие узнавали про существование журнала.

Приходили авторы, приносили статьи, стихи, рассказы. В этом вопросе очень много помогла Л. Г Романова, тогда сотрудник Фонда культуры. Она знакомила со многими потенциальными авторами по самым различным вопросам, «приводила» их в журнал, «подсказывала» какую-нибудь интересную тему. Так, она познакомила меня с археологом С. Г. Боталовым, доктором, а тогда ещё кандидатом исторических наук. Он «прочитал» мне целую лекцию, которая легла в основу очерка о происхождении одного из народов Южного Урала — башкир.

 

КАК ДЕЛАЛСЯ ЖУРНАЛ?

 

Тогда, в середине 1990-х гг., у нас уже накопился достаточный материал на первый номер, мы заручились некоторой поддержкой — как сейчас говорят — стартапом «под залог» размещения рекламы, и рискнули… Мы даже не представляли себе, каким тиражом нам целесообразно его издавать. Первый номер, зная, что школ в Челябинске более 150 плюс библиотеки, решили издать тиражом 300 экземпляров. Тем не менее оказалось, что вполне реализуемый, хоть и, как говорится, с некоторым «скрипом», и тираж 500 экз. Мы наивно полагали, что нас сразу же начнут «хватать за руки», что мы можем даже зарабатывать рекламой… Кое-какую рекламу мы всё же в первом номере разместили. Потом поняли, что для этого дела нужно, по крайней мере, постоянно и быстро издаваться. Мы же порядком и долго помучились и с первыми номерами.

Здесь уместно упомянуть и других тружеников ассоциации детских авторов и, следовательно, «Тропинки» — занимавшихся её хозяйственной поддержкой — бухгалтерией, помещениями (нам пришлось не по своей воле сменить три помещения для «аппарата» и три складских), закупкой и транспортировкой рулонной бумаги, а также «товара» — книг из Москвы, их реализацией и прочими хозяйственными делами, заботами.

 Спасибо им, Э. П. Аввакумовой, А. В. Лежнину, В. А. Лежниной, Г. В. Решетину, Е. А. Джанаян, Л. Ларионовой, Т. А. Стерликовой, И. В. Школьниковой, М. И. Бердюгиной.

 

РУБРИКИ

 

В первом номере «Тропинки» были обозначены контуры нашей будущей работы, обнародован «План-проспект».

Какие рубрики были в журнале и кто их «вёл»?

  1. «Детский сад» — Н. П. Шилов, главный «воспитатель» «Детского сада» с третьего номера.
  2. «Школьные страницы». В рубрике публиковались рассказы, стихи, познавательные материалы о школьной жизни. Особого ведущего не было. Размещали то, что приходило подходящее по тематике.
  3. «Читальный зал». Рассказы, крупные произведения — «военная» повесть С. Гершуни «Жучка-Сит», сказочная повесть «Снеговик Ложконосик и его друзья» С. Школьниковой (впоследствии вышли книжками с рисунками Д. Прокопьева), М. Мельник «Сказка трёхкомнатного королевства», Е. Крестининой «Рыцарь Великих Ботинок», «Артист оригинального жанра» Г. Трейлиба — увидели в журнале своё первое издание. Перепечатывались повести Л. Комарова «За лесами, за горами», А. Тюрина «Саша», Саши Чёрного «Кошачья санатория», рассказы А. Дементьева.
  4. «У нас в гостях». В ней публиковались произведения представителей различных детских творческих коллективов: «Северок», «Алые паруса» (руководитель Г. В. Харина) и школ № 84, 58, 115, 78, 12, гимназии № 77 и др.
  5. «Мой город» — статьи о городских улицах, достопримечательностях, история Челябинской области. Авторы — С. Школьникова, В. Поздеев, В. Боже, К. Шишов и др.
  6. «Вместе на земле». Очерки о народах Зауралья — башкирах, немцах, евреях. Автор — С. Школьникова.
  7. «Лёгкое пёрышко». Детское литературное творчество. Вела рубрику Н. Пикулева.
  8. «Музыкальная шкатулка». К рубрике Е. Попляновой мы долго не могли подобрать наиболее подходящее название. Это были и «Траляляфалия», и «Доремидошкины дорожки», и, наконец, «Музыкальная шкатулка».
  9. «Любовь это...» и 10. «Родная природа» — постоянные рубрики. Готовили их В. Киселёва, Ф. Васильев, С. Школьникова. На разворотах — двух страницах приводились в каждом номере с названием соответственно месяцу выхода журнала стихи по этим темам — русских, советских, зарубежных писателей-классиков. И соответственно, на другом развороте, стихи и небольшие прозаические произведениями широкого круга авторов. Стремились привести их «из глубин поэзии»: не широко известных, классиков и южноуральских поэтов. Печатались произведения Н. Кондратковской, Р. Дышаленковой, Л. Татьяничевой, Л. Преображенской, Н. Годины, Л. Кулешовой, В. Киселёвой, А. Горской, Л. Рахлиса, Ю. Подкорытова, А. Борченко, Г. Скобликова, А. Куницына, С. Борисова, Г. Комарова и др., всего около 70 авторов известных и дебютирующих, в том числе первые стихотворения К. Рубинского. Кроме того, около 40 авторов «масштаба» российского и советского: от А. Пушкина до А. Блока, С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, А. Введенского, Л. Квитко, В. Набокова, В. Хлебникова, А. Тарковского, Е. Благининой, Д. Хармса, З. Александровой и др.
  10. «Давно окончена война. Помни». Военные рассказы, встречи с фронтовиками, очерки. Вела М. Меньшикова. Печатались её рассказы, М. Гроссмана, М. Рыжовой.
  11. «Сказка за сказкой (и о сказках и сказочниках)». На этой странице «отметились» Н. Капитонова, И. Андреева, Е. Разборова и др. Печатались мои сказки, сказки Л. Фроловой, А. Дементьева и др.
  12. «Взглянем пристально» — рассказы о вещах и явлениях: В. Лурье, Д. Колотовкина, М. Мельник. Около 40 статей и рассказов журналистского формата — Н. Ягодинцевой, В. Боже, Э. Дружининой, Е. Разборовой, И. Егурной, Ю. Никитина, В. Поздеева, А. Фехнер, А. Моисеева, Н. Диды и др.
  13. «Немного о себе». Представляли себя писатели: С. Гершуни, Н. Шилов, Н. Пикулева, С. Школьникова (автобиография, произведения). О М. Львове с его собственными записями и стихами подготовил материал А. Белозёрцев, об О. Смирнове писала Н. Ягодинцева, о Г. Трейлибе — Е. Ховив.
  14. «Спортивная страница». Шашки. Её вёл известный тренер, международный мастер по шашкам, основоположник развития детских шашек в Челябинске М. Б. Шац.
  15. «Наша Крестословица». Не обошли мы и развлекательно-познавательный момент. Был в нашем журнале раздел загадок, шарад и т. п. Давали материал и участвовали в подготовке все понемножку.
  16. АКОНН — Академия очень нужных наук — очерки об экономике, беседы с предпринимателями, в частности с В. В. Махаловым, тогда генеральным директором Уральского торгового дома «Логика».

Большая часть рубрик была в каждом журнале, некоторые появлялись только по мере поступления соответствующего интересного материала, например — рассказ А. Фехнер о наблюдении за… муравьями.

Были в журнале рисунки художников Г. Лобковской, М. Хариной, Н. Рыженкова, А. Разбойникова, С. Никонюк, В. Питиримовой, И. Сапожниковой, В. Курбатова, М. Мельник, И. Балдина, Ю. Костыркиной, А. Лебедева и других, а также фотографии Ю. В. Лежнина.

В целом на страницах журнала под его материалами — стихами, прозаическими и музыкальными произведениями, сообщениями и заметками — появилось более 200 имён и фамилий авторов: детей и взрослых, опытных писателей и поэтов, как имеющих, так и не имеющих статуса члена Союза писателей или Союза журналистов, инженеров, учителей, предпринимателей и др. Думается, что все они с добрым чувством вспоминают нашу «Тропинку».

 

СРЕДСТВА

 

Теперь — самый «насущный» вопрос: на какие средства существовала «Тропинка»?

Ну, авторы — они, как правило, люди бескорыстные, в основном довольны были получить «Бо-о-ольшое спасибо» за то, что их напечатали. Сложностей было много. Гонораров мы не платили, но и за счёт авторов их произведения не издавали (кстати, такие предложения и не поступали). Ведь литературная работа у нас была, повторяюсь, «волонтёрская».

А вот набор, бумага, типография, помещение…

В начале — набор. К этому времени развилась технология — уже был компьютерный набор. Но специалистов его было в те годы — середина 1990-х — не так много. Задержка выхода номера, а это случалось нередко, особенно первых номеров, происходила в связи с трудностями набора. Для первых двух номеров эту работу сделал В. И. Харьковский, затем А. Беляев, С. Коночкин и с № 5 журнал набирали, как я уже написала, В. В. и Т. И. Лурье. Производился он с «ручных» и машинописных рукописей.

Очень сложно было с типографией. Это не сейчас, когда «расплодились» электрографы и полиграфические услуги чуть не на каждом углу. Тогда их было немного. И главное, куда бы мы ни обращались, везде требовали предоплату в приличном размере и… свою бумагу.

И тут пришла на помощь типография ИЧП «Ирбис» (впоследствии «Гутенберг») А. В. и В. А. Лежниных. Они взялись печатать журнал в кредит. А предприятие АО «Энергетика» в лице его руководителя М. Я. Каретного согласилось поставлять нам также в кредит нужную бумагу, причём с доставкой прямо к дверям типографии. Я им — М. Я. Каретному и В. А и А. В. Лежниным — очень благодарна. Кстати, по типографии. Такое в то время было развитие типографского дела в Челябинске, что А. В. Лежнину для изготовления цветных плёнок на обложку нужно было ездить в Свердловск.

 Итак, средства. Когда я села за написание статьи, то начала её как раз с этого вопроса: «сначала деньги, потом стулья». Потом подумала: ну, кому интересно читать, про то, как… Если не знаешь с самого начала «за что». Поэтому и решила начать «со стульев».

Теперь же пришла пора поговорить и о, скажем вежливо, финансах. Откуда, как, сколько.

Поскольку ассоциация детских авторов была создана с целью помочь детским писателям в издании их произведений, предполагалась следующая схема организации помощи — аналогично деятельности тогдашних издательств. АДА на свои средства готовит и печатает книгу автора-заказчика, передаёт ему оговорённую часть тиража (который в те поры бывал довольно существенным), оставшуюся его часть реализует на свой счёт. На эти финансы издаётся следующая книга, и решаются прочие вопросы. Для издания первых книжек О. Шаткова «Ничё себе», Г. Трейлиба «Рассказы и сказки», С. Школьниковой «На зелёной даче» и «Весёлые матрёшки», а также двух номеров газеты «Тропинка» уже были некоторые средства от реализации закупленных книг (в свою очередь — на банковский кредит). Среди них семитомное издание «Приключения Алисы» Кира Булычёва, возможно, у кого-то оно есть.

Интересна «судьба» книжки «На зелёной даче». В 2014 г. на конкурсе для юных художников учащиеся 5б класса МБОУ СОШ № 101 независимо от автора выбрали её для издания со своими рисунками. И выиграли первое место!

Вроде кое-что у нас начало получаться. Даже сдали для печатания в ещё государственную типографию несколько книг. Но это были лихие девяностые. Многие наши начинания «умерли на корню» из-за катастрофического обесценивания родной валюты. Издавать книги стало не только накладно. Значительные суммы, уже вложенные нами в типографии, попросту пропали, так как продолжать печатание книг из-за дико возросшей типографской стоимости было невозможно, а за уже сделанную и оплаченную часть работы издательства, естественно, деньги не возвратили…

Тем не менее, АДА осуществляла материальную помощь авторам в издании их книг: оплатила рисунки к книгам Т. Большаковой и А. Горской, даже давала беспроцентную ссуду на издание. И понемножку всё-таки издавала книги местных авторов по выше приведённой схеме. Реализация давалась с большим трудом, но мы получили возможность продержаться, и даже продолжать мечтать об… издании литературно-познавательного детского журнала!

Хорошо, когда мечты превращаются из «нечта» — витающего в облаках в нечто, вполне осязаемое!

Наконец, приняли решение. Журналу быть!

 

О ФИНАНСАХ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛА

 

Можно сказать, к сожалению, что, однако, реализация журналов не давала доходов — только-только чтобы расплатиться за кредиты. И почти всегда следующий делался опять в кредит — как я уже говорила — за бумагу, набор и типографские расходы. Спонсоров у нас не было. Сама реализация производилась «с рук». В киоск «Союзпечати» вначале брали несколько экземпляров, но торговая наценка была на них очень высокая, они покупались слабо. Потом все киоски стали принадлежать Москве. И тут уж местную самодеятельность вообще не стали брать на продажу.

Схема реализации была такая. С выходом тиража очередного журнала я обращалась к руководителям районных отделов образования, демонстрировала журнал, и они всегда некоторое количество для школ покупали. Непосредственно со школами общаться было бесполезно — из-за одного экземпляра в библиотеку иногда такое выслушаешь. Некоторые считали нас эдакими предпринимателями — раз издаёте, значит, это вам выгодно. В наши альтруистические помыслы в пышно расцветающей атмосфере коммерции далеко не все верили. С благодарностью вспоминаю бывшего тогда директором школы-детского сада № 59 Ю. Г. Сепетёрова. Он всегда покупал у нас десять экземпляров. К десятилетию этой школы мы в 1997 г. по её заказу выпустили специальный номер журнала (тиражом 3000 экз.!).

С большой признательностью вспоминается бывший тогда директором Дворца культуры пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска Ю. П. Кропотов. Он закупал до 25 экземпляров нашего детища. Какое-то количество журналов брал у нас бибколлектор — была такая организация по комплектованию библиотек. Так что непосредственно с библиотеками мы не общались. А вот различные детские организации (детдома и т. п.) Ревмира Михайловна то с пачкой журналов, а то и с одним самоотверженно и регулярно объезжала и обходила, иногда ехала насквозь через весь город. Где-то покупали, кому-то дарила. Был у нас и свой маленький «киоск», то есть стол для продажи журнала и наших книжек в Театре оперы и балета. Работала в нём Л. Ларионова.

Придумали мы ещё и такую «хитрость». Проходили избирательные кампании. Мы по договорённости со штабом кандидата готовили и печатали познавательный материал о его месте работы, деятельности. Затем штаб закупал у нас большую партию (до четверти тиража) журнала для избирателей. Так получалась тройная польза обществу — «лили воду на мельницу» кандидата, давали большой интересный материал читателю и заработок АДА. К примеру, материал о хлебопекарстве, хлебопекарном комбинате «Хлебпром» и его тогдашнем президенте С. А. Мительмане был опубликован в № 4, 5 за 1997 г., или о заводе имени Д. В. Колющенко, о личности Д. В. Колющенко, и о тогдашнем директоре завода С. М. Бухдрукере — в № 5 за 1998 г.

Кстати, книга, о которой я уже говорила, «Операция “Аптека” для больших и маленьких», созданная и изданная Ассоциацией детских авторов в 1992 г., выручившая АДА и послужившая избирательной кампании в 1990-е гг., поучаствовала и в выборной кампании 2016 г. Она была переиздана издательством «Каменный пояс» (попечением Д. Г. Графова) на средства, предоставленные кандидатом, а затем избранным членом Государственной думы VII созыва, заслуженным работником сельского хозяйства А. Г. Литовченко, за что мы, авторы, им благодарны.

 

КТО И КАК НАМ ПОМОГАЛ

 

Помогал ли кто-нибудь нам? Морально — да. О нас писали в газете «Вечерний Челябинск» (Юрий Абраменко «“Тропинка” в светлое будущее», Нина Ягодинцева «Если долго-долго идти по “Тропинке”»), в журнале «Челябинск» (Нина Ягодинцева «По “Тропинке” в детство»). Писали о нас в газете «Южноуральская панорама», в некоторых заводских газетах. Нас это очень поддерживало.

          Но помочь материально… Я, конечно, обращалась в городские и областные учреждения культуры. Постепенно нас всё-таки признали — общественно полезный журнал на фоне единоличных активно пробиваемых изданий… В 1998 г. или в начале 1999 г., точно не помню, я даже была приглашена на что-то вроде приёма деятелей культуры у вице-губернатора, им был тогда А. Н. Косилов, даже получила соответствующий диплом.

Откровенно говоря, мы всегда стремились выкрутиться сами. Но однажды при нашем очень тяжёлом положении я обратилась к тогда заведующему областным образованием В. Н. Кеспикову. В те годы существовал закон, что 5 % полагающихся налогов предприятие могло передать непосредственно органу культуры или образования. И В. Н. Кеспиков выделил нам «счёт» на 90 тысяч рублей из полученного таким образом налога! Конечно, он выдавался не деньгами, а «натурой» — продукцией предприятия. Предоставляли нам эту продукцию, естественно, не по себестоимости, а по максимальной рыночной цене. Но куда денешься? И на том спасибо! Эту продукцию мы довольно сложным путём (почти анекдотическим) превратили в деньги. Разумеется, уже не в 90 тысяч, а изрядно меньше. Но таково было время! Вероятно, после совещания или собрания у А. Н. Косилова «Тропинку» включили в областную программу «Дети Челябинска» и пообещали выделить 50 тысяч рублей. Но это было уже в 1999 г., тут как раз началась очередная государственная пертурбация, непонятная переорганизация, перерегистрация, я даже ездила для неё в Свердловск. В 1999 г. мы выпустили только один, 19-й номер журнала, посвящённый А. С. Пушкину. А потом, в начале 2000 г. я вообще уехала из Челябинска. И воспользоваться этими деньгами для «Тропинки» не пришлось.

Тем не менее, ассоциация детских авторов и я лично, как её председатель, всегда были рады любой моральной, финансовой и иного вида помощи, выражали благодарность организациям и лицам в «Благодарственном листе», печатавшемся в «Тропинке».

И сейчас я повторяю большую благодарность В. Н. Кеспикову, Л. Г. Романовой, К. А. Шишову, С. Г. Боталову, С. А. Мительману, С. М. Бухдрукеру, В. С. Боже, Н. А. Диде, Ю. Г. Сепетёрову, Ю. П. Кропотову, М. Я. Каретному, В. В. и Т. И. Лурье, А. В. и В. А. Лежниным, Ф. А. и М. Васильевым, Р. М. Степаковой, Э. П. Аввакумовой.

Увы, время — жестокая вещь. Многих из тех, с кем мы работали в журнале, печатались в нём, уже нет с нами. Но они остались на его страницах, и, надеюсь — в некоторых учреждениях и библиотеках, сохранивших журнал. Светлая им память.

 Когда уезжала, многих уговаривала взять на себя издание журнала. К великому сожалению, персона, которая взялась было за это дело, вскоре и сама уехала. Ассоциацию детских авторов тоже никто не захотел принять в свои руки. И в 2005 г. судебным заседанием она была закрыта, как не функционирующая организация. Действующая ныне Ассоциация детских и юношеских авторов — совсем другая организация.

 Я вернулась в Челябинск в 2011 г. По договорённости с О. Н. Павловым, председателем Челябинского отделения Союза писателей России, мы пытались возобновить журнал. Но и время не то, и люди не те. Да и сама писательская организация уже издаёт детский литературно-художественный альманах «Подорожник».

Название «Тропинка», тем не менее, «пристроил» Союз детских писателей Южного Урала (СДП) при Челябинском отделении Союза писателей России, назвав так свой сайт — tropinka74.ru. Добро пожаловать! Милости просим!

 

Северина Школьникова,

август 2021 г.

 

Размещено 06.04.2022

 

Литература

  • ГИТИС, М. С. «Тропинка», детский литературно-познавательный журнал / М. С. Гитис // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск : Каменный пояс, 2001. — С. 882.
  • ГИТИС, М. С. «Тропинка», детский литературно-познавательный журнал / М. С. Гитис, Н. А. Капитонова // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редколлегия: К. Н. Бочкарев (главный редактор) [и др.]. — Челябинск : Каменный пояс, 2008 . — Т. 6. — С. 607.
  • ШАВКАТОВА, М. «Тропинка» из детства / М. Шавкатова // Челябинский рабочий. — 1996. — 13 ноября.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. А. Если долго-долго идти по «Тропинке» / Н. Ягодинцева // Вечерний Челябинск. — 1997. — 13 августа. — С. 3. — (Литературная среда).
  • АБРАМЕНКО, Ю. «Тропинка» в светлое будущее / Ю. Абраменко // Вечерний Челябинск. — 1998. — 17 июля.
  • ЯГОДИНЦЕВА, Н. А. По «Тропинке» в детство / Н. Ягодинцева // Челябинск. — 1998. — № 4. — С. 46–47.